Состав и структура органов государственного управления в Республике Башкортостан
Высшим представительным и единственным законодательным органом республики является Государственное Собрание – Курултай РБ
Схема № 2 |
Первый в истории Башкортостана профессиональный парламент был избран 5 марта 1995 года. В Государственное Собрание избрано 144 депутата Палаты Представителей и 40 (позднее 30) депутатов Законодательной Палаты.
С марта 2003 года Государственное Собрание состоит из 120 (110) депутатов, которые избираются сроком на пять лет. Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, изменялось и составляло от 30 до 16 человек. Депутатам Государственного Собрания, работающим как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности, гарантируются равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в течение всего срока полномочий.
Председатель Государственного Собрания избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.
Государственное Собрание из числа депутатов Государственного Собрания образует постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания. В настоящее время в Курултае восемь постоянных комитетов:
Ø Комитет по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам;
Ø Комитет по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации;
Ø Комитет по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию;
Ø Комитет по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству;
Ø Комитет по жилищной политике и инфраструктурному развитию;
Ø Комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;
Ø Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежной политике;
Ø Комитет по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов.
Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Государственного Собрания образуется Секретариат Государственного Собрания, который возглавляет Руководитель.
Главой Республики Башкортостан является Президент (с 2015 года - Глава) РБ. Он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции РБ и законов РБ, а также международных договоров и соглашений РБ, защищает государственный суверенитет, экономические и политические интересы РБ.
В соответствии с действующим законом РБ “О Президенте Республики Башкортостан” (в редакции от 27 февраля 2003 года) Президент Республики Башкортостан является не только главой Республики Башкортостан, но и высшим должностным лицом Республики, он непосредственно возглавляет Правительство Республики Башкортостан.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Президент (Глава) Республики Башкортостан:
· гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории;
· определяет основные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан;
· формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью;
· назначает Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;
· образует и ликвидирует министерства и государственные комитеты Республики Башкортостан;
· назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;
· обнародует законы Республики Башкортостан либо отклоняет их;
· издает указ о досрочном прекращении полномочий (роспуске) Государственного Собрания Республики Башкортостан;
· представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Республики Башкортостан; Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;
· подписывает договоры и соглашения от имени Республики Башкортостан;
Первым Президентом РБ был избран 12 декабря 1993 года Муртаза Губайдуллович Рахимов, получивший 64% голосов избирателей. В настоящее время Президентом (Главой) Республики Башкортостан является Хамитов Рустэм Закиевич.
Конституционный Суд Республики Башкортостан действует с 27 марта 1996 года в составе четырех судей, избранных сроком на десять лет; в настоящее время в составе трех судей, назначенных на должность на срок 12 лет.
Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан (до декабря 2002 года – Кабинет Министров). Правительство является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан в пределах полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории республики.
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан назначается на должность Главой РБ с согласия Государственного Собрания. В настоящее время Правительство Республики Башкортостан возглавляет Марданов Рустэм Хабибович.
Республиканские органы исполнительной власти Республики Башкортостан.В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан" в Республике Башкортостан систему органов исполнительной власти образуют Правительство Республики Башкортостан, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан.
Министерство Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику и управление закрепленной отраслью экономического и социально-культурного строительства.
Государственный комитет Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Ведомство Республики Башкортостан (комитет, управление, комиссия и инспекция) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности и в пределах своей компетенции специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции.
Республиканские органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность под общим руководством Президента Республики Башкортостан и непосредственным руководством и контролем Правительства Республики Башкортостан.
Министерство, государственный комитет, ведомство возглавляют соответственно министр, председатель государственного комитета, руководитель ведомства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Башкортостан.
Президент РБ сформировал новую структуру исполнительных органов государственной власти РБ. Теперь в республике 13 министерств, пять госкомитетов, четыре агентства, пять управлений и три инспекции.
