Система международного права

Основные элементы системы международного права - это принципы, нормы и их объединение в отрасли и институты. Система международного права существует объективно как сложившаяся устойчивая связь между ее элементами.

1. Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права - это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

2. Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием. В качестве «несущей конструкции» каждой отрасли выступают основные принципы международного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).

Статус отрасли формируется тогда, когда кодифицированы ее нормы права. Каждая отрасль базируется на общих принципах международного права и вместе с тем имеет свои отраслевые принципы, например принцип свободного исследования и использования космического пространства в космическом праве, принцип свободы открытого моря в морском праве.

Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения. В настоящее время нет общепризнанной классификации международного права на отрасли и подотрасли. В нашем курсе мы будем изучать международное право в соответствии со следующей классификацией отраслей: право международных договоров; международное право прав человека; право международных организаций; право внешних сношений; право международной безопасности; международное экономическое право; международное морское право; международное воздушное право; международное космическое право; международное экологическое право; право вооруженных конфликтов; международное уголовное право.

3. Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований - подотраслей и институтов.Например, международное экономическое право образуют три подотрасли: «торговое, финансовое и инвестиционное право». Предмет регулирования этих подотраслей един - регулирование экономического сотрудничества субъектов международного права.

Международно-правовой институт - более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых.

4. Международно-правовые нормы являются первичными элементами («кирпичиками»), из которых образовано международное право.

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Поднормой международного права понимается созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Нормы международного права устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению.

Согласно общей теории права идеальная структура правовой нормы включает три элемента:

1) гипотезу (условие действия правила поведения);

2) диспозицию (само правило поведение);

3) санкцию (указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило).

В международном праве гипотеза, диспозиция и санкция одной нормы обычно располагаются в разных статьях одного документа или даже в нескольких документах. Санкции международного права предусматриваются специальной подсистемой норм о международной ответственности субъектов международных отношений, более конкретно - о международной ответственности государств за их международно-противоправные деяния. Права и/или обязанности, вытекающие для субъекта права из установленных юридических норм, именуются его субъективными правами и обязанностями (право в субъективном смысле слова). В международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство». Совокупность и система норм права именуется правом в объективном смысле слова.

Виды норм международного права выделяются по ряду критериев:

1. По своим адресатам (субъектам правоотношения) нормы международного права подразделяются на нормы общего международного права и локальные нормы.

1.1 Нормы общего международного права устанавливаются всем международным сообществом государств и адресованы всем субъектам или всем основным субъектам международного права (государствам). Ядром общего международного права являются его основные нормы-принципы. Эта подсистема исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, устанавливающих основные права и обязанности государств и тем самым определяющих существенное содержание современного международного права и его целенаправленность. Основные принципы международного права изложены в Декларации о принципах международного права Генеральной Ассамблеи ООН 1970 г.

1.2 Локальные нормы адресованы двум или нескольким субъектам международного права и устанавливаются в соглашениях между ними. Локальные нормы называют также нормами двухсторонних и многосторонних договоров. Соотношение между нормами общего международного права и нормами локальными состоит в том, что последние не должны противоречить существу норм общего международного права, т.е. должны соответствовать им в своей основе. В ст. 103 Устава ООН 1945 г. по этому поводу сказано: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

2.По методу правового регулирования различаются императивные и диспозитивные нормы международного права.

2.1 Императивные нормы имеющие характер jus cognes (общеобязательного правила). В ст.53 Венской конвенции 1969 г. сказано: «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Основные принципы современного общего международного права являются императивными нормами-принципами, иначе они утратили бы свое значение основополагающих норм.

2.2 Подавляющее большинство норм современного международного права - диспозитивные, т.е. такие, от которых государства и другие субъекты международного права могут в известной мере отступать в своих двухсторонних и многосторонних договорах.

3. По месту в правовой системе различают нормы регулятивные и правоохранительные.

3.1 Регулятивные нормы (их называют также первичными) регулируют поведение государств и иных субъектов международного права в процессе их «дружеских отношений и сотрудничества».

3.2 Нормы правоохранительные (или вторичные) вступают в действие в случае нарушения субъектом регулятивных норм и устанавливают те юридические последствия (санкции), которые наступают для него в случае наличия международно-противоправные деяния. В частности, это нормы о международной ответственности государств, кодификацией которых занимается Комиссия международного права ООН.

1.7 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Для того чтобы право выполняло функцию регулирования международных отношений оно должно применяться. В ходе применения выявляется подлинный смысл и реальное значение нормы. Последняя приспосабливается к данным обстоятельствам, конкретизируется. Применению принадлежит важная роль в решении задачи адаптации международного права к меняющимся условиям. В зарубежной литературе и практике для обозначения осуществления международного права широко используется термин имплементация - выполнение, осуществление. В отечественной науке синонимом этого термина является понятие «применение» - это целенаправленная деятельность субъекта, призванная обеспечить осуществление норм международного права. Понятие «применение права» используется в широком и узком смыслах слова. В широком смысле применение права - это все меры по реализации норм международного права. В узком - их осуществление во внутригосударственной сфере. Кроме того, понятие «применение права» используется в общем и специальном смысле слова. В общем смысле применение - это все юридические способы осуществления права. В узком - властное осуществление права в случае правонарушения или спора о праве.

Акты применения норм международного права - это индивидуализированные акты государственной власти, принимаемые в одностороннем или многостороннем порядке. Примером одностороннего властного применения международного права может служить решение государства о репрессалиях в отношении правонарушителя. Применение в специальном смысле осуществляется и международными органами, например Международным судом ООН, арбитражами, а также такими органами, как Совет Безопасности ООН.

Правоприменительный процесс регулируется в международном праве значительным числом норм. В регулировании правоприменения в межгосударственных отношениях главная роль принадлежит основным целям и принципам международного права, закрепленным в Уставе ООН, а также в Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.

