Утверждения и развития капитализма
(вторая половина XIX в. – начало ХХ в.)
Реформаторские поиски в России начала XIX в. Изменения в общественном и государственном строе России в начале XIX века. Либеральные реформы
60-70-х гг. XIX в. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. Развитие права в
пореформенный период.
В историографии периода выделяется два основных направления. Первое связано с именем В.О. Ключевского. Его последователями стали авторы сборников «Вехи», «Из глубины» и другие. Многие из них после Октябрьской революции продолжили работу в эмиграции: Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Б. Струве, Г.П. Федотов и др.
Их научная концепция заключается в том, что российская государственность держалась на репрессиях и на религиозном самосознании крестьянина с царем, причем на иррациональном уровне. Периодически оно разрушалось, и являлся «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». По мнению этой группы ученых, весь уклад русской жизни во всех его проявлениях не мог быть изменен насильственным путем. Единственный выход заключался в постепенной модернизации существующего строя и в подъеме народного просвещения.
В настоящее время идеи этих мыслителей наиболее полно в трудах А.С. Ахиезера, В.Ф. Антонова, Н.М. Пирумовой, Н.Я. Эйдельмана.
Второе направление складывалось, с одной стороны, в марксизме, с другой – в народничестве. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что особенности России не выходят за рамки европейской общности, что Россия через революцию и социальные потрясения также перейдет к «классическому» капитализму. Народники, наоборот, полагали, что страна через свое специфическое развитие – крестьянскую революцию, перейдет к социализму.
Во второй половине XIX века их настроения стали все более антигосударственными, что сделало возможным своеобразное соединение марксизма и народничества в большевизме. На этой основе образовалось направление исторической науки, отстаивающее прогресс через борьбу и революции. Обобщенно это направление представлено в коллективных трудах по Истории СССР, государства и права СССР, в книгах М.Н. Покровского, Б.Г. Литвака, С.В. Юшкова и других.
В настоящее время все больше утверждается третье направление – «догоняющее и циклическое» развитие России. Ещё П.Я. Чаадаев выдвинул идею о том, что Россия находится «вне истории»,»вне западной цивилизации и движется по замкнутому кругу».
Эти идеи получили развитие в работах С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, а также К. Маркса и Ф. Энгельса. Серьезный вклад в обоснование этого направления внес русский экономист Н.Д. Кондратьев.
Современные исследователи А.С. Ахиезер, В.И. Пантин, Е.Г. Плимак и др. делают акцент на том, что исторические условия России определили становление в ней общества иного типа чем на Западе. Типологическое отличие России от Запада заключается во всеобъемлющей роли соборности и государства в организации жизни страны, в подавлении ими частного интереса и политической оппозиции. Такое общество не выдержало военно-технического противоборства с Западом, а это заставляло государство проводить реформы, наспех заимствуя чужой опыт. Однако радикальные реформы в истории России, ускоренное «строительство» нового общества сопровождались контрреформами. Через некоторое время государство было вынуждено идти на и новый цикл реформ, затем дополняло их контрреформами и т.д. И Россия, несмотря на периодические потрясения, никак не могла приблизиться к западноевропейским меркам.
Реформаторские поиски в Росси начала XIX века. 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота на российский престол вступил Александр I, сын убитого, по существу с его ведома, Павла I и любимый внук Екатерины II. Это было встречено в верхах общества с одобрением, торжественно отметили это мероприятие в церквах.
Александр I заявил, что будет править по «законам и сердцу» Екатерины II, подтвердил ее многие указы, восстановил в правах лиц, подвергшихся гонениям при Павле I, возвратил на службу без суда отстраненных офицеров и чиновников, объявил прощение всем беглецам, кроме убийц, ликвидировал Тайную экспедицию Сената и Совет при высочайшем дворе, освободил священников от телесных наказаний.
Изменения в общественном строе. В начале XIX века все отчетливее стали проявляться противоречия общественного развития страны: всеобъемлющий кризис охватил крепостническую систему хозяйства; в промышленности крепостная мануфактура не выдерживает конкуренции с капиталистической мануфактурой, происходит промышленный переворот, постепенно складываются основные классы буржуазного общества – капиталисты и наемные рабочие, меняется социальная структура общества и др.
Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Правовое положение отдельных групп населения было прежним. Вместе с тем царизм вынужден был делать уступки растущей буржуазии. В 1832 году было введено новое правовое состояние в сословии горожан – почетное гражданство.
Эта категория граждан являлось неподатным сословием, по своему статусу близким к дворянству.
В 1810 году Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли, специально оговорив, что это не дает, однако, покупателю никаких дворянских прав. Еще в 1801 году была запрещена раздача дворянам новых имений.
При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 году были резко повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. В 1831 году был введен порядок, по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы. Имущественное положение дворян было неоднородным. Во второй четверти XIX века всего дворян было свыше 250 тыс., из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.
Экономическое развитие страны, крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги по ослаблению крепостного права. В 1803 году был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 году было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество.
Классовое и сословное деление российского общества дополнялось этническим делением. В Россию входили районы, стоявшие на разных уровнях развития, что сказывалось на социальной структуре империи. Присоединение новых территорий означало включение инонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально зависимого населения ‑ в состав эксплуатируемых. Права российского дворянства были предоставлены прибалтийским баронам, польским шляхтичам, молдавским боярам, грузинским дворянам.
Инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России, личная свобода сохранялась за крестьянами Царства Польского и Финляндии, молдавским крестьянам было предоставлено право перехода.
Происходят изменения и в государственном строе. Общим итогом внешнеполитических усилий России в этот период явилось заметное расширение ее территории. Она увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. чел.
Фридрихсгамский мир со Швецией укрепил позиции России на балтийском море, к ней отошла Финляндия. По бухарестскому договору 1812 г. России от Турции отошла Бессарабия и участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми. По решению Венского конгресса большая часть Герцогства Варшавского, созданного Наполеоном, была передана России. Еще раньше, по Тильзитскому договору Александра I с Наполеоном, к России от Пруссии отошла Белостокская область.
Расширялись пределы Российской империи и на Кавказе: Восточная и Западная Грузия, Северный Азербайджан, Эриванское и Нахичиванское ханства. В первой половине XIX века был присоединен Казахстан.
Все это поставило в повестку дня вопрос о форме государственного единства.
Существовали районы, имевшие особый правовой статус, который складывался в феодальных формах.
Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия. Став частью России, она не только ничего не потеряла, но впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Она официально именовалась Великое княжество Финляндское, имела органы власти, в том числе и сейм, независимую от России судебную и правовую системы. Титул великого князя принадлежал российскому императору, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор.
Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившее после присоединения к России Герцогства Варшавского название Царство Польское. Оно получило Конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда самодержавный император стал ограниченным во власти в части государства. В Царстве Польском действовал парламент, избираемый прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян, сохранялась своя армия. В качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков.
Вместе с тем, ля России включение этого края в состав империи оказалось источником беспокойств на всем протяжении XIX и даже XX в. Польское шляхетство мечтало о восстановлении независимости Польши, причем в границах Речи Посполитой. Это явилось главной причиной восстания 1830-1831 годов, которое привело к потере существовавших вольностей. Личная уния сменилась инкорпорацией, был упразднен сейм, правовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 году. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию.
Прибалтика была инкорпорирована еще в XVII в. В рассматриваемый период она делилась на три губернии – Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенных одним генерал-губернаторством Остзейского края.
Управление Бесарабией до 1816 года осуществлялось гражданским губернатором и Временным областным правительством во главе с губернатором. В 1816 г. в Бесарабии была учреждена должность наместника, при котором функционировал Временный комитет. В 1818 году были учреждены Верховный совет во главе с наместником в составе 11 человек и областной суд. С 1818 года на ее территории была введена общерусская административная система.
С завершением вхождения Закавказья в Российскую империю существовавшая здесь ранее государственность была упразднена. Управление было вверено Главнокомандующему отдельного Кавказского корпуса. Непосредственное управление Грузией было сосредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоял царский генерал.
В Казахстане управляли ханы, избранные местными султанами и утвержденные российским императором. В XIX веке ханская власть упраздняется и там вводится общеимперская система управления.
Таким образом, в развитии формы государственного единства в рассматриваемый период имели место две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванному расширением территории империи, и к упрощению, обусловленному политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной степени русификации национальных окраин.
Изменения в государственном строе в первой половине XIX в.В этот период асолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица – императора.
Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения невелики и относятся в основном к периоду правления Александра I. М.М. Сперанскому было поручено разработать проект преобразований государственного механизма.
Были учреждены министерства и Государственный совет. Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты, после чего они утверждались императором. На этот орган возлагались обязанности по финансовому управлению.
Государственный совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департамента дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Госсовета считался сам император.
В 1802 году Александр I ввел новые органы отраслевого управления – министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия.
Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего, межведомственные и надведомственные функции.
Под непосредственным подчинением царя находилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I в этой Канцелярии было создано шесть отделений, права которых почти не отличались от прав министерств.
Местное управление в данный период не претерпело существенных изменений. В главе губерний стояли губернаторы. На окраинах группы губерний были объединены в края, которые возглавляли генерал-губернаторы. Во главе уездов стояли капитан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который по сути был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы. Для управления государственными крестьянами были созданы волости, во главе которых стояли волостные правления: волостные головы, старосты и писари.
Судебная система не подверглась существенным изменениям, оставалась сложной и громоздкой. При Павле I была несколько упрощена структура сословных судов: отпало верхнее звено трех сословных судов – верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.
Не претерпела принципиальных изменений и организация Вооруженных сил. Наиболее заметным событием этого периода было создание военных поселений. В них жила треть армии. Однако военные поселения не оправдали себя ни экономически ни политически и, в конечном счете, трансформировались в подсобные хозяйства Вооруженных сил.
Право. Все изменения в праве этого периода производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки.
К началу XIX века неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.
В 1801 году была учреждена Комиссия составления законов. Её работу фактически возглавлял М.М. Сперанский.
Сначала было подготовлено Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Оно включало в себя нормативные акты с Соборного уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тысяч, они составили 46 томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством.
Следующим этапом систематизации стало создание Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Материал в нем был расположен по особой системе, разработанной М.М. Сперанским. Он строился по отраслевому принципу. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций буржуазного права, восходящих к римскому праву. Но М. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг.
Книга первая включала по преимуществу законы об органах власти и управления, государственной службе, вторая – уставы о повинностях, третья – уставы казенного управления, четвертая – законы о сословиях, пятая – гражданское законодательство, шестая – уставы государственного благоустройства, седьмая – уставы благочиния, восьмая – уголовные законы.
Сразу после издания Свода законов началась разработка Уложения о наказаниях. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 году, а утверждены императором в августе 1845 г. Введено в действие Уложение было 1 мая 1846 года.
Уложение содержало более 2000 статей, разбитых на 12 разделов. Закон был очень громоздким, т.к. в нем не удалось преодолеть казуальность. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки.
Впервые Уложение содержало общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Оно делило правонарушения на преступления и проступки. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность, и т.д. Для военнослужащих действовал Военно-уголовный устав 1839 года.
В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.
Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам, степеням. Все наказания делились на уголовные и исправительные.
К уголовным относились: лишение всех прав состояния, соединенные со смертной казнью, каторгой или ссылкой.
К исправительным наказаниям относились: потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепость, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний.
Параллельно с систематизацией общеимперского законодательства были проведены работы по инкорпорации остзейских законов, отражающих привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства.
Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный период оставалась феодальной, приспособленной к защите устоев феодального общества. В середине XIX века феодальная государственность вступила в полосу сильнейшего кризиса. Нужны были перемены, которые и были вскоре произведены буржуазными реформами 60-70-х годов.
Стремлению закрепить феодально-крепостнические порядки служит система законодательства. Не смотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи – большое достижение юридической мысли XIX в.
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. Закончившаяся подписанием в 1856 г. Парижского мирного договора русско-турецкая война была проиграна Россией и показала как слабость империи, так и необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества и государства.
Именно неуверенность и растерянность вследствие сокрушительного поражения в войне, наблюдавшиеся в кругах дворянства, позволили Александру II совершить то, что не удалось Александру I, а именно отменить крепостное право.
Воспитанник Жуковского, он видел не только тормозящее действие крепостного строя, но и его безнравственность.
Крестьяне фактически находились в рабстве. Их продавали и покупали, их обменивали на говорящих попугаев и породистых щенков. С ними могли сделать что угодно.
