Урок №5. Прежде думай о Родине, а потом о себе
Цели занятия: дать понятие о двух уровнях мышления, подвести детей к выводу о том, что абстрактно-логический уровень обеспечивается Трезвостью, и только на таком человек уровне может ставить и достигать созидательные цели, «прежде думать о Родине, а потом о себе».
План урока:
1. Вопросы на повторение.
2. Жизнь – ценность, Трезвость - долголетие.
3. Понятие о двух уровнях мышления: абстрактно-логическом и конкретно-предметном.
4. Поиск ответа на вопрос, к какому уровню мышления относится тема занятия «Прежде думай о Родине, а потом о себе»
5. Трезвость обеспечивает человеческий уровень мышления.
6. На примерах песен показать, что Трезвость в них проявляется (как и во всем) созидательностью.
7. Домашнее задание.
Материальное обеспечение: Тексты песни “То березка, то рябина”, на плакатах список добрых качеств, определение Трезвости, фото (изображение) Марите Мельникайте, список долгожителей-трезвенников и в нём имя М. Мельникайте.
Ход урока: Вопросы на повторение пройденного:
1. Что такое Трезвость?
2. Кто такие ломехузы (люди)?
3. Вспомните пословицы о Трезвости (были загаданы в ребусах на предыдущем занятии)
Ребята, сегодняшнее занятие хочется начать с песни, вернее один куплет я прочту как стихи (“Я люблю тебя, жизнь”, сл. К. Ваншенкин, муз. Э. Колмановский)
Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.
Ребята, скажите, какая самая великая ценность для человека? Жизнь. Каждый хочет и может прожить долгую активную счастливую жизнь. Ученые говорят, человеческий организм рассчитан на 200 лет! Приведу примеры долголетия трезвых людей (Примечание для учителя. На плакате только список с указанием продолжительности жизни, к нему преподаватель делает комментарии). Они всю жизнь прожили в полной свободе от табачно-алкогольных отравлений, трезво!
1. Углов Фёдор Григорьевич (103 года). Хирург, ученый, общественный деятель, основоположник трезвого движения в нашей стране.
2. Михаил Калашников (94 года), оружейник, изобрёл знаменитый автомат.
3. Сергей Михалков (96 лет), автор гимна СССР, поэт, каждый день зарядка, тренажер, трезвый образ жизни.
4. Ширали Муслимов (168 лет), когда ему было 136 лет, родилась его младшая дочь. Пастух. Пил только родниковую воду, дышал чистым горным воздухом.
5. Томоши Танабе (113 лет) секретом своего долголетия считал Трезвость, пил только молоко.
6. Марите Мельникайте (20 лет) – Герой Советского Союза.
Ребята, что вы знаете о Марите Мельникайте, почему ее жизнь оборвалась так рано? В начале Великой Отечественной войны она эвакуировалась из Литвы в Тюмень, работала на станкостроительном заводе. В 1942 (ей только 19 лет!) ушла добровольцем на фронт. В мае 1943 она с самолета была заброшена на оккупированную Белоруссию, перешла в родные места Литвы, возглавила подпольную организацию. Однажды группа партизан наткнулась на фашистских карателей. День длился бой. Марите попала в плен, она не назвала, не выдала никого из товарищей. Её расстреляли. Как же объяснить, что миллионы советских людей не пожалели тогда своих жизней, за что отдали они самое свое дорогое – жизнь?
За жизнь Родины, как поется в песне тех лет: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”. В настоящее время наша страна ежегодно теряет около 1 млн. человек по вине алкоголя, 400 тыс. – по вине табака (эти цифры привел президент Медведев на совещании в Сочи в 2009г) – как будто идет война. Это две Тюмени! Только этих цифр достаточно, чтобы понять, что алкоголь, табак – смертельные яды! И всё же некоторые люди отравляют себя этими ядами. Есть какая-нибудь логика в поведении этих людей, уничтожающих своё здоровье, счастье близких, не способных и думать о Родине?