Агентства появились в структуре правительства впервые. Три из них - в результате реорганизации одного госкомитета и одного министерства, а четвертое создано "с нуля" - это Агентство по территориальному развитию РБ. Два агентства (по печати и СМИ, по информационным технологиям) пришли на замену ликвидированному министерству связи и массовых коммуникаций. Агентство по туризму образовано в результате ликвидации госкомитета по предпринимательству и туризму. Курирование предпринимательства отнесено в ведение министерства экономического развития.
Расширились функции министерства труда и социальной защиты населения, включившего в свой состав управление государственной службы занятости населения.
Ключевые органы власти (министерства финансов, земельных и имущественных отношений, агентство по печати и средствам массовой информации, управление по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов) напрямую подчиняются Президенту Башкортостана.
Ниже представлена структура республиканских органов исполнительной власти (январь 2016 года):
Министерства Республики Башкортостан:
Ø Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Ø Министерство здравоохранения
Ø Министерство земельных и имущественных отношений
Ø Министерство культуры
Ø Министерство лесного хозяйства
Ø Министерство молодежной политики и спорта
Ø Министерство образования
Ø Министерство природопользования и экологии
Ø Министерство промышленности и инновационной политики
Ø Министерство сельского хозяйства
Ø Министерство труда и социальной защиты населения
Ø Министерство финансов
Ø Министерство экономического развития.
Государственные комитеты Республики Башкортостан:
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика»
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму
Ø Государственный комитет Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям
Республиканские ведомства:
Ø Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан
Ø Управление ветеринарии Республики Башкортостан
Ø Управление по делам архивов Республики Башкортостан
Ø Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан
Ø Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан
Республиканские органы исполнительной власти издают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (постановления, приказы, распоряжения, инструкции).
Основными структурными подразделениями аппарата республиканского органа исполнительной власти являются отделы. Права, обязанности и ответственность работников аппарата республиканского органа исполнительной власти определяются законодательством Республики Башкортостан о государственной службе, труде, республиканских органах исполнительной власти, иными нормативными правовыми актами, а также должностными инструкциями.
Республиканские органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, подведомственные учреждения и организации.
Систему местных органов государственной власти составляли местные представительные органы – районные и городские Советы и местные исполнительные органы – администрации района, города. С 1 января 2006 года они прекратили свою деятельность, а их место заняли районные и городские органы местного самоуправления.
Нужно отметить, что в целом система местных органов государственной власти в городах и районах РБ оправдала себя. Она позволила в сложных условиях 90-х годов прошлого века сохранить управляемость этих территорий, обеспечить их социально-экономическое развитие, не допустить анархии, массового нарушения прав и свобод граждан.
Виды государственных органов могут быть выделены по различным основаниям.
1. На основе разделения властей: исполнительные, представительные, судебные и иные государственные органы.
2. По принадлежности к государственно-территориальным образованиям: федеральные, субъектов Российской Федерации (республиканские, областные, краевые и т.п.), местные государственные, местные органы (как особая подсистема государства).
3. По организационно-правовым формам: министерства, администрации, службы, инспекции, агентства, управления, правительства, суды, комитеты, парламенты и другие.
4. По характеру компетенции: органы общей компетенции (правительство, администрация); отраслевой компетенции (министерства), межотраслевой (госкомитеты), внутриотраслевой (территориальные органы министерств и ведомств).
5. По объему полномочий: распорядительные и консультативные (комиссии и советы).
6. По характеру управления и порядку разрешения подведомственных споров: коллегиальные (правительство, госкомитет), единоначальные (министерство, администрация).
7. По порядку образования: органы, образуемые вышестоящим органом (например, территориальные органы министерств), избираемые органы – населением (например, Президент, Государственная Дума), или представительным органом (Счетная палата).
8. По характеру аппаратной деятельности: гражданские государственные органы и военизированные и т.д.
По своей структуре государственные органы весьма различны. Как правило, государственный орган состоит из коллектива лиц, но есть государственные органы в аппарате государственной власти, состоящие из одного лица, например Президент Российской Федерации, Генеральный прокурор.
Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность его подразделений, должностей, а также система их функций и полномочий, система взаимоотношения этих подразделений и должностей. Структура зависит от характера и компетенции государственного органа и строится сверху вниз. Основные требования к организационной структуре: экономичность, управляемость, динамичность, иерархичность.
В принципе в построении структуры государственного органа используются те же основания, что и в построении организационной структуры любого другого институционального объекта, разумеется, с поправкой на специфику государственного управления. То есть здесь возможны все основные виды организационных структур: линейная, линейно-штабная, линейно-функциональная, программно-целевая и другие (например, горизонтальная и вертикальная, низкая и высокая). На практике чаще всего встречаются линейная структура в различных модификациях.
Основная проблема организационной структуры государственного органа – превращение государственного аппарата в рациональную, динамичную и эффективно функционирующую систему, в которой каждый элемент и каждая взаимосвязь работали на потребности общества.
Изучение организации работы аппарата органов государственного управления включает в себя:
1. Знакомство с основными нормативными документами государственного органа: положение (устав), регламент, правила внутреннего распорядка, положения об отделах, должностные инструкции и другие.
2. Определение полномочий, компетенции государственного органа и его подразделений, оценка полноты и сбалансированности функций.
3. Выявление структуры государственного органа, его подразделений, отделов, знакомство со штатным расписанием.
4. Характеристика и оценка управленческих отношений и технологий, включая стиль, методы работы аппарата государственного органа.
5. Определение и анализ количественных и качественных показателей госслужащих (персонала организации), в том числе уровень подготовки, характер мотивации, социально-профессиональная структура. Особое внимание уделяется руководящему звену.
6. Описание содержания деятельности (исполнительно-распорядительная, законотворческая, судебная, контрольная, надзорная, организационная, расчетно-аналитическая, координационная и т.д.).
7. Определение и оценка информационного обеспечения деятельности государственного органа, его основных информационных потоков.
8. Характеристика процессов подготовки, принятия, реализации решения, оценка видов и качества управленческих решений.
9. Оценка качества уровня, полноты выполнения служащими своих должностных обязанностей. Должностные обязанности – обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о государственном органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.
10. Выявление проблем повышения и определения эффективности аппарата органов государственного управления.
Для оценки работы аппарата государственных органов необходимо понимание механизма государственной гражданской службы. Прежде всего, необходимо уточнить содержание понятия “служба”. Оно многозначно, и это отрицательно сказывается на его использовании как в теории, так и на практике. В конечном счете, можно выделить два основных смысла у этого понятия. Во-первых, оно используется как синоним понятия “деятельность” (или особый вид деятельности). Например, говорят о службе государству, фирме, какой-либо идее и т.д. Во-вторых, данное понятие употребляется и как синоним понятия “организация” (федеральная налоговая служба, кадровая служба на предприятии и др.).
Если служба - определенный вид деятельности, то в чем ее специфика, чем она отличается от «обычной» работы? Иногда утверждают, что она носит обслуживающий характер, но эта особенность присуща всем видам деятельности, в рамках которых производятся необходимые услуги, например торговая деятельность. Несостоятельно также утверждение о том, что служба – это аппаратная, управленческая деятельность: например, солдат служит, но аппаратная, управленческая деятельность для него не характерна.
По нашему мнению, службу отличает от иных видов деятельности только то, что она в большей мере, чем другие виды, ограничивает степень личной свободы работника, предоставляя ему в качестве компенсации дополнительные гарантии и льготы. Уровень ограничений и соответствующих гарантий может быть более высоким, например, как у военных, или более низким, как на гражданской государственной службе. Таким образом, служба – вид деятельности, предполагающий по отношению к работнику более высокий уровень ограничений и запретов, а также компенсирующих гарантий и льгот.[1]
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Государственная служба обязана своим появлением государству, с его возникновением и развитием стала формироваться и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.
Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях и предприятиях. В широком смысле этим понятием обозначают любую профессиональную умственную деятельность в любых государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях и в государственных учреждениях. Нужно сказать, что современное российское законодательство понятие “государственная служба” использует только в узком смысле этого слова. Однако в некоторых странах, например, в Федеративной Республике Германии законодательство различает оба вида государственной службы.
Таким образом, государственная служба - очень емкое понятие и может в разных обстоятельствах рассматриваться как: сфера деятельности; социальный институт; функция; отношение (правоотношение), взаимосвязь; социальная система; социально-профессиональная группа; теория, учебная дисциплина и др.
Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи, обязывают государство обеспечивать служащего. Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, общими чертами государственной службы являются:
- реализация управленческо-распорядительных функций государства;
- замещение служащим государственной должности государственной службы;
- осуществление этих функций на профессиональной основе и за вознаграждение;
- исполнение служащими полномочий государственного органа;
- наличие специально подготовленных работников - государственных служащих;
- многообразие видов и уровней государственной службы;
- фиксация всех значимых сторон службы нормами целого комплекса отраслей права и др.
Рассмотрим кадры государственного управления, то есть собственно гражданских служащих.
По данным федерального статистического наблюдения, в государственных органах Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) на конец марта 2015 г. замещали должности государственной гражданской службы 725,1 тыс. человек. Через полгода, на конец сентября 2015 г. замещали должности государственной гражданской службы уже 710,1 тыс. человек, или на 2,1% меньше, чем в прошлом году.
Из них 503,1 тыс. человек в федеральных государственных органах и 207,0 тыс. человек в государственных органах субъектов Российской Федерации. На должностях муниципальной службы было занято 322,6 тыс. человек, или 66,1% от общей численности занятых в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований.
Большая часть гражданских служащих во всех субъектах РФ- женщины, в том числе в РБ женщин - госслужащих - 70,7%. В последнее время наблюдается омоложение кадрового состава государственной службы, так средний возраст госслужащих - 38-40 лет. Лиц пенсионного возраста в общей численности работников, замещавших государственные гражданские должности, в Башкортостане относительно немного - 3,7 %.
На 01 октября 2013 года в Башкортостане лишь 0,3 % госслужащих не имели высшего и среднего профессионального образования. Подавляющее большинство работников (в среднем – 96-97%) имеют высшее профессиональное образование, госслужащих, имеющих более двух высших образований в Республике Башкортостан 7,2%.. При этом получивших послевузовское образование в Башкортостане среди государственных чиновников - 398 человек, имеют ученую степень кандидата наук 220 человек, и 12 человек - доктора наук. Базовое высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" имеют в Республике Башкортостан всего 4,2%.
Средний стаж государственной службы во всех субъектах федерации довольно высокий: более 5 лет стажа имеют 67,7% госслужащих, менее 1 года стаж у 7%. Растет удельный вес гражданских служащих, повышающих квалификацию в течение года, в настоящее время это около 25% от общего числа гражданских служащих.
В настоящее время численность гражданских служащих РБ в органах исполнительной власти составляет 3970 человек, укомплектованность 94,8%. По общей численности гражданских служащих в Приволжском ФО РБ занимает второе место после Республики Татарстан (см. Таблицу 1), однако в расчете на 10000 человек постоянного населения у РБ в 2014 году был шестой показатель в округе – 99 человек на 10000 населения, тогда как у РТ – 116 гражданских служащих на 10000 населения, 175 гражданских служащих – в Республике Марий Эл. В то же время всего 84 служащих приходится на 10000 человек постоянного населения в Саратовской области, 88 - в Чувашской Республике и т.д. По Приволжскому федеральному округу в среднем этот показатель составляет 101 человек, по Российской Федерации - 122 гражданских служащих на 10000 населения (Таблица 2).
