Понятие, предмет, принципы и источники м.в.п.

Международное воздушное право –как отрасль международного права,предусматривает совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Международное воздушное право регулирует преимущественно международную деятельность национальной гражданской авиации, которая складывается из международных полетов и международных перевозок. Такого рода деятельность осуществляется в рамках международных воздушных сообщений, образующих всемирную сеть. В зависимости от применяемых критериев существуют различные классификации отношений, возникающих при международных полетах и международных воздушных перевозках.

Международное воздушное право входит в систему международного права и является отраслью международного права, которая выполняет функции обеспечения международного правопорядка при использовании воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами.

Предметом регулирования МВП являются: 1.Иностранные полеты в суверенном воздушном пространстве государств, разрешивших такие полеты. 2.Полеты в международном воздушном пространстве.3. Сотрудничество государств в использовании воздушного пространства. 4.Безопасность международных воздушных полетов и режим воздушного пространства. 5.Международно-правовая защита воздушного пространства от загрязнения.

Международное воздушное право как отрасль международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем, в систему норм воздушного права входят специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом:

1)свобода полетов в международном воздушном пространстве;

2)уважение суверенитета государства над его воздушным пространством;

3)признание национальности судна на основе его регистрации;

4)обеспечение безопасности международных воздушных сообщений; 5)защита воздушных судов от актов незаконного вмешательства;

5) возмещение ущерба, причиненного воздушным судном.

Источники П.В.П.:

Современное международное воздушное право базируется на широкой нормативной базе, включающей Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г. и других международных договорах, регулирующих широкий круг вопросов, касающихся правового статуса и режима воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами, международных полетов, осуществления международных перевозок, регламентации международных воздушных сообщений, обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и т.д.

Нормативную правовую базу современного международного воздушного права (МВП) составляют также различного рода региональные соглашения и двусторонние соглашения о воздушных сообщениях.

Разноплановая нормативная правовая база МВП представляет собой не простую совокупность юридических норм, а стройную систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, возникающих в процессе использования воздушного пространства в целях гражданской авиации.

Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стали Парижская конвенция о воздушной навигации 1919г. Она признала полный исключительный суверенитет государства под своим воздушным пространство. В то же время Конвенция установила право "мирного пролета" иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.

К числу универсальных источников также относятся:

Варшавская Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки 1929г., которая закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузовладельцам в связи с воздушной перевозкой. Конвенция посвящена унификации правил, относящихся к документам о воздушной перевозке и ответственности перевозчика. Определены реквизиты, которые должен содержать билет и багажная квитанция в результате чего они обрели международный стандарт. Установлено, что утеря документов не влияет на действительность договора перевозки. Определена ответственность перевозчика, который отвечает за всякий ущерб, причиненный пассажиру или грузу, а также за опоздание. Установлена предельная сумма ответственности. Иск об ответственности может быть предъявлен либо в стране перевозчика или по месту нахождения его агентства, с которым был заключен договор, либо перед судом места назначения.

Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации 1944г.– важнейший международный акт в области воздушного права. Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации, условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международной аэронавигации, содействие развитию международного воздушного транспорта, в частности международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, недопущение дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т.п.

Продолжает действовать важная для международного гражданско-правового регулирования Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952г.

Страны СНГ подписали в 1991г. Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства..

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий "режим открытого неба", т.е. право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о военной деятельности.

Нормы международного воздушного права взаимодействуют с соответствующими нормами внутригосударственного права. Конституция РФ относит определение статуса и защиту воздушного пространства как составной части государственной территории к ведению РФ. Воздушный кодекс РФконкретизировал принцип полного и исключительного суверенитета Российской Федерации в отношении воздушного пространства, находящегося над ее территорией, и регламентирован принцип государственного регулирования использования этого пространства.

Наши рекомендации