Действительно, нет логики. Нет самой способности мозга понять “что к чему”, какие причины к чему приводят, как жизнь к лучшему изменить!
Как уже было сказано, человеческий организм рассчитан на 200 лет работы. А мозг (наше главное командование) природа сконструировала с ещё большим запасом прочности – на сотни лет работы. При хорошем питании, доступе кислорода и… Трезвости! Природа дает человеку Трезвость, но она не предусмотрела, что ее человек может быть лишен. С утратой Трезвости человек утрачивает способность хорошо думать, рассуждать логически.
Ученые установили, что человек имеет 2 уровня мышления: конкретно-предметный (животный) и абстрактно-логический (человеческий)
Например. Первобытный человек находит что-то съедобное, тут же съедает, сыт. Какой уровень мышления? (Конкретно-предметный.) А если поделился с соплеменником, сообразил, что и тот его когда-то (не конкретно, может быть, сейчас) в будущем выручит, это какой уровень? (Абстрактно-логический.) А если собрал зерна растений, самые лучшие отложил на будущий урожай, уговорил соплеменников хранить их, ухаживать за ростками – это тоже человеческий уровень мышления! К какому же уровню мышления относится мысль: «Прежде всего думай о себе, о своих сиюминутных интересах»? (К животному.) А к какому уровню мышления относится мысль: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”? (К человеческому.)
Оказалось, что даже очень малые дозы алкогольно-табачных ядов лишают человека способности думать на человеческом уровне, когда надо рассуждать логически, видеть причины и следствия. Человек, лишённый Трезвости, видит даже свои личные интересы с трудом, не может заглянуть в свое будущее. Мысль, что и ему будет хорошо, если будет процветать Родина, если он о ней в первую очередь позаботится - ему недоступна. Посмотрим ещё раз на наш, далеко не исчерпывающий, список Добрых качеств человека. Он записан с ваших слов и говорит о том, что вы, ребята, - молодцы! Находитесь на человеческом уровне мышления. Почему? Потому что в списке понятия абстрактные (не пощупать их), а логика их выбора такова “Делай добро другим, и тебе будет хорошо, даже о будущих поколениях думай” Это список добрых качеств человека, но ведь общество состоит из людей. При наличии Трезвости в обществе в целом правит Добро, созидание, совершаются добрые дела. Например, создаются и звучат добрые песни. Давайте вспомним некоторые хорошие песни. Надо сказать, что в нашей стране с 1914 г до 1925 была законом защищена Трезвость. И действительно, песни тех лет созидательны.
(Слова многих современных разрушительных песен стыдно повторить: «А я шла, шла, шла, пирожок нашла. Съела, посидела, дальше пошла». Яркий пример конкретно-предметного уровня мышления).
1920 год “Авиамарш”, сл. Павла Германа, муз. Юлия Хайта. Молодые авторы написали песню по заданию политуправления Киевского военного округа. Они наблюдали первые полеты советских летчиков на оставшихся с царских времен аэропланах. Уже через несколько дней песня звучала для красноармейцев, отправляющихся на фронт. В 1933 году песня стала официальным авиационным маршем страны Советов. 1937 год Чкалов с друзьями совершает легендарный полет в Америку через северный полюс – люди, встречая его, пели “Авиамарш” на английском языке. 1961 – после приземления Ю. Гагарина над летным полем тоже звучал “Авиамарш”!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Припев:
Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!
Припев.
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на каждый ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!
Припев.
1934 год. «Марш весёлых ребят». В 1933 году снималась первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята». Сначала И. Дунаевский написал музыку, а затем газета «Комсомольская правда» объявила конкурс стихов, лучше всех оказались стихи Василия Лебедева-Кумача.
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.
Припев:
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы - молодые хозяева земли!
Мы всё добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой!
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой!
Припев.
Мы можем петь и смеяться, как дети,
Среди упорной борьбы и труда,
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда!
Припев.
И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою!
Припев.
1936 г. «Весёлый ветер» Муз. И. Дунаевский, сл. Вас. Лебедева-Кумача.
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей!
