II. Региональные международные договоры.
В настоящее время в мировой практике провозглашения и утверждения прав человека значительную роль играют региональные документы:
-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
-Европейская социальная хартия (1961 г.);
Американская (Межамериканская) конвенция прав человека (1969 г.);
-Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (1988 г.),
Наиболее детально разработана европейская трактовка прав человека, изложенная в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу в 1953г. и стала основой конституционного права в области защиты прав человека стран-участниц Совета Европы. В дополнение к Конвенции приняты 14 протоколов, определяющих объем гражданских и политических прав и основных свобод, который является минимальным для законодательства демократических государств. Участники Конвенции — только государства - члены Совета Европы (на начало 2013 г. — 47 стран).
В Европейской конвенции закреплены: право на жизнь; запрет рабства и принудительного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое публичное разбирательство в разумный срок справедливым и беспристрастным судом; право на уважение частной и семейной жизни, корреспонденции и жилища; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения своего мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций.
Каждому индивиду, чьи права и свободы, предусмотренные в Конвенции, нарушены, предоставляются средства правовой защиты перед национальными властями, даже если нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13). Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, государство может принять меры в отступление от своих обязательств по Конвенции, но только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, и при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами этого государства по международному праву (ст. 15).
Специфика Европейской конвенции о защите прав человека - ее собственный текст органически совмещен с текстом протоколов. Протоколы являются самостоятельными юридическими документами, но их положения рассматриваются как дополнительные статьи Конвенции. Конвенция и протоколы представляют собой целостный нормативный комплекс. В основном тексте Конвенции не предусмотрено право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, право на свободу передвижения и выбора места жительства. Все эти права и свободы включены в протоколы.
Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лишение жизни во исполнение приговора о смертной казни, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого закон предусматривает такое наказание. В настоящее время данная норма может восприниматься только с учетом предписаний Протокола № 6 1983 г. относительно отмены смертной казни (ст. 1): «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Протокол №13 2002 г. предусматривает отмену смертной казни при любых обстоятельствах.
Россия подписала Протокол № 6 в 1997 г., но до сих пор не ратифицировала его. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. в период после подписания договора под условием ратификации до вступления договора в силу государство обязано воздерживаться от действий, которые могут лишить договор его объекта и целей. В 2010 г. Конституционный Суд РФ подтвердил продление моратория на приведение в исполнение смертных приговоров в России.
Европейская конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейским Судом по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым Европейским Судом по правам человека.
Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в ЕСПЧ для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1994 г. заявителям предоставлено право самим передавать свои дела в ЕСПЧ по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми. В связи с этим в 1996 г. было принято Европейское соглашение, касающееся лиц, участвующих в процедурах ЕСПЧ.
Начав свою деятельность в 1959 г., ЕСПЧ к концу 1998 г. (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых - по жалобам граждан. Первое решение по существу дела Суд принял в 1960 г., первое решение по существу в пользу заявителя - в 1968 г. После реформы ЕСПЧ его активность повысилась, и к началу 2011 г. Суд вынес уже более 12 тысяч решений по существу.
Лаконичные формулировки Конвенции и Протоколов к ней практически заново "переписаны" Европейским судом по правам человека и Комиссией по правам человека, расположенных в г. Страсбурге (Франция). В своей совокупности решения Европейского суда образуют так называемое прецедентное право Совета Европы. При разборе конкретных дел Комиссия и суд исходили не из первоначальных намерений государств в период подготовки Конвенции, а из тех задач, которые те или иные права могут и должны решать в современном обществе. Понимание этого положения Европейской конвенции является узловым моментом в контекстах между национальными судами и Европейским Судом. Кроме того, наибольшее число прецедентов, рассмотренных Страсбургским Судом, относятся именно к ст.6 Европейской конвенции, конструирующей право на справедливое судебное разбирательство как включающее три самостоятельных блока прав: а) право на судебное разбирательство, отвечающее набору основных процессуальных требований; б) презумпцию невиновности; в) права каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления, на защиту.
Согласно Протоколу № 11 в Европейский Суд может быть подана жалоба исключительно на действия органов власти от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что их интересы были ущемлены нарушением прав, которые защищает Конвенция. При этом жалоба считается приемлемой если заявителем исчерпаны возможности защиты своих прав в национальных судебных и других органах. Срок обращения не должен превышать шести месяцев с момента получения отказа в национальном органе.
Европейский Суд не является и не может выступать в качестве апелляционного суда «суда четвертой инстанции», т.е. он не может отменить или изменить решение национального суда. Государства – участники договора обязуются выполнять окончательное постановление Суда по делу, сторонами которого они являются.
Принятие Российской Федерации в 1996г. в Совет Европы и подписание ею Европейской конвенции приобщает нашу страну к высоким международным стандартам прав и свобод человека, заключенных в этой Конвенции, и особому механизму их защиты на европейском уровне, включающему право граждан каждой страны-участницы Конвенции подавать индивидуальные жалобы и обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека.