Например, в домашнем тире российского помещика, поэта екатерининских времен Струйского господа развлекались тем, что заставляли крепостных мужиков бегать на ограниченном пространстве и стреляли по ним из ружей и пистолетов пулями. Иногда промахивались, иногда попадали. Иногда этот поэт устраивал судидилище над кем-нибудь из своих крестьян по всей форме, но приговор всегда был одинаков: “Запытать до смерти”. Для этого у него была целая бригада палачей и большая коллекция пыточных орудий, скопированных со средневековых образцов.
По воспоминаниям известного путешественника Семенова-Тянь-Шанского, у его знакомого предводителя дворянства “гости после обеда с обильным винным возлиянием выходили в сад, где на пьедесталах были расставлены живые статуи из крепостных девушек, предлагаемых гостеприимным хозяином гостям на выбор”.
Либеральные устремления императора привели к появлению множества частных записок, проектов освобождения крестьян, посвященных актуальным проблемам России и передававшимся из рук в руки.
Особого внимания заслуживает «Записка об освобождении крестьян», написанная в конце 1855 г. наставником наследника престола К.Д. Кавелиным.
Основные положения этой записки:
обязательное освобождение крестьян с землей с вознаграждением помещиков,
закрепление за крестьянами того количества земли, которым они обладали на момент освобождения,
разработка и контроль правительства за проведением выкупных операций.
По мнению автора, крестьянская реформа должна была стать лишь первым шагом на пути к неизбежным либеральным реформам. Такая позиция К. Кавелина привела его к отлучению от двора, но «Записка» легла в основу многих положений крестьянской реформы.
В начале 1857 г. по приказу императора был создан Негласный комитет для обсуждения программы освобождения крестьянства, составленной Министерством внутренних дел. В том же году Негласный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу, работа его стала открытой.
К лету 1858 г. практически во всех губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения проекта крестьянской реформы и внесения своих предложений по этому поводу в редакционные комиссии, возглавлявшиеся Я.И.Ростовцевым.
Вся же текущая деятельность по подготовке проекта реформ была возложена на товарища (заместителя) министра внутренних дел Н.А. Милютина, большую помощь которому оказал Ю.Ф. Самарин.
Они пришли к мысли о необходимости внесения особых изменений в проект реформы отдельно для черноземных и нечерноземных областей страны, так как в первых основную ценность представляла собой сама земля, а во вторых — оброк, как результат крестьянского труда.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и 17 законодательных актов о реформе.
С момента опубликования Манифеста все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей с возможностью самостоятельного заключения любых договоров, заключения сделок, ведения судебных дел и проч.
Крестьяне, проживавшие в пределах одного поселения, объединялись в сельское общество с собственными органами самоуправления — сельскими сходами. Исполнителем решений схода был выборный на три года сельский староста.
Несколько соседних сельских обществ объединялись в волость, выполнявшую полицейско-административные функции. Волостной сход, на котором избирался волостной старшина, состоял из сельских старост и выборных от сельских обществ.
Деятельность крестьянских органов самоуправления, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками, назначавшимися Сенатом из местных дворян. Мировые посредники не были подчинены ни губернаторам, ни министру и обязаны были руководствоваться исключительно положениями закона.
Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов между крестьянами создавались волостные суды, принимавшие решения на основании неписаного обычного права. Волостной суд и мировые посредники имели право выносить решения о телесных наказаниях виновных.
В соответствии с нормативными документами крестьянской реформы вся земля в имении дворянина признавалась его собственностью до тех пор, пока крестьяне не заключат с ним выкупную сделку, уплатив единовременно 1/5 часть суммы за выкупаемый надел.
Остальную часть расходов временно брало на себя государство, кредитуя крестьян на 49 лет с обязательной выплатой 6% годовых. До заключения выкупной сделки крестьяне имели право пользоваться своими наделами за барщину или оброк. Такое положение называлось временнообязанным.
Размеры и стоимость выкупаемых крестьянами наделов фиксировались в уставных грамотах, вводившихся под контролем мировых посредников.
Разница между приоритетами ценностей в черноземных и нечерноземных губерниях привела к тому, что в последних земля стоила дороже ее реальной цены, так как в ее стоимость была заложена некоторая сумма оброка, которого лишались помещики вследствие освобождения крестьян.