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные, про мускулы стальные,
Про радость боевых побед!
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!
1955 г. «Наш край» Музыка: Д. Кабалевский, слова: А. Пришелец.
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой:
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт,
Все бегут, бегут дороги,
И зовут они вперед.
Солнцем залиты долины,
И куда не бросишь взгляд,
Край родной, навек любимый,
Ты цветешь, как вешний сад.
Детство наше золотое
Все светлее с каждым днем,
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном.
Чтобы жить долго, нужно тренировать не только мышцы, но и ум. Учёные установили, что долголетие связано с памятью, а её можно развивать – петь, помнить песни. Пока мы будем петь, помнить хорошие песни, пока будем рассказывать народные сказки – народ наш будет жить!
Итак, сегодня мы узнали о двух уровнях мышления. Только с Трезвостью люди могут думать о Родине, заботиться о её процветании, о своём будущем. Такие мысли относятся к человеческому (абстрактно-логическому уровню мышления). И приводят они к созидательным действиям.
Домашнее задание. Записать (не набирать на компьютере) на лист А4 со слов старших членов семьи (родители, дедушка, бабушка), после обсуждения в семье, текст хорошей песни. Выучить мелодию. Когда дети принесут, сделать песенник класса. Это общее доброе дело!
Урок №6. Мечтать, надо мечтать!
Цели урока: показать, что в основе выбора будущих профессий детей лежит абстрактно-логическое мышление, выбор – созидательный, дети должны сделать вывод о том, что в основе созидания – Трезвость.
План урока:
1. Повторение, закрепление.
2. Стихотворение В. Маяковского «Кем быть?»
3. Список будущих профессий ребят.
4. Созидательные мечты, цели. В их основе лежит Трезвость.
5. Завершенные дела – ступеньки к мечте.
Материальное обеспечение: репродукции из журнала “Огонек” на темы “Труд”, “Детство”, диск “850 советских песен”, обложка, файлы для песенника класса, репродукции картин И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста»
Ход урока:
Вопросы на закрепление:
1. Что такое Трезвость?
2. Вопрос на закрепление понятий: абстрактно-логический уровень мышления и конкретно-предметный. (На доске расположены репродукции картин, записана тема урока и названия двух уровней мышления). Ребята, послушайте внимательно притчу. Три человека катят куда-то тележки с кирпичами. У одного спросили: “Что ты делаешь?” – “Тележку качу”, у другого: “Что ты делаешь?” –“Деньги зарабатываю”, третьему задали тот же вопрос: “Город строю”. Кто из них рассуждает на животном уровне? (первый, второй). Кто на человеческом? (третий).
Тема сегодняшнего занятия “Мечтать, надо мечтать”. Мы поговорим о том, кем вы мечтаете стать, когда вырастете. Пока вы обдумываете этот вопрос, я прочту стихотворение В. Маяковского “Кем быть?” – 1928 год.
(Примечание для учителя.Предлагается прочесть в сокращении, только выделенный жирным шрифтом текст.)
Кем быть? (В. Маяковский)
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала
мы
Берем бревно
И пилим доски
Длинные и плоские.
Эти доски
Вот так
Зажимает
Стол-верстак.
От работы
Пила
Раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Столяру хорошо,
а инженеру –
Лучше,
Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат.
Я
Сначала
Начерчу
Дом
Такой,
Какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перёд,
называется фасад.
Это
каждый разберет –
это ванна,
это сад.
План готов,
И вокруг
Сто работ
На тыщу рук.
Упираются леса
В самые небеса.
Где трудна работка,
Там
визжит лебедка;
Подымает балки,
Будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.
Инженеру хорошо,
а доктору –
Лучше,
Я б детей лечить пошел,
Пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
Я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? –
Погляжу
из очков
кончики язычков.
– Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. –
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
– Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам –
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
всё, конечно, заживет. –
Докторам хорошо,
а рабочим –
Лучше,
Я б в рабочие пошел,
Пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
И мы приходим на завод.
Народа – уйма целая,
Тысяча двести.
