Система должна быть гармоничной

Государства европейского союза (ЕС) при проведении дальнейших фискальных реформ в целях достижения экономического благосостояния после введения единой валюты в первую очередь должны решить проблему налогового законодательства.

Такое заявление сделал премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Жюнке, ссылаясь на тот факт, что с введением евро потоки капитала будут направляться из стран с высокими налоговыми ставками в страны, где уровень налогообложения ниже.

Например, если система не будет столь гармоничной, то миллиарды немецких марок найдут свое применение в банках Люксембурга. Поэтому страны, принимающие евро и вступившие в Европейский валютный союз (ЕВС), обязаны придерживаться единой экономической политики.

Жюнке также отметил, что введение евро не снизит уровень безработицы в краткосрочном периоде. Однако без наличия единой европейской валюты этот макроэкономический показатель будет продолжать расти все выше и выше.

В заключение премьер выразил надежду на подписание нового соглашения, в результате которого, начиная с 1999 года, бюджет ЕС уже не будет на 60% формироваться за счет германских налогоплательщиков.

1) Выпишите из прочитанных текстов незнакомые слова. Пользуясь Словарем русского языка под ред.С.И.Ожегова, Словарем иностранных слов, определите их значения.

2) Проанализируйте каждый текст с точки зрения наличия в нем характерных для информационной заметки композиционных частей:

• информация о событии;

• комментирование этого события (оценка фактов, разъяснения,

характеристика);

• обобщение.

3) Ответьте на вопрос: "Какую целостную картину воссоздают эти тексты?" Постройте монологическое высказывание обзорного характера, используя информацию данных текстов. Озаглавьте его.

Задание 5.

Просмотрите подборку газет за неделю, сделайте вырезки по проблемам: "Внутренняя и внешняя политика"; "По странам и континентам"; "Мир и молодежь".

Обратите внимание:

При подготовке обзоров газетного материала, в частности заметок

информационного характера, необходимо:

1) определить тему предстоящего обзора;

2) выписать из газет названия заметок по данной теме;

3) указать адресат;

4) подчеркнуть в каждой заметке основную мысль или основные положения, выписать ключевые слова и словосочетания, которые будут использоваться при раскрытии той или иной темы;

5) наметить соответствующую, характерную для обзора последовательность изложения материала: а) введение (перечисление, и общая характеристика событий за неделю); б) описание событий (первого, второго, третьего и т.д.) с) соответствующим комментарием этих событий; в) обобщение, выводы.

При подготовке обзоров по материалам газет необходимо обратить внимание на употребительность изъяснительных конструкций, в центре которых находятся глаголы речи, мышления (пишут о том, что; сообщаю?, передают, что; отмечается, что; сообщается, что; заявил, что; считает, что; важно, что; отмечено, что). С помощью этих конструкций в обзор вводится исходный материал, осуществляется переход от описания одного события к описанию другого, там, где необходимо, дается сноска на различные источники (зарубежную или отечественную печать, мнения общественных деятелей).

Задание 6.

Прочитайте фрагмент статьи О.Сулейменова "Золотая латынь" ("Казахстанская правда" от 13 марта 1996 года).

Золотая латынь

В феврале этого года в Париже на Всемирной лингвистической выставке я говорил о судьбе книги. Это моя давняя тема. Имел в виду не какой-то конкретный труд, а книгу вообще.

Сказал, что в истории цивилизации, очевидно, наступает постграмотная эпоха: человечество читателей на глазах превращается в человечество зрителей и слушателей. Наши дети уже не читали "Войну и Мир", "Дон Кихота", "Моби Дик"; они видели их па экране, экранизировав всего Толстого, Чехова, Диккенса, Дюма, Шолохова, Марка Твена, Гюго - духовно ограбили целые поколения. Десять лет назад, выступая на съезде кинематографистов, я просил кинорежиссеров оставить в покое классику. Неужели не хватает современной прозы: она на экране только улучшается!

Книга гибнет. Первопричина цивилизации. Электроника - всего лишь последствие. Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов. Письменность угасает, потому что мы не поняли ее истории и значения.

Вид гомосапиенс существует три миллиона лет. И только в последние максимум тридцать тысячелетий он образовался в народе - создал языки, культуру. За шесть тысяч лет с момента появления строчного письма - информационного средства, наиболее активно мускулирующего ум, человек стал Человеком. И теперь, облегчив все трудоемкие процессы своей многообразной деятельности, он незаметно для себя вступил на опасную тропу, ведущую в обрыв, - предельно облегчает труд получения информации. Уже не пишут письма: телефон. Все меньше читают журналы: телевизор. Некогда серьезные газеты выходят в цвете, раскрашенные, как азбука - максимум иллюстраций, минимум крупно набранного текста. У таких газет наибольший тираж: читатель деградирует, впадает в детство.