Чтобы воспрепятствовать оставлению крестьянами своих неплодородных и дорогих наделов, законодательно было запрещено крестьянам покидать места своего проживания в период проведения выкупных операций. За отсутствующего крестьянина ежегодную выкупную сумму платило все сельское общество.
Кроме того, помещики настояли на законодательном разрешении безвозмездно передавать крестьянам во владение часть подлежавшей выкупу земли, а остальную часть забирать себе. Такие «дарственные» земли, естественно, не могли прокормить крестьянские семьи и согласившиеся на такой порядок приобретения земли крестьяне вскоре обнищали.
В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян, однако условия для них были более льготными, нежели для частновладельческих.
Буржуазные тенденции в развитии России в рассматриваемый период не могли не наложить отпечаток на государственный механизм страны. Но в его высшем звене изменения были незначительными.
Созданный в 1861 г. новый высший орган — Совет министров в составе министров, начальников главных управлений и других высших сановников под председательством императора имел совещательный статус. Комитет министров при этом сохранялся, но в его ведении находились только текущие дела.
Вследствие проведения огромных выкупных операций в масштабах всей страны усилилась роль Министерства финансов. При нем было создано Главное выкупное учреждение. Проводилась реорганизация полицейских органов и пенитенциарной системы.
В большой мере изменения коснулись местных органов управления. По причине отсутствия в казне средств на благоустройство жизни в сельской местности правительство пошло навстречу пожеланиям либеральной общественности и 1 января 1864 г. была начата земская реформа. В компетенцию создававшихся органов местного самоуправления как раз и входило руководство всеми хозяйственными делами на подведомственной территории.
Распорядительными органами земств, создававшихся на уровне губерний и уездов, были соответствующие земские собрания, а исполнительными — земские управы. Выборы гласных (депутатов) уездных земских собраний проходили по трем куриям[47], а уже уездные земские собрания выбирали гласных губернского уровня.
Предполагая в составе земств опереться на представителей дворянства, правительство не пошло на введение земских учреждений в Сибири и Архангельской губернии, где представителей этого сословия практически не было, а также в Астраханской, Оренбургской губерниях и в Области войска Донского, где существовало казачье самоуправление.
Подобные преобразования были проведены в 1870 г. на основе «Городового положения» в городах, где в качестве распорядительных органов создавались Думы, а исполнительных — городские управы. Городская управа и городской голова избирались думой, последний при этом возглавлял и Думу и управу.
Судебная реформа. Одновременно с земской реформой начала проводиться судебная реформа. Основными нормативно-правовыми актами этой реформы были Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Проведение судебной реформы было объективно предопределено рядом обстоятельств:
1) практически все слои населения России высказывали свое недовольство судебной системой страны, которая к тому же отставала в своем развитии от европейских стран;
2) судоустройство было чрезвычайно громоздким и сложным;
3) в результате крестьянской реформы появился обширный слой мелких собственников, интересы которых нуждались в защите.
Высшей судебной инстанцией по-прежнему являлся Сенат. Суды делились на общие (окружные суды и судебные палаты) и местные (мировые и волостные суды).
Центральное место в судебной системе занимал окружной суд. Обвинение в нем поддерживал прокурор, а интересы подсудимого отстаивал защитник (присяжный поверенный).
В уголовном судопроизводстве присяжные заседатели в количестве 12 человек, избранные по жребию из представителей всех сословий, по окончании судебного разбирательства выносили вердикт («виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта коронный суд выносил приговор.
Судебные палаты рассматривали апелляции на решения окружных судов. Решения окружных судов по уголовным делам, вынесенные на основании вердикта присяжных, мог пересматривать только Сенат в порядке кассации. В качестве суда первой инстанции судебные палаты рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях.
Мелкие уголовные и гражданские дела подлежали ведению мирового суда, состоявшего из одного человека, избиравшегося земскими собраниями или городскими думами на три года.
Для судов всех уровней был характерен принцип несменяемости судей.
Во главе российской прокуратуры находился генерал-прокурор, в каждом департаменте Сената появились обер-прокуроры. Обязательным являлось присутствие прокурора в составе общих судов, где в их задачу, кроме поддерживания обвинения, входило вынесение протестов на приговоры и решения судов. Важным новшеством судебной реформы стало создание независимой адвокатуры. Предварительное следствие поручалось судебным следователям.
Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Д.А. Милютин. Учитывая итоги Крымской войны, он понимал необходимость создания многочисленного обученного резерва на случай военных действий. Рекрутская система набора в армию не могла предоставить такой контингент. Идея военных поселений, отвергнутая еще в 1857 г., после отмены крепостного права окончательно изжила себя. Это отчетливо показал опыт франко-прусской войны.
Военной реформой предусматривался отказ от рекрутских наборов и переход к всеобщей воинской повинности.
1 января 1864 г. был принят закон, согласно которому мужчины всех сословий, достигшие 20 лет и годные по состоянию здоровья, обязаны были проходить военную службу: 7 лет на флоте и 6 лет в пехоте. Для лиц, имевших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для окончивших гимназию — до полутора лет, имевших начальное образование — до четырех лет. Многие нерусские народы освобождались от действительной военной службы.
Контрреформы 80-х-90-х годов XIX в. После трагической гибели Александра II от рук народовольцев в 1881г. на престол вступил Александр III. В высочайшем манифесте о вступлении на престол было заявлено, что новый царь восходит на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти».
Такой поворот во внутренней политике заставил уйти в отставку либерально настроенных сановников: министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, практически добившегося от царя согласия приступить к подготовке проекта созыва сословно ‑ представительного органа, военного министра Д.А. Милютина, председателя Государственного совета великого князя Константина Николаевича.
В том же году было опубликовано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», позволявшее в любой момент вводить в губерниях России чрезвычайное положение, дававшее представителям власти чрезвычайные же полномочия.
Особенно сложная ситуация сложилась с крестьянской реформой. Нерешительные и неполные шаги правительства к превращению крестьянина в полноправного члена общества не могли удовлетворить самое многочисленное сословие страны и требовали продолжения.
Сначала новый император по инерции продолжил либеральный курс своего отца: в 1882 г. был создан особый Крестьянский банк. В его функции включалась обязанность выдавать крестьянам ссуды на покупку земли. С 1 января 1883 г. все крестьяне, до того момента не заключившие выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была несколько снижена.
Однако впоследствии, с приходом на пост министра внутренних дел Д.А. Толстого, правительство начинает прокладывать курс на всемерную поддержку власти дворянства над крестьянами.
В 1885 г. создается Дворянский банк. Любой дворянин мог получить в нем льготный кредит под залог имения. Допускался перезаклад земельной собственности. На такие меры правительство вынуждено было пойти, чтобы предотвратить обнищание дворянства (своей социальной базы) в условиях формирования капиталистических тенденций в стране.
В то же время в ответ на жалобы помещиков на почувствовавшее свободу крестьянство, правительство в 1889 г. вводит «Положение о земских участковых начальниках». Согласно этому «Положению» институт мировых судей упразднялся. Каждый уезд отныне делился на участки, в которых административная и судебная власть сосредотачивалась в руках земских (но при этом не имевших никакого отношения к земствам) участковых начальников.
На такие должности обычно назначали представителя местных помещиков. Руководил работой земских начальников уездный предводитель дворянства. Земские начальники имели полномочия приостанавливать любые приговоры сельских и волостных сходов, арестовать главу крестьянского самоуправления любого уровня, наложить штраф на участников схода.
В этот период начались повсеместные притеснения земств. Было предложено превратить земские собрания в совещательный орган при губернаторе, а в земские управы чиновников назначать.
Учитывая, однако, зародившийся либеральный опыт земской общественности, император на подобные шаги не решился. Лишь в 1890 г. было издано новое «Положение о земских учреждениях». В соответствии с новым законом изменялся имущественный ценз на право занятия постов гласных: для дворян- землевладельцев понижен, для горожан — повышен.
Таким образом, земство приобретало сословную структуру, чего удавалось избегать ранее. Крестьянские же гласные стали назначаться губернатором из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах.
В соответствии с новым городовым положением (1892 г.) также повышался имущественный ценз для выборщиков.
Таможенные органы. В 1857 году был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса.
Он предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и сотрудниками таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны».
Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части». Устав также запретил таможенным чиновникам требовать и принимать подарки в любой форме.
В 1892 году на западной сухопутной границе России в дополнении к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и «карчемная стража» из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов.
К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральный из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, р