Чего один не сделает –
Сделаем вместе.
Можем
Железо
Ножницами резать,
Краном висящим
тяжести тащим;
Молот паровой
Гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
Машинами правим.
Работа всякого
Нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там – дым,
здесь – гром.
Гро-мим
весь дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.
На заводе хорошо,
а в трамвае –
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
– Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые –
зеленые,
красные
и голубые. –
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.
Кондуктору хорошо,
а шоферу –
Лучше,
Я б в шоферы пошел,
Пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
Летит, скользя,
хороший шофер я –
Сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо –
Без рельсы
Жителей
Доставлю на дом.
Е- дем, ду- дим:
«С пу- ти уй- ди!»
Быть шофером хорошо,
а летчиком –
Лучше,
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
Бояться не надо
Ни дождя,
Ни града.
Облетаю тучку,
Тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены».
Летчику хорошо,
а матросу –
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете –
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный –
наверное.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай
на вкус!
(1928 г.)
А теперь к вам, ребята, вопрос. Кем вы мечтаете стать, почему и зачем? (на доске появляется список профессий). Скажите, пожалуйста, вам для ответа на вопрос абстрактно-логическое мышление понадобилось? Да. Ведь будущую профессию не пощупать. Заметьте, вы выбрали профессии, исходя из пользы людям, которую тоже не пощупать. Это ведь абстрактное понятие “польза”, “добро”. И логика вашего выбора такова – в первую очередь обществу пользу принести, во вторую – себе кусок хлеба заработать.
Изобретателями ли вы будете, строителями, композиторами или художниками (кем угодно), в первую очередь спросите себя, а людям то это надо, на пользу это обществу, жизнь лучше у всех станет (а значит и у тебя)?
Посмотрите на репродукции картин художников. В чем задача художника, что от художника людям нужно? Чтобы добрых мыслей прибавить, добрые качества укрепить (помните наш список Добра?).
Есть нашумевшая картина “черный квадрат на белом фоне”, много споров вокруг нее, вокруг ее «гениального» смысла, стоит она очень дорого… Но стоит только спросить: “А людям это надо? Добро увеличивает, жизни служит? Какую пользу людям приносит?” И сразу становится ясно, пользы обществу никакой, служит только наживе отдельных скупщиков, торговцев картинами. И то, что подобные произведения появляются, говорит о том, что в обществе что-то неладно с уровнем мышления.
(Примечание учителю. Можно подобрать, показать и обсудить подобное произведение, не вешая на доску).
К какому уровню мышления относится такой вот «Чёрный квадрат на белом фоне»? К конкретно-предметному. Появление таких картин, такого направления в искусстве, говорит о том, что обществу в целом становятся недоступны такие понятия как Добро, Родина, созидание. А причина этого кроется в утрате обществом Трезвости, в том что в нём злые интересы наладили процесс отнимания Трезвости. При утрате обществом Трезвости, оно существенно снижает свои требования к произведениям искусства, да и становится значительно меньше художников – созидателей.
(Примечание для учителя. Здесь на доске нужно записать логическую цепочку: Трезвость – абстрактно логический уровень мышления – созидание.)
Посмотрите на произведения известного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Он входил в общество Трезвости Льва Толстого! Это видно и из его долголетия (86 лет), и тем его картин «Арест пропагандиста», «Бурлаки на Волге» и др.
К сожалению, степень отнимания Трезвости в нашей страны сейчас очень высока. В целом общество не способно сделать созидательные, как говорят, общественные заказы.
Но вы – наша надежда, ребята! И ваш список Добра, и ваш список профессий говорят о том, что вы мыслите на человеческом уровне и будете мыслить, даже еще и разовьете свою смекалку, свой ум – вы ведь учитесь. И уже сейчас думаете, как принести пользу обществу.
