ПРАВА У НАРОДОВ РОССИИ (XIV – XVIII вв.)
Государство и право у народов Прибалтики и Белоруссии. Государство и право Украины и Молдавии. Государство и право Казахстана и Средней Азии.
Государство и право у народов Закавказья.
Государство и право у народов Прибалтики и Белоруссии. Великое княжество Литовское. В XIII—XVI вв. на территории части современной Литвы и Белоруссии существовало феодальное государство.. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью, Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др.).
В IX—XII вв. на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические объединения — земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) — имели неодинаковый уровень общественно-экономического развития.
Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию государства у литовцев. По сообщению Галицко-Волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 г. упоминается союз литовских князей во главе со «старейшими» князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии государства в Литве.
Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в Великое княжество Литовское (ВКЛ) под властью Миндовга (середина 30-х гг. XIII в. — 1263), захватившего также, некоторые белорусские земли (Чёрную Русь). Образование Великого княжества Литовского было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев, усилившейся с начала XIII в. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).
В XIV в., в княжение Гедимина (1316—1341), Ольгерда (1345—77) и Кейстута (1345—82), Великое княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.).
Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав Великого княжества Литовского русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве.
В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном управлении.
В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377—1392 гг.) заключил с Польшей Кревскую унию 1385. Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до конца XIV в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество.
Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом,ставшим в 1392 г. после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 г. наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.
Общественный строй.Социальный состав населения ВКЛ характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально зависимых крестьян. В правовом отношении все население подразделялось на сословия, которые в свою очередь делились на определенные группы.
Класс феодалов занимал господствующее положение в экономической, политической и духовной жизни общества. Все феодалы входили в состав сословия: шляхты либо духовенства.
Рост крупного феодального землевладения и консолидация господствующего класса в XIV — XV вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крестьянские восстания (например, в 1418 г.). Основной формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. Одновременно с ростом экономической зависимости усиливался и национальный гнёт в белорусских и украинских землях.
В городах развивались ремёсла и торговля. В XV—XVI вв. растут права и привилегии литовских панов. По Городельской унии 1413 г. на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. Образование общешляхетского сейма (в конце XV в.), а также издание Литовских статутов 1529, 1566 гг. закрепили и увеличили права литовского дворянства.
Городское население (ремесленники, торговцы) оформилось к XVI в. в сословие – мещан. В городах проживали также феодалы и духовенство. Городские ремесленники объединялись в союзы по профессии – цехи.
Государственный строй. ВКЛ прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии. Во главе государства стоял великий князь – господарь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть.
При нём существовал совет из представителей знати и высшего духовенства – паны-рада.
В состав Рады входили наиболее крупные феодалы и католические епископы. Господарь мог приглашать на ее заседания и других феодалов. В отсутствии великого князя Рада руководила всеми делами самостоятельно. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие судебные дела.
Великий вальный сейм вырос из древних вечевых собраний. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта и духовенство вынуждено было подчиняться воле панов. С XVI в. было установлено, что от каждого повета должны были избираться на сеймиках по два депутата. Кроме избранных депутатов на сейм приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и крупные феодалы. Сбирался сейм по мере надобности. К его компетенции относились дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, некоторые судебные вопросы и вопросы законодательства.
Центральное управление.Повседневное руководство государственными делами осуществлялось также должностными лицами: канцлером, подскарбием земским, управляющим финансами.
Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе господаря. Он судил участников сейма и их слуг за преступления, совершенные на сейме.
Существовала в ВКЛ и дворцово-вотчинная система управления.
Местное управление строилось неодинаково. В 1565-1566 гг. вся территория государства была поделена на 30 поветов (уездов), которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным.
Особое управление было организовано в городах и в частных владениях крупных феодалов, которым принадлежали некоторые княжества и поветы.
Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый великим князем и радой. Он руководил войском, возглавлял исполнительные органы, следил за поддержанием порядка, осуществлял правосудие в городском суде. Свою деятельность они осуществляли совместно с радами, состоявшими из местных феодалов, и при помощи своих должностных лиц: наместника, ключника, писаря.
Управление в поветах осуществлялось старостами, назначаемыми господарем и радой, сеймиками, должностными лицами(хорунжим, подстаростой, писарем и др.). Функции органов государственного управления в волостях осуществляли наместники – державцы, которым давались в держание господарские имения и замки. В деревнях представителями администрации являлись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян-данников –избираемые ими старцы.
Отличительной чертой управления в городах было представление им некоторого самоуправления.
Судебные органы. Высшим судебным органом в государстве был суд великого князя, в котором судили господарь и паны-рада.
В 1581 г. был издан закон об образовании высшего аппеляционного суда, избираемого шляхтой. Он стал называться Главным судом, или Главным трибуналом. Его решения принимались большинством голосов и назывались декретами.
Местными судами были: городские (замковые), земские, подкоморные, копные и войтовско-лавничьи суды.
Литовские князья с момента образования ВКЛ. стремились к захвату русских земель. Однако усиление в XIV в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины XV в. в результате войн с Русью (1500—1503, 1507—1508, 1512—1522, 1534—1537 гг.) Bеликое княжество Литовское утратило Смоленск (захваченный великим князем Витовтом в 1404 году), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. Рост антифеодальных выступлений в землях Великого княжества Литовского, обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на Восток, а также неудачи в Ливонской войне 1558 — 1583 против России привели к объединению ВКЛ с Польшей по Люблинской унии 1569 г. в одно государство — Речь Посполитую.
Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк. Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское нуждалось в помощи, которая исходила от Польского королевства.
В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики - уникальная, не бытовавшая до этого времени в мире форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля. Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства.
По Люблинской унии южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли ВКЛ, особенно белорусские, становятся ареной жесточайшего противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться.
3 мая 1791 года Конституция Речи Посполитой, вторая в мире после Конституции США, ликвидировала федеративное утройство и уничтожила самостоятельность Великого княжества. Однако по мнению литовских историков не 1791-ый, а 1795-ый год, год третьего передела Речи Посполитой стал последним, когда окончательно была закрыта первая страница истории Литовского государства, в результате включения территории и населения Литвы в состав Российской империи.
В середине ХVIII века внутренняя анархия в Речи Посполитой стала настолько явною и тяжелою, что соседние правительства с особым вниманием следили за ходом польско-литовских дел и были готовы к вмешательству в случае окончательного разложения государства.
Из самой Польши и Литвы шел призыв к такому вмешательству. Так, к императрице Екатерине II в начале ее царствования обратился Белорусский епископ (Георгий Конисский) с мольбою о защите православного населения в Речи Посполитой, которое подвергалось не только насилию и поруганию, но и систематическому преследованию властей (так запрещалось не только строить, но и исправлять православные церкви; цензура православных церковных книг поручалась католикам; были установлены поборы с православных в пользу католического духовенства; православные были подчинены церковному католическому суду; у русских православных людей было отнято право занимать общественные должности и быть депутатами на сейме).
В результате вмешательства Екатерины II в польско-литовские дела особым законом в 1767 году было постановлено, что диссидентская шляхта (православная и протестантская) уравнивается с католическою во всех правах, кроме выборов короля, которым мог стать только католик. Исполнение этой реформы было обеспечено в 1768 году особым трактатом Речи Посполитой с Россией, по которому императрица Екатерина обещала в будущем охранять без всяких изменений государственный строй Польши и Литвы. Это обещание устанавливало как бы протекторат России над Речью Посполитой.