Потому и наши постсоветские общества, неожиданно для себя оказавшиеся в полосе экономической депрессии, без заметного сожаления расстаются с культурой и прежде всего с книгой.

Казахстанские издательства, выпускавшие еще несколько лет назад сотни названий миллионными тиражами, сегодня печатают только вокзальное чтиво - несколько раскрашенных детективов.

(...)

В центре сиятельного Парижа писатели говорили об угасании Письменной цивилизации. Пройдет несколько десятилетий - погаснут и экраны телевизоров, остановятся компьютеры - обескультуренное человечество уничтожит себя в одной из незначительных мировых войн. Единственная одаренная разумной жизнью планета опустошенно продолжит свой путь в бесконечность в ожидании новых миллионолетних этапов бессмертной эволюции. В ожидании нового Первого письменного знака.

А. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение, использовав ответы на вопросы, данные ниже.

1.Какова цель авторского высказывания?

2.Как проявляются в статье убедительность, эмоциональность, авторская страстность?

3. Какие языковые средства, характерные для данного речевого стиля, используются в тексте? (однородные члены с сопоставительным, противительным значением, риторические вопросы, неполные предложения, обратный порядок слов в предложении, параллельный способ связи предложений, односоставные предложения, оценочная лексика).

4. Какой тип речи характерен для текста данного содержания?

Б. Выделите смысловые части текста, предварительно ответив на следующие вопросы.

1. На какую тему говорил О.Сулейменов в Париже на Всемирной

лингвистической выставке?

2. Что для автора означает "постграмотная эпоха в истории цивилизации"?

3. Как вы понимаете тезис. "Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов"?

4. Каким образом человек облегчил труд получения информации?

5. Что пишет О.Сулейменов о взаимосвязи экономики и культуры?

6. Каковы последствия угасания Письменной цивилизации?

Задание 7.

Сделайте сообщение по статье "Золотая латынь", используя данную ниже схему.

1. Общая характеристика текста.

а) Газета ... опубликовала (напечатала, поместила) в номере от ... статьи (сообщение) (кого?) ... (откуда?)... под заголовком ...

б) В ... опубликовано сообщение (статья) ...

2. Характеристика темы текста.

а) Газета ... информирует (сообщает, пишет) о ...

б) В статье говорится о ...

в) Статья ... посвящена вопросам (проблемам, положению)

(В этой части работы определите основную (главную) мысль текста, т.е. найдите в тексте предложение, выражающее его основную мысль, проследите, как развивается эта мысль в зачине и подтверждается, конкретизируется, дополняется в центральной, фактологической части и концовке).

3. Определение основной мысли текста.

а)... является основной (главной) мыслью текста.

б) ... Именно это положение (тезис), по моему мнению, передает основную» мысль текста.

в) Основная мысль сообщения может быть сформулирована следующим» образом ....

(Найдите в тексте слова, содержащие конкретные факты (кто? где? когда? сколько?), отметьте в каждом абзаце текста предложения, соотносящиеся по-своему содержанию с тем, которое выражает главную мысль. Найдите и подчеркните в опорных предложениях слова, составляющие тематическую сетку текста).

4. Передача опорных фактов текста.

а) В статье говорится (отмечается), что ... .

б) В речи (статье) ... подчеркивается (указывается, отмечается), что ... . Прочитайте еще раз заголовок. Определите, выражена ли в заглавии оценка фактов, излагаемых в тексте. Найдите в тексте предложения, передающие отношение автора к описываемым фактам. Подчеркните в данных предложениях оценочные слова. Определите, какие образные средства использует автор для передачи своего отношения к изображаемому. Ответьте на вопросы: Какие чувства вызывают у вас описанные факты (удивление, возмущение, опасение, восхищение)? На чем основаны ваши чувства, ваша убежденность? Что бы сделали (предложили, организовали) вы, если бы были на месте ...?

5. Выражение отношения к содержанию текста:

а) Я думаю (полагаю), что ... (удивление, возмущение).

б) Вызывает опасение (удивление, возмущение) тот факт, что ... .

в) Я убежден(а), уверен(а), что ... .

г) Если бы я был(а) ..., то я предложил(а) ... .

д) По моему мнению, ...

Как мне кажется, ...

Не вызывает сомнения, что ...

Трудно представить себе, что ...

Задание 8.

