Понятие, предмет и принципы мэп

Международное экологическое право- совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов по охране окружающей среды и рационального ее использования.

Международными экологическими правоотношениямиявляются урегулированные отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу воздействия человека, народов, международного сообщества на окружающую природную среду.

Субъектами международных экологических правоотношенийявляются государства, а также, когда это предусмотрено правовыми нормами, и нации, народы, международные правительственные и неправительственные организации.

Международное экологическое право относится к числу наиболее активно развивающихся отраслей международного публичного права, что вызвано остротой глобальных экологических проблем.

Предметом МЭП являются межгосударственные и иные международные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и животный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и т.д. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Ключевым элементом международного права окружающей среды является концепция "устойчивого развития". Понятие "устойчивое развитие" было выработано с позиций экосистемного подхода, основу которого составляет императив выживания человечества, помещающий экологическую проблематику в общем и концепцию "устойчивого развития", в частности, на уровень глобальных проблем.

Принципы МЭП.

Международно-правовые отношения в области охраны окружающей среды регулируются общепризнанными принципами международного права:

- уважение государственного суверенитета, суверенного равенства государств;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- территориальная целостность и неприкосновенность;

- мирное разрешение споров;

- добросовестное выполнение обязательств.

Помимо общепризнанных принципов международного права, в процессе развития международного права окружающей среды были разработаны и специальные принципы.

Впервые принципы МЭП были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. в виде сформулированных 26 принципов. Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы, которая одобрена Резолюцией от 28 октября 1982 г. Генеральной Ассамблеи ООН.

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены также в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).

К числу наиболее важных специальных принципов МЭП относятся:

1.Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений является одним из основополагающих специальных принципов. Значимость данного принципа состоит в том, что он определяет основное направление развития международного права охраны окружающей среды.

2. Принцип международного природоохранного сотрудничества предусматривает, что государства разрабатывают планы на случай чрезвычайных обстоятельств, которые могут вызвать трансграничные экологические нарушения, и сообщают соответствующую информацию заинтересованным государствам и сотрудничают с ними, когда такие ситуации возникают.

3. Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде запрещает такие действия государств в пределах их юрисдикции или контроля, в результате или посредством которых может быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды в районах общего пользования.

4. Принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Основанием ответственности здесь является нарушение соответствующего международно-правового обязательства. Проблема состоит в том, что причиненный ущерб, как правило, не может быть оценен с помощью существующих международно-правовых конструкций.

5. В основе всей системы мер предупредительного характера, должен находиться принцип предварительной оценки воздействия на природную среду, т.е. государства обязаны до начала осуществления каких-либо действий проводить консультации по поводу того, может ли запланированная деятельность причинить ущерб окружающей среде за пределами действия национальной юрисдикции или же она является в этом отношении безопасной.

6. Принцип, оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности постепенно включается в действующее международное право. Процедура оценки экологического воздействия была разработана ЮНЕП и касается оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий. Здесь учитывается воздействие на все виды природных объектов, расположенных не только на территории государства, но и на международном пространстве общего пользования.

7. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду отражает обязательство государств не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству.

8. Принцип экологической безопасности - комплексный принцип международного права, который из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное - недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью.

9. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, помимо национальной, также и разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и параметров.

Наши рекомендации