Урок №2. Добрые привычки. Кто такие ломехузы?
Цели урока: на примерах злой рекламы показать, как злые интересы искажают сознание людей, программируют на самоотравление ядами, увидеть и защиту от этого – различение Добра и Зла. Трезвость – в основе различения.
План урока:
1. Закрепление (вопрос на различение Добро – Зло, что такое Трезвость)
2. Пример из жизни насекомых, как муравьи спасают свой муравейник от паразитов (ломехуз).
3. Закрепление: два условия, которые организуют ломехузы в обществе для отнимания у людей их природной Трезвости.
4. Злая реклама искажает сознание, перемешивает понятия Добра и Зла.
5. Сила привычки, добрые привычки.
6. Защита от искажения сознания – совершенствоваться в различении Добра и Зла, творить Добро.
7. Практическое задание – сделать иллюстрацию к заключительной части «Сказки про Ивана-богатыря, Трезвость и волшебный луч», изобразить победу Добра.
Материальное обеспечение: Определение Трезвости в плакате и другие наглядные материалы, демонстрационный программирующий материал, бумага для рисунков. Список добрых качеств – опорный материал для нескольких занятий, его целесообразно сделать в виде плаката, так же как и определение Трезвости.
Ход урока.
(Примечание для учителя. Если нет плакатов, то заранее на доске нарисован дом, в котором записаны добрые качества человека, в основании – слово ТРЕЗВОСТЬ, в крыше слово ДОБРО, а также записано определение Трезвости)
На прошлом занятии, ребята, у нас был серьёзный разговор о Добре и Зле, о Трезвости. Кто сможет дать определение Трезвости? (Кто-нибудь из детей зачитывает определение Трезвости).
Посмотрите на список добрых качеств человека, которые вы тогда назвали. В основании его – Трезвость. Для защиты Трезвости человеку нужны знания, правда о Трезвости. Но если такие знания не пришли к человеку вовремя, он может быть лишён Трезвости. Мы на прошлом занятии убедились, что человек не виноват в том, что травит себя ядом (алкоголем, табаком), это злые силы обманывают его, отнимают естественную Трезвость.
Скажите, если какой-то человек для других производит, продаёт другим яд (алкоголь, табак), это можно отнести к Добру? Нет. А если человек пусть даже не по своей воле, травит себя алкогольно-табачными ядами, куда отнесём? К Добру или Злу? Да, не виноват, но это зло, для него зло, для близких, для общества. (На доске рядом с домом Добра дописывается столбиком: «Зло – травить людей ядами, травить себя ядами». Это в рисунке помещается внутри избушки на курьих ножках.)
А сейчас пример из жизни живой природы поможет нам увидеть, как победить зло.
(Рассказ о ломехузах с рисунком)
Ломехуза – жучок паразит. Поселяется в муравейнике, питается куколками муравьёв (обычно их называют муравьиными яйцами), а муравьи почему-то ничего не делают для защиты. Оказывается, муравьи при встрече друг с другом делятся пищей (передают изо рта). Так и при встрече с ломехузой, муравей её кормит, а сам … гладит её по бокам, и по её боковым щетинкам стекает жидкость. Муравей пьёт её и теряет разум, теряет трудоспособность, перестаёт защищать муравейник (здесь преподаватель может указать рукой на список добрых качеств)! Если осталась ещё часть муравьёв «трезвых», то спасение возможно. Дело в том, что трудолюбивые муравьи своих куколок периодически выносят на солнце, проветривают. На солнце куколки ломехузы гибнут! Кроме того, от перетаскивания непрочная обмотка куколок ломехуз рвётся.
Спасение муравейника: свет солнца и труд муравьёв!
А нас спасёт свет правды о Трезвости и наш труд по утверждению и сохранению Трезвости!
Помните, как в сказке солнце дало Ивану-богатырю волшебный луч правды? Теперь вы понимаете, почему людей паразитов, спаивающих народ, в научной литературе называют ломехузами.
И как вы помните, ломехузы организуют для этого злого дела выполнение всего двух условий (записывается на доске): 1. доступность; 2. злая реклама.
Доступность – само наличие алкогольных ядов, близкое расположение и круглосуточная работа магазинов. Яды маскируют. Прячут в шоколад, конфеты. Организм не распознаёт в этом случае яды, не защищается рвотой.