Европейская социальная хартия 1961 г. вступила в силу 26 февраля 1965 г. Она включает 19 основополагающих прав и социально-правовые гарантии их реализации для всех лиц, находящихся под юрисдикцией государств - членов Совета Европы. В частности, Хартия защищает такие права, как право на труд (ст. 1) и справедливые условия труда (ст. 2), право на справедливое вознаграждение (ст. 4), право на заключение коллективных и иных договоров (ст. 6), право детей и молодежи на защиту (ст. 7), право работающих женщин на защиту (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 12), право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), право семьи на защиту (ст. 16) и др.
В 1988 г. к Хартии был принят Дополнительный протокол, который увеличил число гарантируемых прав до 23, расширив список правами на равные возможности и обращение в вопросах занятости независимо от пола (ст. 1), на информацию и консультацию (ст. 2), участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды (ст. 3) и правом лиц пожилого возраста на социальную защиту (ст. 4). Второй Дополнительный протокол, предусматривающий систему коллективных жалоб, был открыт для подписания 9 ноября 1995 г. и вступил в силу 1 июля 1998 г.
Новая редакция Европейской социальной хартии, принятая в 1996 г. и вступившая в силу 1 июля 1999 г., состоит из шести частей. Она включает права, гарантированные Хартией 1961 г. и Протоколом 1988 г., процедуру контроля Хартии 1961 г., включая механизм подачи коллективных жалоб, и вводит восемь новых прав (ст. ст. 24 - 31).
Государственная Дума РФ 3 июня 2009 г. приняла Закон о ратификации данной Конвенции.
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. вступила в силу 1 февраля 1989 г. Цель Конвенции - помощь европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы.
Конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания - внесудебного механизма воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств - участников Конвенции.
Комитет обладает правом направлять членов Комитета и его экспертов в любые места заключения либо содержания под стражей, находящиеся на территории государства-участника, и при необходимости на основе установленных в докладе фактов давать рекомендации заинтересованному государству. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу в 1998 г.
В 1993 г. к Конвенции были приняты два протокола. Протокол N 1 предоставляет возможность присоединения к Конвенции по предупреждению пыток государств, не являющихся членами Совета Европы, и содержит положения, изменяющие порядок формирования и функционирования Комитета по предупреждению пыток. Протокол N 2 вносит изменения в порядок избрания и переизбрания членов этого Комитета.
Протоколы вступили в силу для Российской Федерации 1 марта 2002 г.
Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. провозглашает своей целью обеспечение в высших интересах детей их права на предоставление им процессуальных прав и облегчение реализации этих прав, а также осуществление контроля за тем, чтобы дети были информированы лично либо через других лиц, либо через другие органы и им было позволено участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы.
Согласно ст. 3 Конвенции ребенку, который в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, должны быть предоставлены следующие права, о предоставлении которых он сам может ходатайствовать:
a) получать всю необходимую информацию;
b) быть проконсультированным и выражать свое мнение;
c) быть информированным о возможных последствиях, связанных с этим мнением, и о возможных последствиях любого решения.
На судебные органы, рассматривающие споры, затрагивающие интересы детей, возлагаются в том числе следующие обязанности:
a)проверить, располагают ли они достаточной информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка, и в случае необходимости получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;
b) в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:
- обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую информацию;
- в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо - в частном порядке в форме, соответствующей его пониманию, за исключением случаев, при которых бы это явно противоречило высшим интересам ребенка;
- позволить ребенку выразить свое мнение;
c) должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком;
d) действовать незамедлительно, чтобы избежать любых излишних промедлений. Процессуальные нормы должны обеспечивать быстрое исполнение его решений. В случае срочной необходимости там, где это потребуется, принять решение, подлежащее немедленному исполнению;
e) в установленных внутренним законодательством случаях производить действия по собственной инициативе, если благополучию ребенка угрожает серьезная опасность.
Российская Федерация подписала Конвенцию 10 мая 2001 г., но в настоящее время она еще не вступила в силу.
Действующая в рамках Организации американских государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы.
Прежде всего в основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно сразу три документа: Устав Организации американских государств, Американская декларация прав и обязанностей человека и Межамериканская конвенция по правам человека.
Если в первом документе лишь содержится положение о том, что "американские государства провозглашают основные права человеческой личности без различия расы, национальности, убеждений или пола", то два других целиком посвящены проблемам защиты и поощрения прав и свобод человека.
Американская декларация прав и обязанностей человека по времени принятия опередила на шесть месяцев даже Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Таким образом, Американская декларация - первый международный документ, в котором были провозглашены основные политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права.
Наряду с достаточно обширным перечнем прав и свобод Американская декларация провозгласила также десять обязанностей человека, среди которых обязанности:
- по отношению к обществу в целом;
- в отношении детей и родителей;
- получать образование;
- подчиняться закону;
- служить обществу и нации;
- платить налоги;
- воздерживаться от политической деятельности в иностранном государстве;
- обязанность работать и др.
Ничего подобного в тексте документов Совета Европы нет.