Славяне в VI – VIII в. н. э.
В период родового строя – на догосударственной стадии развития – основными ячейками славянского общества были род и община. Община представляла собой коллектив людей, объединенных кровнородственными связями и ведущих общее хозяйство. Родство велось по мужской линии и основывалось на происхождении от общего предка. Распространенное у славян подсечное земледелие требовало значительных коллективных усилий по обработке земли, что обуславливало прочность общинных институтов, составляло экономическую основу первобытного равенства и коллективизма.
Кровнородственные общины объединялись в племена. Во главе племени стоял выборный вождь – военный предводитель. В источниках для обозначения племенного славянского вождя используется термин «жупан». Все свободные мужчины племени собирались на вече, на котором решали наиболее важные вопросы. Решения веча готовили старейшины. Военная организация охватывала все мужское население. Такую форму общественных отношений, предшествующую возникновению государственной организации, в научной литературе принято именовать военной демократией.
Великое переселение народов ускорило распад родоплеменного строя у славян. Наряду с кровнородственными общинами возникают территориальные общины, основанные на соседских связях. В состав территориальной общины входили так называемые большие или патриархальные семьи. Такая семья объединяла под властью домовладыки-патриарха три-четыре мужских поколения вместе с их женами и потомством. По мере хозяйственного развития из больших семей выделились малые семьи, состоящие из родителей, их детей и ведущих самостоятельное хозяйство.
Большие изменения в жизни славян были связаны с переходом от подсечного к пашенному земледелию. Более высокая производительность труда способствовала увеличению урожая, укреплению хозяйства отдельных семей. Прогрессирует имущественное расслоение, выделяются зажиточные слои населения. Вожди и их ближайшее окружение накапливали богатства от военной добычи, дани, взимаемой с покоренных племен, а также получали доходы за счет торговли и контроля над важнейшими торговыми путями.
В своих хозяйствах вожди и племенная знать начинают использовать труд рабов, захваченных во время военных походов. Таким образом, именно рабовладение явилось первичной формой классовых отношений и социального неравенства у славян. Однако рабовладельческий уклад у славянских народов сложился в то время, когда рабовладельческий строй в соседних странах (в Западной, а затем – в Восточной Римской империи) уже исчерпал возможности своего развития. Поэтому у славян, также как у германцев, рабовладение не стало основой производственных отношений. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, находились на правовом положении младших членов семьи. Такое рабство, в отличие от классического (античного), называется патриархальным.
Военные походы, подчинение силой более слабых соседей вели к образованию союзов племен, в которых преобладали территориальные, а не кровнородственные связи. Усиливается власть вождей, проявляются тенденции к превращению вождей из выборных военных предводителей в наследственных правителей. Можно говорить о возникновении иерархии (соподчинения) племенных центров и вождей. Вождей крупных территориальных союзов в источниках именуют «рексами», отграничивая их от жупанов – традиционных племенных вождей.
Вокруг вождя формировался отборный отряд воинов – прообраз княжеской дружины. Вождь, опираясь на дружину, оказывал давление на народное собрание и тем самым зачастую определял его решения. Родоплеменные старейшины стали образовывать наследственные группы «старших» или «лучших» людей. В состав совета старейшин отныне входили только представители наиболее знатных семейств. Таким образом, шел процесс преобразования органов родоплеменного самоуправления в публичные органы от власти.
Период VII – VIIIвв. следует определить как период постепенного формирования племенных княжений на базе ранее возникших союзов племен. В византийских источниках применительно к южным славянам такие образования обозначаются как «славинии». Вероятно, эти княжества уже можно рассматривать как первые, еще очень примитивные государственные организации. Институт княжеской власти еще во многом зависел от племенных обычаев и традиций, на которые опиралось и могущество знати. Степень подчинения населения власти была сравнительно невелика.