Недовольная таким поворотом дел католическая шляхта образовала ряд конфедераций "за веру и свободу" и стала вести вооруженную борьбу против православных, чем вызвали против себя восстание так называемых "гайдамаков", которые начали громить католиков, уничтожая целые города (г. Умань). В Польше началась смута, которая в результате вмешательства соседних государств - России, Австрии и Германии была подавлена. Это привело к первому разделу Речи Посполитой в 1773 году, в результате которого к России отошла Белоруссия.
Новая Конституция Речи Посполитой, которая несомненно улучшала политический строй государства, но привела к междоусобице. В итоге ‑ между Россией и Пруссией в 1793 году произошел второй раздел Польско-Литовского государства, а после восстания генерала Тадеуша Костюшко в 1795 году - третий и последний раздел Речи Посполитой, после которых территория Литвы и Курляндии отошли к России.
После победы над Наполеоном император Александр I на Венском конгрессе добился от союзных государств согласия на присоединение к России герцогства Варшавского под именем "Царства Польского", которому было предоставлено особое политическое устройство, определенное "Учредительной хартией" 1815 года. Царство Польское имело свою особую армию, представительную власть в виде двухпалатного сейма. Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника, который стоял во главе совета министров.
Тем не менее, польские патриоты стремились к большей свободе, мечтая восстановить Речь Посполитую в ее старых пределах - "от моря до моря". Под влиянием французской и бельгийской революций в 1830 году в Варшаве началось открытое восстание, которое распространилось и на литовские земли.
В 1831 году восстание было подавлено, и особою грамотою, получившей название "Органического статута" (1832 г.) был определен новый порядок управления польскими землями. Варшавский и Вильнюсский университеты были закрыты, правительство приняло меры для уменьшения польского влияния на литовских землях. Было конфисковано много земель у мятежных польских владельцев и передано в русские руки, улучшен быт православно-русских крестьян, дан ход делу присоединения к православной церкви "униатов", инициатором которого стал один из униатских архиереев - епископ Литовский Иосиф Семашко. В течение ХIХ века уния прекратилась везде.
Итог польского движения 1830-1831 гг.: в Западной Руси, на территории которой располагалась Литва, польскому влиянию был нанесен тяжелый удар.
В ходе преобразований в России, проводимых императором Александром II, Царству Польскому в 1861 году было предоставлено самоуправление.
Но, желая полной государственной самостоятельности, польские патриоты решились на открытый мятеж. В январе 1863 года в условленный день в разных местах Польши и Литвы повстанцы напали на русские войска, и началась война.
Революционный демократ А.И.Герцен стал на сторону польского восстания и в своем "Колоколе" призывал русских офицеров соединиться с поляками и вместе с ними бороться под лозунгом "за нашу и вашу свободу". В Литве, подавить мятеж было поручено М.Н.Муравьеву, который в течение полугода с твердостью и беспощадностью, доходившей до жестокости, подавил восстание поляков и литовцев. К лету 1864 года во всем Царстве Польском был водворен порядок. Руководители восстания в Литве Калиновский и Сераковский были публично казнены в Вильнюсе на площади Лукишкес.
В Литве началась усиленная работа М.Н.Муравьева над уничтожением польского преобладания на литовско-русских землях. Он хотел достигнуть того, "чтобы не было и малейшего повода опасаться, что край вновь может когда-либо сделаться польским". С этой целью он возвышал русскую народность и православие, поддерживал русское духовенство, в администрацию допускал лишь русских людей, создал русскую колонизацию и русское землевладение в крае, устраняя враждебный России польский, а вместе с ним и литовский, элемент.
Преследование польских и литовских помещиков и духовенства за прикосновенность к мятежу, гонения на польский и литовский языки в школах и публичных местах создали Муравьеву репутацию деспота в тех кругах, которые испытывали от него притеснения, и глубокое уважение русских в Западном крае за его патриотизм, ум, твердость и прямоту, с которыми он стремился к обрусению некогда литовско-русского, потом польско-литовского края.
Право. На ранней стадии развития княжества в каждой местности (земле) действовало свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных договоров и церковное право.