Сейчас я спою еще одну песню, но сначала разберемся в смысле некоторых слов из нее. Что значит слово “Здравствуй”? – пожелание здоровья. А если сказать “Здравствуй, страна!” – это пожелание процветания стране. Что такое тропики, все знают? Полюс? “Врубаться в скалу” – что это? Добыча полезных ископаемых, угля, скорее всего. А что такое энтузиазм? Это настрой, большое желание какое-то хорошее дело сделать. С энтузиазмом (с подъемом, большим рвением, усердно и радостно) можно трудиться. Энтузиазм проявляется только в деле, причём только в хорошем. Мечтать с энтузиазмом нельзя. С энтузиазмом за уроки браться хорошо! Теперь вам всё будет понятно в песне “Марш энтузиастов”.
Марш энтузиастов
Музыка: И. Дунаевский; слова: А. Д'Актиль
В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропикам, ты к полюсу
Легла родимая, необозримая,
Несокрушимая моя.
Припев:
Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!
Нам ли стоять на месте!
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш - есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься, -
Мечта прекрасная, еще неясная,
Уже зовет тебя вперед.
Припев.
Создан наш мир на славу.
За годы сделаны дела столетий,
Счастье берем по праву,
И жарко любим, и поем, как дети.
И звезды наши алые
Сверкают, небывалые,
Над всеми странами, над океанами
Осуществленною мечтой.
Припев.
Песня как раз заканчивается словами про осуществлённую мечту. А как мечту осуществить? Важный вопрос: мечтать хорошо, а как добиться осуществления мечты?
(Примечание для учителя. Дети могут сказать, что к мечте надо стремиться. Тут можно для демонстрации безресурсности этого слова, взяв в руки мел, предложить кому-то его взять, а потом предложить постремиться его взять!)
К мечте нужно идти! По ступенькам завершённых дел!
(Примечание для учителя. На доске рисуем лесенку с 5-7 ступеньками. Наверху пишем слово «мечта». Над ней – заголовок «Путь к мечте». Желательно на примере мечты кого-то из ребят разобрать шаги к её достижению, подписать ступеньки. И вдоль всей лесенки вверх написать слово «Трезвость». Здесь можно рассказать, например, о такой мечте, чтобы в нашей стране утвердить и сохранить Трезвость! Можно рассказать, по каким ступенькам идёт городская общественная организация “Трезвая Тюмень”, какие дела делает. В списке этих дел наши уроки Трезвости.)
Хорошая учеба – к любой мечте необходимая ступенька!
Домашнее задание. Нарисовать свою лесенку – дорогу к своей мечте.
(Примечание для учителя.Из принесённых, записанных на листах А-4 созидательных песен формируется сборник «Песни класса». На последующих занятиях песни из него могут быть исполнены ребятами, использованы учителем, или вынесены для обсуждения.)
Урок №7. Практическое занятие.
Различение и применение языка утверждения и сохранения Трезвости
Цель занятия: закрепить полученные знания по теории Трезвости, показать важность различения, выполнить практическое задание на различение (в игровой форме), закрепить навыки применения языка Трезвости.
План урока.
1. В основе различения добра и зла – Трезвость. Почему пишем с большой буквы?
2. Игра. Две дороги. «К солнцу или в болото»
3. Применение языка утверждения и сохранения Трезвости позволяет видеть правду, различать две дороги.
4. Практическое применение языка УСТ.
5. Просмотр видеоролика «Дорога добра» и других (от «Трезвого Южноуральска»)
Материальное обеспечение. Подборка программирующего раздаточного материала, как на самоотравление, так и на Утверждение и сохранение Трезвости (открытки, обложки тетрадей, календари, детские книжки и др., распечатки программирующих фраз для перевода на Язык УСТ, видеоролик «Дорога добра», плакат с определением Трезвости.
Ход урока.