Прочитайте фрагмент из книги-диалога Чингиза Айтматова и Мухтара Шаханова «Плач охотника над пропастью (Исповедь на исходе века)». Сформулируйте тему и основную мысль текста.

М.Шаханов. Как бы ни носила переменчивая судьба нас, смертных, по волнам жизни, по разным местам и разным странам, одно остается для человека всегдашним притяжением — край, именуемый землей отцов. И где бы мы ни находились, мы вновь и вновь, пусть мысленно, возвращаемся к тому небольшому в масштабах планеты земному пространству, к той единственной земле, на которую, по образному выражению казахов и кыргызов, пролилась капля крови из перерезанной при твоем рождении пуповины. Это и есть для каждого начало мира, отправная точка обитания на земле родной и любви к ней ...

Есть ли кто на земле, в чьем сознании не живет образ отчего края? Будь то даже образ строптивой необузданной реки, берега которой исхожены тобой вдоль и поперек, по которым ты еще мальчишкой носился босиком ... Порой тоскуешь даже по кваканью лягушки в зарослях у реки, лаю собак в затихающем вечернем ауле ...

Мне довелось побывать вместе с Вами у Вас на родине - в аиле Шекер. Теперь это знаменитое место в Таласской долине, для многих Ваших поклонников этот аил — достопримеча­тельность края. Да, удивительный по красоте горный уголок.

Мы подъезжали к Шекеру, и я обратил внимание, как Вы волновались, как отражались переживания на Вашем лице. Сидя рядом в машине, я догадывался, какие чувства бередят Вашу душу - порой печальные, порой радостные воспоминания детства и молодых лет ... Мне думалось, каждый подъем или спуск на нашем пути будто вопрошал: "Ты не забыл меня?...". Должно быть, природа родного края, жизнь земляков во многом сформировали Вас как писателя. Ваше творчество взросло именно на этой ниве, благодаря тому, как глубоко Вы проникли в окружающую Вас среду и полюбили ее.

Пожалуй, если бы некая сила вдруг вырвала аил Шекер из Вашего сознания, Вы бы пополнили ряды заурядных, обыденных сочинителей.

Ч.Айтматов. Должно быть,- так оно и есть - судьба человека изначально закладывается отчей землей, на которой он родился и вырос. Важно при этом суметь пропустить через свою душу то, что взял у нее и подобно пчеле, собирающей мед, влить в свое сердце. (…)

Любить родную землю вовсе не означает оставаться всегда на ней, не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись в самих себе, мы никогда не достигнем расцвета, всестороннего развития.

К примеру, молодежь из твоего Отрара или из моего Шекера разлетелась нынче по всему миру. Одни отправились получить образование, другие - перенять чужой профессиональный опыт. Предки наши говорили: "Пока ты на коне, познай мир". И это замечательно! Пока молод, полон сил и энергии, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов.

Но, тем не менее, где бы ты ни был, в какой бы точке земного шара ни оказался, родная земля остается для тебя одной-единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти но жизни. Потому как чужая земля, чужой воздух, чужая вода не заменят родины ...

Нам чужда самонадеянность иных людей, убежденных в том, что они проживут без родной земли, а родная земля не обойдется без них. Наоборот: священная земля наших отцов будет жить и расцветать и без нас, а вот нам, духу нашему, без нее никогда не взлететь высоко.

Воистину: пока жива родная земля, живы и мы!

а) Назовите стилевые черты, по которым можно определить принадлежность текста к тому или иному стилю, подстилю, жанру.

б) Как влияет стиль, тема и основная мысль на разнообразие типов речи и на использование языковых средств?

в) Определите микротемы и запишите их в тезисной форме.

г) Сделайте анализ способов и средств связи предложений и частей текста.

д) Выделите в тексте имеющиеся виды информации (основная; дополнительная, дублирующая, иллюстрирующая).

Глава 4. Hayчный стиль.

Научный стиль — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. В научной речи доминирует функция сообщения, говорится о результат их исследовательской деятельности. Обычная форма реализации этого стиля - монолог. В научной речи имеет место предварительный отбор языковых средств.

Научный стиль реализуется в следующих жанрах — монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и др.

В сфере научного общения преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мыслей. Ведущей формой речи в области науки является письменная, и обычно мышление выражается в суждениях и умозаключениях, следующих друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, отсюда обобщенность и абстрагированность характера мышления. В научных работах основной тип речи — рассуждение — доказательство. Окончательная кристаллизация научных положений осуществляется через тщательное внешнее языковое воплощение.

Наши рекомендации