Международная правосубъектность других субъектов МП

● Народы и нации, борющиеся за создание независимого государства.

В документах ООН международная правосубъектность таких наций определяется как «национально-освободительное движение». Вопрос об особом статусе борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль за определенной территорией, и, по существу, речь идет о новом государстве в процессе становления. Правосубъектность в этом случае носит временный и ограниченный характер. Ограниченная правосубъектность заключается в том, что национально-освободительные движения обладают в международных организациях статусом наблюдателей, а не постоянных членов. После завершения формирования нового государства все действия национально-освободительного движения, включая принятые им международные обязательства, рассматриваются как действия нового государства..

●Международные (межгосударственные) организации - производные, специальные субъекты международного права. Международные межправительственные организации, в отличие от государств, не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Международная правосубъектность государственноподобных образований.

Нетипичные субъекты международного права - государственно-подобные образования (вольные города, Ватикан, Мальтийский орден и др.).

Правоспособностьвольных городовопределялась соответствующими международными договорами. Так, согласно положениям Венского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815-1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «свободного государства» пользовался Данциг (1920-1939 гг.). Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971-1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), которым была передана часть полномочий, например, издание нормативных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.

Ватикан - государство-город, расположенный в пределах столицы Италии - Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви - Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Лютеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.

5.4 ЮРИСДИКЦИЯ И ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Юрисдикция - проявление суверенитета государства: означает государственную власть, объем и сферу ее действия. Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1) территориальным - каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

2) персональным - государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан если они находятся за пределами его территории;

3) пассивный персональный принцип - власть государства в определенной мере распространяется и на иностранцев за рубежом (тех, которые причинили ущерб государству или его гражданам);

4) принцип безопасности - государство осуществляет в определенной мере юрисдикцию в отношении иностранцев за деяния, нанесшие ущерб его безопасности.

В соответствии с этими принципами выделяются следующие виды юрисдикции:

1. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную. Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Полную юрисдикцию государство осуществляет в пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета, а также в дипломатических и консульских представительствах, морских, воздушных и космических кораблях, находящихся за его пределами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящимися за рубежом; иностранцев и апатридов, проживающих на его территории; иностранцев, проживающих за пределами его территории, но причинившим ущерб интересам государства или его граждан;

2. По сфере действия различают:

а) территориальная юрисдикция - это право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

б) экстратерриториальная юрисдикция - это право государства осуществлять полную и ограниченную юрисдикцию над лицами и вещами, находящимися за его пределами;

3. По характеру власти различают юрисдикцию законодательную, исполнительную и судебную.

Юрисдикция государства должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства или, как говорили римляне, «par in imperium non habet» (равный над равным власти не имеет). В современном мире господствующей является концепция ограниченного иммунитета: иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, совершаемых в силу государственной власти. На отношения коммерческого характера иммунитет не распространяется.

5.5 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

Международная правосубъектность государств тесно связана с международным признанием. Несмотря на значение международного признания для определения международной правосубъектности государств, данный институт остается некодифицированным. Тем не менее в современной доктрине международного права, исходя из сложившейся международной практики, выделяют признание государств, правительств, воюющих и восставших сторон, национально-освободительных движений и органов сопротивления, а также различные теории, доктрины и формы признания. Решающую роль в регулировании признания играют основные принципы международного права, а также практика государств и международных организаций.

В современной доктрине международного права исходя из сложившейся международной практики выделяют также явно выраженное и молчаливое, индивидуальное и коллективное признание.

Признание государств рассматривается в рамках двух теорий:

1) конститутивной, согласно которой признание конституирует, порождает международную правосубъектность государств, превращает фактическое состояние в юридическое;

2) декларативнаятеория исходит из того, что государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания.

В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права, но и новое государство должно признавать и соблюдать эти нормы. Но фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. На практике преобладает позиция, согласно которой признание целиком зависит от воли признающего государства.Однако согласно Уставу ООН государства должны развивать дружеские отношения. Отказ в признании считается недружественным актом.

Признание нового государства осуществляется в форме письменного послания от признающего государства. Послание передается дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости.

Способы признания нового государства: 1) установление дипломатических отношений; 2) заключение особого договора; 3) направление дипломатической ноты; 4) установление консульских отношений; 5) другие способы, не противоречащие принципам международного права.