Описание игры (вариант). После разговора на тему «Трезвость в основе различения добра и зла» на доске проводится вертикальная черта, закрепляется вверху с одной стороны детский рисунок солнца. С другой стороны – обозначение болота (как принято в географических картах). На каждые 2 парты (на 4 человека) раздаётся по карточке (А4 или А5) с различным содержанием, как с положительным созидательным смыслом, так и с программирующим на разрушение, в том числе с рекламой самоотравления. После обсуждения в группе из 4 человек представителю нужно обосновать ответ на вопрос: «Куда эта информация может привести? К каким действиям? К каким изменениям в жизни?». Карточка закрепляется на доске в соответствующее место. Некоторые карточки должны содержать и моменты, когда зло подталкивает к приобщению к самоотравлению вроде бы незначительно. Дети должны увидеть опасность малых количеств зла.
(Примечание для учителя. Здесь можно, если на партах у ребят лежат учебники, тетради, предложить найти на обложках добрые и вредные программирующие моменты, их тоже можно расположить на доске.)
Язык утверждения и сохранения Трезвости (язык УСТ) – язык правды. Он служит утверждению и сохранению Трезвости в человеке, семье, обществе. Мы на нём с вами уже говорим.
Для примера разберём фразу. Как на языке УСТ будет звучать предложение, которое производители отравы размещают на этикетках: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Дословный перевод: «Есть какая-то мера, выше которой алкоголь становится ядовитым, вредным». И сразу становится видным обман, заключённый в этой фразе. На языке УСТ она звучит так: «Алкоголь – яд в любых количествах, с первой капли». Эта правдивая надпись предназначена для нанесения на ёмкость с отравой. Когда-то яд не будет доступен для самоотравления, людей перестанут обманывать, тогда про яд не надо будет и писать. Все будут знать, что алкоголь – техническая жидкость. Широко же в обществе будет звучать правда о самой Трезвости, например, такая: «Главную истину в жизни пойми: трезвым родился – трезвым живи!» Язык Трезвости правдивый, логичный и жизнеутверждающий.
Задание для всего класса. Перевести на язык УСТ предложения, фразы, такие как
«Сынок, никогда не пей, не кури» | «Сынок, береги свою Трезвость» |
«Как помочь другу бросить курить?» | «Как помочь другу вернуть свою Трезвость?» |
Придумайте еще примеры самостоятельно.
В заключение просмотр видеоролика «Дорога Добра».
Урок № 8. Напутствие
Цели занятия:познакомить учащихся с Программой утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!», показать место в ней уроков Трезвости, пожелать трезвой жизни.
План урока:
1. «Ступеньки к мечте» некоторых ребят (см. задание урока №6)
2. Знакомство с «Программой утверждения и сохранения Трезвости в России».
3. Показать отличие «Уроков Трезвости» от «профилактики вредных привычек».
4. Задача поколений – передать полезные для жизни знания.
5. Песни – один из способов передачи знаний.
6. Напутствие.
Материальное обеспечение: плакат «Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!», брошюра “Комикс-миссия”, песенники, рисунки детей с уклоном в “профилактику”, приглашения на курсы ФТУ (формирования трезвых убеждений), плакат “Солнышко Трезвости”, определение Трезвости, календарь или плакат на тему Трезвости как подарок классу.
Ход урока:
Зачитать “ступеньки к мечте” некоторых ребят. Чем отличается мечта от цели? Цель более четкая, более ответственная. Сообща, вместе люди ставят цель, идут к ней по четким строго определенным ступеням.
Вот и трезвое движение в нашей стране имеет четкую цель: “Утверждение и сохранение Трезвости”. Конкретные шаги к её достижению изложены в Программе утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Законы страны должны охранять Трезвость. Ведь это естественное данное природой состояние человека, семьи, общества. Мы ведем Всероссийский сбор подписей. Законодательство нашей страны необходимо привести в соответствие с фактом “алкоголь-яд”. В программе это отражено, в первом пункте.
Ломехузы, лишая людей в своих корыстных интересах Трезвости, организуют в обществе выполнение всего двух условий (каких?):
1) доступность отравы; 2) злая реклама, обман (информационное принуждение).
Выполнение этих условий станет невозможным, когда в стране Трезвость будет защищена правдой в законах.