С конца XIV в. получает развитие писанное право в виде специальных грамот – привилеев, направленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов. Они подразделялись на общеземские, действовавшие на территории всего государства, областные, данные жителям только одной какой-либо земли (области), волостные, городские и персональные.
В 1468 г. был издан Судебник, в котором были кодифицированы нормы уголовного и уголовно-процессуального права, направленные на защиту феодальной собственности.
В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изданием на белорусском языке первого в Европе свода законов – Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей, систематизированных в 13 разделов. В них излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. В 1566 г. был издан второй судебник, состоявший из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. издается третий Статут, который действовал на территории Белоруссии и Литвы до 1840 г.
Государства в Северо-Восточной Прибалтике в XVIII вв. В результате немецко-датского завоевания на территории нынешних Латвии и Эстонии образовалась Ливония. Это было объединение клерикально-феодальных государств и городов. В Ливонии фактически не было верховного сеньора (сюзерена). Каждый из крупных сюзеренов, или ландсгерров, имел свое войско и выступал самостоятельно во внешнеполитических отношениях, обладал высшей судебной властью в пределах своих владений, правом на чеканку своей монеты.
Ландсгерры, отдавая часть земель в лен своим вассалам, образовывали иерархическую структуру землевладения.
Взаимоотношения ливонских властей между собой и с иностранными государствами базировалось преимущественно на принципах "кулачного права".
Всеобщий ландтаг Ливонии объединял шесть феодальных государств, в т.ч. Ливонский орден, датские владения в Северной Эстонии, земли Рижского архиепископа.
Большое значение в управлении Ливонией имели церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи).
В XV ‑ XVI вв. политическое влияние орденского государства стало ослабевать, чему способствовало его поражение в битве под Грюнвальдом в 1410 г., реформаторское движение в Германии и Ливонии в XVI в.
В результате Ливонской войны (1558-1583 гг.) ливонское феодальное государство распалось.
Общественный строй Ливонии характеризовался господствующим положением завоевателей. Класс феодалов формировался в основном из немецких захватчиков. Латышские и эстонские земли перешли в руки епископов и ордена, а также на праве лена их вассалам. Местные землевладельцы были лишены политических прав.
Постепенно развилась особая группа вассалов-рыцарей, которая сохраняла свои привилегии вплоть до XIX в.
Право местного населения Ливонии не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опирающееся на принципы германского права.
Для Ливонии характерна правовая пестрота. Существовало рыцарское, городское, крестьянское право, большое значение имело каноническое и рецептированное римское право.
В XIV в. было на основе Саксонского зерцала составлено Ливонское зерцало. Кроме того в Прибалтике действовало несколько занесенных из западноевропейского ленного права сборников рыцарского права. Немцы кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского права. Оно включало в себя нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В XIV ‑ XV вв. было издано несколько сборников крестьянского права Ливонии.
После распада Ливонии за счет выделения земель к югу от Даугавы образовалось Курляндское герцогство. Оно с самого начала попало в вассальную зависимость от польско-литовского короля Сигизмунда II Августа.
В герцогстве установилась дворянская анархия. Свою власть курляндские дворяне осуществляли через Курляндский ландтаг, который был узкосословным органом.
Пользуясь своей силой, дворяне превратили лены в аллоды, т.е. частную собственность, превратившись, таким образом, в неограниченных господ на своих землях. Их вассальной обязанностью было выставление определенного числа воинов в войско герцога, они приносили присягу ему и признавали его судьей в своих спорах.
Дворяне были освобождены от таможенных и акцизных сборов, им предоставлялось право торговли и корчмарства. Над своими крестьянами они имели всю полноту власти.
Пределы эксплуатации ограничивались лишь физическими возможностями крестьян и опасениями, что работники могут просто разбежаться. В Курляндии преобладала барщинная система. Наряду с барщиной применялся и оброк, как натуральный, так и денежный.