В качестве примера можно привести государство Южный Судан – суверенный статус которого вступил в силу 9 июля 2011 г., после подписания декларации о провозглашении его независимым государством. Член ООН с 14 июля 2011 года. 18 апреля 2012 года Южный Судан стал членом Международного валютного фонда и Всемирного банка. Как самостоятельное государство Южный Судан признали США, Великобритания и значительное число других государств.

В зависимости от объема признания выделяют две формы признания: de jure и de facto. Под признанием de jure понимают полное и окончательное признание государства или правительства, что находит выражение в установлении полноценных межгосударственных отношений, включающих дипломатические, консульские, торговые и др.

Признание de facto означает неполное, неокончательное признание и имеет место в случаях, когда нет определенности в вопросе образования и дальнейшего существования государства либо правительства. При таком признании стороны обычно не устанавливают дипломатических отношений, хотя могут открывать консульские представительства, и между ними могут осуществляться торговые и иные связи.

В международной практике часто возникают ситуации, когда государства либо правительства, не признающие друг друга, сталкиваются с необходимостью вступления в контакты для решения различных вопросов. В таких случаях имеет место признание ad hoc, т.е. разовое признание для решения конкретных вопросов, не влекущее официального признания.

Признание правительств. В случае возникновения нового государства признание государства и правительства совпадают. Но в случае создания в уже существующем государстве правительства неконституционным путем (в результате революции, переворота) возникает проблема признания нового правительства. Современная практика международных отношений все чаще придерживается того, что решающим условием признания правительства является эффективность его власти.

5.6 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

В истории бывают случаи, когда одно государство делится на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства (договора и долги), о судьбе собственности и архивов, или, иначе говоря, о правопреемстве.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Вопрос о правопреемстве регулируется Венскими конвенциями «О правопреемстве государств в отношении договоров» 1978г. и «О правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов» 1983г. Однако эти конвенции, принятые дипломатическими конференциями, ратифицированы небольшим числом государств, не стали действующими. Поэтому государства до сих пор не придерживаются единообразных правил и решают вопрос правопреемства с учетом конкретных обстоятельств.

Объектом правопреемства могут быть: международные договоры, государственная собственность, государственные долги, архивы, границы, членство государств в международных организациях.

1. Правопреемство в отношении договоров. Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих государственные границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленной в пользу иностранного государства. При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства.

Если государство образовалось на отделившейся территории, то по вопросу о договорах государства-предшественника существуют две позиции. Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника. Согласно второй, закрепленной в Венской конвенции 1978 г., договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для государств-преемников.

2. Правопреемство в отношении государственной собственности. Под государственной собственностью государства-предшественника понимается «имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству». Обычно основной массив государственной собственности составляет имущество, используемое в официальных целях: государственные здания, средства связи, музеи, военные базы и др.

В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11). При объединении государств собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству. При образовании двух и более новых государств Венская конвенция предлагает им самим прийти к общему согласию.

3. Правопреемство в отношении государственных архивов. Архивы представляют большую ценность, и не только для научных и культурных целей, но и для организации государства, для его благополучия. Предметом правопреемства являются «государственные архивы государства-предшественника». Под этим понимается совокупность документов любой давности, произведенных или приобретенных предшественником, которые принадлежат ему согласно его внутреннему праву и хранятся им. В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23). Венская конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фондов. Отсюда, раздел архивов производится по наиболее простому критерию - территориальному.

4. Правопреемство в отношении государственных долгов. Венская конвенция 1983г. касается лишь государственных долгов, к которым отнесены любые финансовые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом. Вне этого остаются значительные области финансовых обязательств государств, долги государств в отношении физических и юридических лиц за рубежом и на территории государства. Между тем и такие долги являются предметом правопреемства.

В качестве общего принципа Венская конвенция 1983 г. утвердила: «Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязанностей кредиторов» (ст.36). Иначе говоря, правопреемство, за исключением особых случаев, не наносит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Для всех случаев правопреемства установлено общее правило: долг государства-предшественника переходит к преемнику в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему преемнику в связи с данным государственным долгом.

Наши рекомендации