Уроки Трезвости (во всех учебных заведениях) – один из пунктов программы. Ведь каждый день постоянно рождаются новые трезвые люди – дети, которым жизненно важно знать правду о Трезвости. Мы с вами знаем, что только трезвый человек думает на человеческом (абстрактно-логическом) уровне мышления, различает Добро-Зло, понимает, что в жизни не так, и как жизнь изменить к лучшему.
Уроки Трезвости дают знания для защиты Трезвости, для того, чтобы естественная детская Трезвость выросла в сознательную, убеждённую Трезвость.
Наши уроки Трезвости имеют научную основу – ежегодно проходят научные конференции, на наших летних слётах трезвых сил России идет обмен преподавательским опытом. Но вам надо быть очень внимательными в этом вопросе – просто начеку!
На одном из уроков Трезвости после чтения сказки “Про Ивана-богатыря, Трезвость и волшебный луч” ребята получили задание нарисовать именно момент победы Добра, победы Трезвости! Обычно дети рисуют богатыря с мечом-лучом в руке, делают свои позитивные надписи, например, “трезвость-сила”. Но в этом классе некоторые рисунки содержали надписи “зло”, “алкоголь”, рисунки бутылок с отравой (правда, перечеркнутых).
В чем дело? Оказалось, что ранее, до нашего урока Трезвости от Ассоциации правоохранительных органов каждый ученик получил книжку “Комикс-миссия”. На обложке – два нерусских слова, рисунок с надписью – “Во!” Есть хоть какой-то намек на Трезвость? Нет. И в самом тексте слово Трезвость ни разу не встретилось. Понятно, это ведь «профилактика вредных привычек», о них-то всё подробно написано и красочно нарисовано. Все слова в брошюре, связанные с отравлениями различными ядами, выделены красным шрифтом! Книжка цветная, очень доброжелательное приветствие, но... Куда мысли ребят направила? На вредные привычки. Объясняется появление такой книжки тем, что пока у людей еще недостаточно знаний о Трезвости, её утверждении и сохранении. Неудивительно, какими получились рисунки детей.
Сравните, почувствуйте разницу между “профилактикой вредных привычек” (показать брошюру) и “Утверждением и сохранением Трезвости” (показать на Программу, на плакат “Солнышко Трезвости”). Так берегите же свою Трезвость!
Слышали выражение “борьба с алкоголизмом”. Помните слово “стремиться” (“постремись” мел взять, не получается) так и борьба. “Поборись” – чтобы мел взять. Покажите эту “борьбу”. Никак. Борьба с чем? С отниманием Трезвости. Отнимают обманом. Так не дай обмануть! Себя и других! Защита Трезвости – знание правды о том, что она дана человеку от природы, что она – основа Добра.
У вас есть дедушки, бабушки, родители, у вас будут свои дети, внуки… У здоровых родителей, трезвых рождаются здоровые дети, трезвые, естественно. Лад и покой царит в трезвой семье. В то же время, история знает примеры исчезновения при утрате Трезвости целых народов (индейцы).
Решите, пожалуйста, задачу. При условии, что планета Земля будет пригодна для жизни ещё 6 млрд лет, за жизнь и здоровье скольких поколений потомков отвечает каждый современный человек, своей Трезвостью отвечает? (Смена поколений происходит каждые 20 лет) Ответ: 300 млн. Скажите, пожалуйста, мысль о том, что каждый из вас отвечает своей Трезвостью за процветание Родины, счастье семьи, жизнь на Земле, относится к абстрактно-логическому уровню мышления? Да. И вы, дети, ещё раз повторюсь, его имеете! А основа его – Трезвость.
В начале 20 века были знамениты курские соловьи. Но уже к 30-м годам они стали намного хуже петь. В чем дело? Рост цен и спрос вызвали увеличение отлова опытных певцов, старых соловьев, некому стало “учить” молодых. Пение птиц постепенно перешло в стукатню и трескотню.
Еще пример. Редкий вид журавлей (под угрозой исчезновения) – стерх. Когда удалось вывести в инкубаторе птенцов, оказалось, что они беспомощны, научиться жить в дикой природе они могли только от взрослых стерхов.
Так и у люд