В Курляндии имелась небольшая группа "свободных землевладельцев". Это обычные крестьяне, подчиняющиеся не имению, а непосредственно гауптману.
Городское население было малочисленным. Городов было мало, и они были небольшими. Первоначально они все принадлежали герцогу, но затем постепенно некоторые из них стали получать магдебургское право, т.е. самоуправление.
Таким образом, в Курляндии сложился достаточно четкий сословный строй, которому соответствовала и государственная организация. Сформировалась также правовая система, состоящая из дворянского (рыцарского), городского и крестьянского права.
Государство и право Украины и Молдавии. К концу XIV в., ослабленная монголо-татарским нашествием и золотордынским игом, значительная часть южнорусских земель была захвачена Польшей, Венгрией и Молдавским княжеством. В состав Великого княжества Литовского были включены Восточная Волынь, Подолия, Киевщина, Чернигово-Северщина.
В ходе борьбы между феодалами соседних государств за установление господства на Украине в соответствии с Люблинской унией 1569 г. большая часть украинских земель оказалась под властью Речи Посполитой. Территория Украины была разделена на воеводства во главе с польскими воеводами.
Власть магнатов (родовитая, наиболее богатая знать) и шляхты (дворяне) на Украине приняла особенно грубые формы. В первой половине XVII в. наблюдается рост магнатского и шляхетского землевладения, источниками которого являлись королевские пожалования, насильственный захват земель, находящихся в пользовании казаков, крестьян и мещан. Одновременно с магнатско-шляхетским росло и монастырское землевладение.
В тоже время резко ухудшилось положение украинских крестьян, в основной массе попавших в крепостную зависимость. Феодалы увеличивали барщину и оброк.
Значительно ухудшилось положение и основной массы казаков, прежде всего тех, кто попал в реестр, т.е. не был зачислен на службу. (Реестр ограничивался 6 тыс. чел.).
Городские низы, прежде всего ремесленники и мелкие торговцы, отбывали различные повинности.
В 1648-1654 гг. на Украине развернулась всенародная освободительная война, в результате которой было создано Украинское государство.
Её началом послужило восстание запорожского казачества во главе с Б. Хмельницким. В ходе войны на значительной части территории Украины был ликвидирован государственный аппарат Речи Посполитой и осуществлялся процесс формирования украинской государственности. Власть на освобожденной Украине в своих руках сосредоточила казацкая старшина и другие местные феодалы. Это осуществлялось с помощью гетманского правления и полково-сотенного устройства.
Высшими органами власти являлась Войсковая (генеральная) рада, которая решала важнейшие политические, военные и хозяйственные вопросы. Право участия в раде имели все казаки, но фактически этим правом пользовались только генеральная (высшая), полковая и сотенная старшина, часть рядового казачества. Рада выбирала гетмана и генеральную старшину, смещала с этих должностей, осуществляла верховный суд.
Постепенно вся власть сосредоточилась в руках гетмана. Он руководил войсками, утверждал решения генерального суда, возглавлял старшинскую администрацию, подписывал универсалы, приказы, соглашения и другие правовые акты. При гетмане состояла Постоянная Рада, в которую входили генеральная старшина и часть полковников. Она была совещательным органом.
Вторым по значению органом власти была Рада генеральной старшины(генерального уряда). В ее состав входили: генеральный (войсковой) писарь, генеральный казначей, хорунжий, бунчужный, обозный, генеральные есаулы и судьи. Все чины генерального ряда избирались на Войсковой раде.
В военно-административном отношении территория Украины делилась на полки, которых в 1649 г. было 16, а в 1650 г. – 20. Административным центром каждого полка был наиболее развитый на данной территории в экономическом и культурном отношении город. Полковник управлял полком с помощью полковой старшины, которая назначалась им самим или избиралась казаками.
Каждый полк делился на сотни, которыми руководил сотник и сотенная старшина. Их выбирали казаки. В полковые и сотенные города назначался городовой атаман. В городах действовали и некоторые органы самоуправления: магистраты и ратуши.