Различают два метода применения норм международного права:

1. Международный метод применения права реализуется в деятельности государств на мировой арене, а также в деятельности создаваемых ими международных органов и организаций (особенно в специализированных областях сотрудничества - транспорт, связь и др.).

2. Национальный метод применения норм международного права реализуется в деятельности государства в пределах его юрисдикции. Международную ответственность за применение норм международного права государственными органами, должностными лицами, физическими и юридическими лицами, находящимися в юрисдикции государства, несет государство в целом. Организация и деятельность органов государства по применению норм международного права регламентируется национальным правом.

Применение норм международного права осуществляется в три стадии: 1. Установление фактических обстоятельств дела. 2. Правовая квалификация фактических обстоятельств, т.е. установление того, подпадают ли они под действие норм международного прав и каких именно; определение юридических характеристик относящихся к делу норм (сферы действия во времени, пространстве и по субъектам); уяснение содержания нормы (толкование). 3. Принятие решения о способе применения норм к данным фактическим обстоятельствам и обеспечение реализации принятого решения.

1.8 ТОЛКОВАНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Применение нормы права невозможно без проведения ее толкования, которое предшествует и сопутствует ему. Посредством толкования субъекты выясняют содержание нормы и возможные последствия ее применения. В ходе применения руководствуются достигнутым пониманием и корректируют его в свете определенных нормой целей. Толкование в процессе применения способствует устранению неточностей, допущенных при создании нормы, а также уточнению ее содержания в меняющихся условиях. «Юридическое толкование - это раскрытие содержания юридической нормы. Оно включает два элемента: уяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для себя"; разъяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для других"».

Объектом толкования являются сами международно-правовые нормы, но необходимо учитывать и волю сторон, и практику применения нормы. Если норма находит выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования. Средства толкования определены Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., которая поделила их на основные и дополнительные. К основным средствам толкования отнесен контекст договора, т.е. сам его текст, приложения, любое соглашение его участников в связи с заключением -договора, а также любой другой документ, принятый участниками как относящийся к договору. Такое же значение как контексту договора придается любое другое последующее соглашение участников относительно толкования или применения договора, а также нормам международного права, применяемым между участниками (ст.31). К дополнительным средствам отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора (ст.32). Использование дополнительных средств допускается лишь в том случае, если применение основных средств оставляет значение нормы неясным или приводит к явно абсурдным результатам.

По субъектам толкования принято различать официальное и неофициальное толкование.

1. Официальное толкование осуществляется государствами и международными органами и организациями, имеет общеобязательное значение. Разновидностями официального толкования являются аутентичное и легальное.

1.1 Аутентичное толкование осуществляется самими сторонами, заключившими договор - государствами, международными органами и организациями. Его результаты имеют такую же силу, как и сама норма; они оформляются в ясно выраженном виде (договор, декларация, коммюнике) либо находят отражение в согласованной практике.

1.2 Легальное толкование осуществляют международные органы - Международный Суд ООН, арбитражи. Судебное толкование обязательно только для сторон и только по данному делу.

По цели официального толкования различаются нормативное, казуальное и нормативно-рекомендательное толкование. Нормативное толкование касается общего содержания нормы и относится ко всем случаям ее применения. Казуальное - выясняет содержание нормы применительно к конкретному случаю. Нормативно-рекомендательное толкование — общее толкование норм, осуществляемое международными органами и организациями при помощи резолюций, обладающих силой рекомендации.

2. Неофициальное толкование осуществляется общественными и политическими организациями, журналистами и т.д. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование, осуществляемое учеными и их организациями. Его влияние на практику определяется глубиной и обоснованностью научного анализа, включая обобщение практики. В Статуте Международного Суда ООН говорится, что Суд применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм» (ст.38, п.«и»).

Правила толкованиякодифицированы Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 31 и 32), в котрой выделяются следующие правила и принципы толкования:

1. Принцип добросовестности, т.е. толкование должно быть честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направленным на выявление реального содержания нормы.

2. Принцип единства - норма должна пониматься единообразно во всех случаях и применительно ко всем субъектам.

3. Правило эффективности - результаты толкования должны вести к достижению цели нормы, делать ее действенной.

4. Правило специального знания закона - при толковании признается преимущество специальной нормы по отношению к общей.

Способы толкования:

1. Грамматический — это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики данного языка.

2. Логический — анализ нормы путем использования законов и правил логики. Предметом анализа являются не слова, а понятия, обозначаемые словами, и их соотношение.

3. Специально-юридический — выявление юридических характеристик международно-правовой нормы: находится ли норма в силе, каков круг субъектов подпадает под ее действие и т.д. Выясняются смысл юридических понятий, категорий, конструкций на основе специальных знаний о том значении, которое придается этим понятиям в различных правовых системах.

4. Систематический — анализ нормы как элемента системы международного права в ее взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами.

5. Телеологический (от греч. telos - цель) - позволяет определить содержание нормы в соответствии со стоящей перед ней целью.

6. Исторический — выяснение смысла нормы в свете исторических условий ее принятия.

Контрольные вопросы темы:

1. Что понимается под международным правом?

2. Почему международное право рассматривают как особую правовую систему?.

3. В чем заключаются особенности международного права.

4. Как соотносится международное публичного и международное частное право?

5.Что является предметом регулирования международного права?

6. Охарактеризуйте источники международного права и его систему.

7. Что такое норма международного права? Охарактеризуйте ее особенности.

8. Какие виды международно-правовых норм вы знаете.

6. Охарактеризуйте стадии применения норм международного права.

7. Что понимается под имплементацией? Формы и методы применения МП.

8. Что понимается под толкованием в МП? Правила и средства толкования.


Наши рекомендации