Российская империя как исторический феномен

Формирование Российской Империи происходит в результате длительной внешней экспансии с начала 14в до 1917г. Присоединение территорий происходило в результате прямого завоевания и захвата, однако, как правило, эти территории не были суверенными государствами, а входили в состав другого крупного государства. Это снижало на первых этапах уровень национально-освободительного движения. Можно выделить несколько этапов.

1)14-16в. Это собирание земель вокруг Москвы, т.е. формирование Московского централизованного государства. На этом этапе Московское государство было моноэтническим.

2)16-17в. Московское государство переходит к внешней экспансии, в восточном направлении - завоевание Астраханского и Казанского ханства, затем колонизации Сибири; в западном направлении Россия вступает в борьбу со Швецией, Польшей и Турцией. Переломным моментом становится присоединение Украины к России. Россия становится многонациональной и формируется как цивилизационно-народное общество.

3)18- начало 20 века Россия становится империей и входит в ряд великих государств. Отныне без России не решается не один вопрос международной политики. Россия начинает экспансию во всех направлениях. На восток — освоение Восточной Сибири и присоединение дальнего востока, Аляски, и тихоокеанского побережье Северной Америки. В юго-восточном направлении в 19в происходило завоевание Казахстана и Средней Азии. В южном направлении во 2 половине 17в к России присоединяется Крым и Северный Кавказ. В 1 половине 19в в результате воин с Турцией и Ираном к России присоединяется Закавказье. В северо-западном направлении в результате 5 воин со Швецией в 18в к России отходит Южная Прибалтика, а в 1814г царство болгарское. В результате начала 20 века в составе России было 165 народов, относившимся ко всем религиозным конфессиям и к разным типам цивилизованного развития.

Реформы Петра

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ,

связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления,

областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных

сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели

огромное прогрессивное значение.

Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он почти не знал мира: весь

свой век он воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее

продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она

имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной

обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход

событий.

РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и

заменять их новыми.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти

сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил

титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и

судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12

коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и

подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и

Адмиралтейство.

Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,

департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в

своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала

губернская канцелярия.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50.

Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь,

делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.

Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую

классификацию служащего люда. Все новоучрежденные должности - все с

иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, -

выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный,

Церковная реформа играла важную роль в утверждении абсолютизма.Управление

церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции

"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было

ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий

Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой

Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа

высокопоставленных чиновников.

Просвещенный абсолютизм

Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле не имея на то никаких прав.

Она совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца.

Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно быстро овладела положением. В манифестах от 28 июня и 6 июля она постаралась обосновать свои действия.

Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать ее время как период "просвещенного абсолютизма". Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке довольно широкое распространение.

В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Задачи "просвещенного монарха" Екатерина представляла себе так: "1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина считала, что Сенат присвоил себе слишком много полномочий и в 1763 г. по проекту Н. И. Панина реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве) . Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. В этих условиях необычайно возрастала роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов после 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе, создание же его еще раз показало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Наши рекомендации