Судебная система не была отделена от администрации.
8 января 1654 г. на Переяславской раде было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В состав России вошли Левобережье, Слободская Украина, Киев и Запорожье.
Право.После воссоединения Украины с Россией там долгое время действовали нормы обычного казацкого права, признанные царским правительством. Оно касалось прежде всего установления военно-административного порядка и суда, владения землей, купли-продажи движимого имущества, отдельных преступлений и наказаний.
На территории Украины действовали и некоторые нормы польско-литовского законодательства, особенно Литовский статут 1588 г.
В городах действовали нормы магдебургского права и его разновидности – хелмского права.
В судебной и административной практике применялись переработанные сборники магдебургского права и прежде всего сборник "Порядок". После воссоединения Украины с Россией одним из источников права стали законодательные акты царского правительства и правовые нормы местной украинской власти.
Таким образом, воссоединение Украины и России имело важное историческое значение для будущего нашего Отечества. Оно укрепило могущество и международный авторитет централизованного Российского государства, усилило его внешнеполитические позиции. Народ Украины был избавлен от национального и религиозного гнета со стороны панской Польши, от угрозы поглощения Турцией.
Земли Молдавии в IX-XIII вв. были заселены восточнославянскими племенами: тиверцами и угличами, входили вначале в состав Киевского, а затем Галицкого княжества.
К концу XII – началу XIII вв. относятся первые упоминания о романизированном населении на территории Молдавии – волохах. В течение многих веков, постепенно у волохов карпатско-дунайских областей складываются две родственные народности – валашская и молдавская. Социально-экономические предпосылки молдавской государственности складывались в недрах Древнерусского государства.
В 1359 г. в результате восстания в Трансильвании под руководством молдавского феодала Богдана венгерский король признал независимость Молдавского княжества. Так возникло первое молдавское государство.
Международное положение Молдавии в XIV-XV вв. было очень сложным. Особенно велика была угроза со стороны Турции. В 1456 г. Молдавия вынуждена была платить дань (харач) султану, поставлять продовольствие, лошадей, скот.
С начала XVI в. в Молдавии на долгое время установилось господство турок. В этих условиях молдавский народ видел возможность избавления от турецкого ига только при помощи России. В 1711 г. молдавский господарь Дмирий Кантемир заключил договор с Петром I о союзнических отношениях. Однако неудача Прутского похода Петра I не позволила реализовать его.
В результате русско-турецкой войны 1787-1791 гг. по Ясскому миру к России была присоединена территория между Бугом и Днестром, а по Бухаресткому мирному договору 1812 г. – территория между Днестром и Прутом, названная позже Бессарабией.
Общественный строй.Господствующим классом в Молдавии были землевладельцы. Наиболее крупные из них именовались боярами, или панами. Самым богатым землевладельцем был господарь Молдавии.
Боярам принадлежали крупные земельные владения с феодально зависимым населением. Они имели право на монополии (боналитеты): на мельницу, ловлю рыбы, пасеку и т.п. Бояре делились на великих и малых. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и повинностей, могли занимать государственные должности. К классу феодалов относились и слуги: дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За службу они получали поместья. С XVI в они носили название куртяне.
Важное значение в феодальном обществе имело духовенство. Они были служителями культа, занимали государственные должности, имели обширные земельные владения.
Крестьяне делились на две группы: государственных и частновладельческих. Первая группа сохраняла большие права. Вторая – отбывала барщину, платила феодалу десятину (джиму), судилась у него.
В XVI-XVIII вв. существовала небольшая категория юридически свободных крестьян-общинников – резеши. Они пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения.
Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправимые должники, цыгане.
Городское население. По своему социальному положению делилось на несколько разрядов. Самыми богатыми были купцы, которые объединялись в гильдии. Другая часть – ремесленники, объединенные в цеховые организации.