Злая реклама так навязчива, так агрессивна, что её точнее надо называть информационным террором. Главная задача ломехуз – обманом смешать в головах людей понятия Добра и Зла (посмотрите на доску).
(Примечание для учителя. Преподаватель анализирует вместе с ребятами приёмы злой рекламы, например, показывая коробку конфет с изображением отравляющихся людей, жвачку в виде сигареты.
Показывает рекламный плакат яда, водки «Полтина»). На плакате Добро (душа, песня, семейный уют, семья, гостеприимность, радость, праздник) смешивается со Злом (алкогольный яд и прозрачный намёк Минздрава на то, что он вредит здоровью). Этот яд «вредит» так, что… убивает, приводит в нашей стране ежегодно к смерти 1млн. чел., табак уносит жизни ещё 400 тыс. человек! Это две Тюмени!
Есть примеры кинофильмов, мультфильмов, детских книг, игр, где злонамеренно перемешиваются понятия Добра и Зла. (Крокодил Гена, Мюнхгаузен и т.д., «Алиса в стране чудес») В них добрый герой показан неспроста с вонючей табачной соской, отравляющим приспособлением во рту.)
Привыкнуть к яду нельзя без искажения сознания. Помните, в сказке про Синдбада-морехода злой демон сел ему на плечи, заставил выполнять свою волю. А злая привычка травить себя алкогольно-табачными ядами поселяется в голове человека!
Ребята, а ведь есть и добрые привычки, нужные человеку привычки. Домой зашёл – обувь снял, перед едой – вымыл руки.
Привычные действия человек выполняет, не задумываясь, автоматически. Лётчик Коллинз летал на обычном лёгком самолёте, два члена экипажа всего. Как опытный лётчик однажды он показывал пилотаж на машине другого лётчика, это был водный самолёт, который садится не на сушу, а на воду. После выполнения фигур пилотажа Коллинз заходит на посадку (по привычке!)… на землю. К этому водный самолёт не приспособлен, аварии удалось избежать чудом, сидевший рядом вторым пилотом хозяин водного самолёта выправил ситуацию. Коллинз поднял машину вверх, выполнил посадку на воду. Оживлённо обсуждая причину случившегося со вторым пилотом, он открыл дверцу самолёта и спрыгнул … в воду. Снова его подвела ПРИВЫЧКА, действия его были и в первом и во втором случае автоматическими!
Задумайтесь, какую злую привычку травить себя алкогольно-табачными ядами вкладывают в головы людей ломехузы! Отнимают сам фундамент счастливой жизни – Трезвость!
Но если человек хорошо различает Добро и Зло, и неустанно совершенствуется в этом, творит Добро, делает Добро – перемешать эти понятия в его голове никому не удастся.
Надо делать добрые дела: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся…». А как поделиться... Трезвостью? Надо просто жить трезво, показывать личный пример Трезвости близким, друзьям. А когда вы подрастёте, когда у вас будет достаточно знаний о Трезвости, вы сможете убедить близких сохранить Трезвость, восстановить, если она отнята. От вас будут идти «волны Трезвости».
Ребята, давайте для повторения вспомним сказку «Про Ивана-богатыря, Трезвость и волшебный луч». Назовите добрых героев сказки? Почему Иван-богатырь, старик, Солнце, жители города – добрые? Сами ли жители заколдованного города начали травить себя алкогольно-табачными ядами? Почему ратники, защитники города не оказали сопротивления царице Архарской? Когда тонкий волшебный луч стал в руке богатыря праведным огнём, сверкающим мечом? Чем закончилась сказка? (Победой добра: люди установили и без всяких писанных законов в своём городе Трезвость!)
А теперь вы, прямо здесь и сейчас, сотворите Добро! Сделайте, пожалуйста, рисунок, иллюстрацию к сказке. Именно к заключительной части. Именно момент Победы изобразите, пожалуйста! Богатыря с мечом в руке и рядом людей – победителей! Солнце в сказке – образ правды, Добра, оно тоже должно быть на вашем рисунке.
(Примечание для учителя. На задание отводится около 10 минут, все рисунки оцениваются высоко и раздаются на следующем занятии. Было бы хорошо завести в случае систематических уроков Трезвости тетрадь для заданий, для записи определений)