Таблица 1
Численность работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих в Республике Башкортостан в сравнении с субъектами РФ Приволжского ФО на конец сентября 2015 года[2]
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями | ||||
человек | укомплектованность, % | человек | укомплектованность, % | человек | укомплектованность, % | |
Российская Федерация | 89,1 | 94,8 | 96,2 | |||
Приволжский федеральный округ | 90,2 | 95,5 | 96,7 | |||
Республика Башкортостан | 89,7 | 94,8 | 97,7 | |||
Республика Марий Эл | 91,3 | 97,3 | 97,9 | |||
Республика Мордовия | 93,4 | 97,0 | 97,4 | |||
Республика Татарстан | 90,3 | 94,9 | 96,7 | |||
Удмуртская Республика | 91,7 | 96,8 | 97,7 | |||
Чувашская Республика | 90,4 | 94,8 | 95,9 | |||
Пермский край | 90,1 | 92,5 | 95,7 | |||
Кировская область | 90,7 | 94,6 | 98,6 | |||
Нижегородская область | 89,5 | 97,2 | 94,7 | |||
Оренбургская область | 92,3 | 95,7 | 97,6 | |||
Пензенская область | 89,9 | 96,2 | 97,5 | |||
Самарская область | 89,9 | 96,8 | 97,0 | |||
Саратовская область | 88,5 | 95,3 | 95,7 | |||
Ульяновская область | 89,3 | 96,6 | 96,6 |
Таблица 2
Численность и рейтинг численности работников, замещавших должности гражданских служащих в Республике Башкортостан в сравнении с субъектами РФ Приволжского ФО на конец 2014 года
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Численность гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в расчете на 10000 человек населения | ||
человек | Рейтинг (место) | человек | |
Российская Федерация | |||
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 6 (6) | ||
Республика Марий Эл | |||
Республика Мордовия | Более 100 | ||
Республика Татарстан | |||
Удмуртская Республика | Более 100 | ||
Чувашская Республика | |||
Пермский край | Более 100 | ||
Кировская область | Более 100 | ||
Нижегородская область | |||
Оренбургская область | Более 100 | ||
Пензенская область | |||
Самарская область | |||
Саратовская область | |||
Ульяновская область | Более 100 |
Таблица 3
Динамика и рейтинг численности работников государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Башкортостан в сравнении с РФ и субъектами РФ Приволжского ФО с 2000 по 2014 год в абсолютном выражении
Регионы | Рост (%) | Рейтинг (Место) | ||
Российская Федерация | ||||
Приволжский федеральный округ | ||||
Республика Башкортостан | 6 (10) | |||
Республика Марий Эл | ||||
Республика Мордовия | ||||
Республика Татарстан | ||||
Удмуртская Республика | ||||
Чувашская Республика | ||||
Пермский край | ||||
Кировская область | ||||
Нижегородская область | ||||
Оренбургская область | ||||
Пензенская область | ||||
Самарская область | ||||
Саратовская область | ||||
Ульяновская область |
Из 14 субъектов РФ по Приволжскому федеральному округу мы находимся на 10 месте. По Приволжскому федеральному округу в среднем этот показатель составляет 171 %, по Российской Федерации - 191%.
Таблица 4
Численность и рейтинг численности работников государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Башкортостан на 10000 человек постоянного населения в сравнении с РФ и субъектами РФ Приволжского ФО с 2000 по 2014 год
Регионы | 2000, человек | 2014, человек | Рост (%) | Рейтинг (Место) |
Российская Федерация | 79,4 | 153,6 | ||
Приволжский федеральный округ | 77,0 | 139,9 | ||
Республика Башкортостан | 63,8 | 115,1 | 5 (5) | |
Республика Марий Эл | 81,4 | 158,5 | ||
Республика Мордовия | 102,2 | 174,6 | ||
Республика Татарстан | 79,5 | 115,1 | ||
Удмуртская Республика | 82,2 | 149,2 | ||
Чувашская Республика | 69,4 | 132,7 | ||
Пермский край | 78,4 | 167,0 | ||
Кировская область | 91,7 | 188,6 | ||
Нижегородская область | 74,8 | 144,8 | ||
Оренбургская область | 75,4 | 154,5 | ||
Пензенская область | 77,7 | 147,6 | ||
Самарская область | 72,4 | 131,2 | ||
Саратовская область | 82,2 | 135,7 | ||
Ульяновская область | 81,5 | 138,0 |
Таблица 5
Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских и муниципальных служащих и рейтинг зарплаты гражданских служащих в Республике Башкортостан в сравнении с субъектами РФ Приволжского ФО в 2014 году
Среднемесячная заработная плата гражданских (муниципальных) служащих | Справочно среднемесячная заработная плата в целом по экономике1 | Рейтинг роста заработной платы | |||||||
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти | органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | органов местного самоуправления - | |||||||
рублей | в % к 2013г | рублей | в % к 2013г | рублей | в % к 2013г | рублей | в % к 2013г | ||
Российская Федерация | 114,9 | 106,4 | 107,3 | 109,5 | |||||
Приволжский федеральный округ | 115,8 | 108,8 | 109,5 | 109,5 | |||||
Республика Башкортостан | 115,0 | 114,2 | 107,4 | 108,4 | |||||
Республика Марий Эл | 115,1 | 119,1 | 121,0 | 112,3 | |||||
Республика Мордовия | 114,6 | 117,5 | 117,2 | 111,2 | |||||
Республика Татарстан | 118,4 | 116,1 | 110,8 | 110,0 | |||||
Удмуртская Республика | 113,1 | 105,8 | 106,7 | 111,9 | |||||
Чувашская Республика | 117,3 | 105,9 | 111,2 | 107,6 | |||||
Пермский край | 118,2 | 105,5 | 109,4 | 109,3 | |||||
Кировская область | 115,3 | 106,6 | 115,1 | 109,1 | |||||
Нижегородская область | 116,7 | 110,1 | 110,4 | 108,7 | |||||
Оренбургская область | 113,7 | 102,0 | 108,3 | 110,3 | |||||
Пензенская область | 114,1 | 86,0 | 101,1 | 109,8 | |||||
Самарская область | 115,8 | 102,2 | 110,6 | 110,4 | |||||
Саратовская область | 114,5 | 111,1 | 101,6 | 107,4 | |||||
Ульяновская область | 113,4 | 102,4 | 122,4 | 109,4 |
Таблица 6
Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских и муниципальных служащих и рейтинг зарплаты гражданских служащих в Республике Башкортостан в сравнении с субъектами РФ Приволжского ФО за 9 месяцев 2015 года
Среднемесячная заработная плата гражданских (муниципальных) служащих | Справочно среднемесячная заработная плата в целом по экономике1 | Рейтинг роста заработной платы (в скобках рейтинг 2014 года) | |||||||
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти | органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | органов местного самоуправления | |||||||
рублей | в % к 2014г | рублей | в % к 2014г | рублей | в % к 2014г | рублей | в % к 2014г | ||
Российская Федерация | 94,1 | 101,3 | 103,1 | 105,1 | |||||
Приволжский федеральный округ | 93,6 | 104,7 | 103,3 | 105,6 | |||||
Республика Башкортостан | 96,3 | 102,0 | 98,9 | 104,6 | 11 (4) | ||||
Республика Марий Эл | 95,3 | 102,1 | 97,9 | 107,6 | 10 (1) | ||||
Республика Мордовия | 91,8 | 102,2 | 103,4 | 108,5 | 9 (2) | ||||
Республика Татарстан | 89,4 | 108,6 | 100,9 | 106,6 | 5 (3) | ||||
Удмуртская Республика | 94,6 | 115,4 | 106,4 | 106,6 | 2 (9) | ||||
Чувашская Республика | 91,7 | 102,8 | 102,5 | 103,1 | 8 (8) | ||||
Пермский край | 92,4 | 114,8 |