Государственный строй. Все должности в государственном аппарате замещались представителями господствующего класса феодалов.
Господарь. Первым назвал себя так воевода Александр Добрый (1400-1432). Власть господаря до начала XVI в. была неограниченной. Он издавал грамоты, подписывал договора с иностранными государствами, ему принадлежала высшая судебная и военная власть. С 1552 г. господари стали избираться боярством и утверждаться турецкими султанами. Назначенные Турцией господари – фанариоты были лишены права содержать свое войско и вести внешнюю политику, но имели широкие полномочия внутри страны. Они управляли Молдавией свыше 100 лет. При господаре находилась канцелярия во главе с логофетом.
Боярская Рада. При помощи ее господарь осуществлял власть. В ее состав входили представители крупных феодалов – светских и духовных. После установления турецкого владычества она получила название диван.
Органы центрального управления. Государственные должности выросли из обязанностей личных слуг господаря. Непосредственным его помощником был ворник (дворецкий) – управляющий всем двором господаря. В XV в. было два ворника – один на севере, другой на юге страны. Ему подчинялись все остальные слуги господаря.
Местное управление. Молдавия делилась на округа (волости или цинуты), которых было 18-22. Во главе округов стоял наместник господаря – пырколаб или староста. Он обладал административными, фискальными, судебными полномочиями в пределах цинут. Военно-служилыми людьми командовали великие вэтавы цинутов ( в последующем – капитаны).
Резешские общины и города пользовались самоуправлением.
Суд в Молдавии не был отделен от администрации. Все органы управления выполняли одновременно и судебные функции.
Право.Основными источниками были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах господарей. Немаловажное значение для формирования молдавского права имели договоры с иностранными государствами и акты господарской канцелярии – хрисовулы, касавшиеся различных вопросов правовой жизни и государственного управления.
Применялись в Молдавии и нормы византийского права (Шестикнижье – сокращенные переработки Прохирона, византийского сборника права IX в., Синтагмы Матвея Властаря и др.).
Первый свод молдавских законов – Уложение, был составлен и утвержден в 1646 г. при господаре Василии Лупу. Оно послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г.
Таким образом, общественный, государственный строй и право феодальной Молдавии были аналогичны этим институтам, сложившимся у других народов в соответствующую эпоху.
Государство и право у народов Закавказья. В конце XIV века власть монголов в Закавказье пала в результате крушения державы Хулагидов. Однако вслед за тем Закавказье оказалось в сфере деятельности Тимура.
Тем не менее, в XV в. восстанавливаются и существуют Государство Ширван, грузинские царства и княжества. Тогда же Закавказью начинает угрожать Турция. В этих условиях грузинские правители ищут помощь у европейских единоверцев и в России. Кахетинский царь Александр (1476 – 1511 гг.) первым послал своих представителей в Москву в 1491 году.
В 1564 г. армяне и грузины обратились за помощью к Ивану IV, но он, поглощенный своими войнами, не смог помочь южным соседям.
В начале XVI в. на территории Южного Азербайджана и Персии возникло персидское государство Сефевидов. В результате персидско-турецкого соперничества турки захватили все Закавказье. Захватчикам помогали постоянные раздоры между различными правителями закавказских царств и княжеств.
Закавказские народы видели в России свою спасительницу от персидской и турецкой агрессии. Закавказские монархи постоянно обращались к российским царям с просьбами о все более тесном объединении. В 1653 году российское подданство приняла Имеретия.
Однако Россия была недостаточно сильна, чтобы реально осуществлять сеньориальную власть над присоединившимися землями, защитить их от захватчиков. В 1724 году она признала всю Грузию владением Турции. Только в самом конце XVIII – XIX вв. Закавказье постепенно переходит под власть России.
В XIV – XVIII вв. государственность, хотя по большей части в форме феодальной зависимости от Персии или Турции, имела в основном Грузия, раздробленная на множество царств и княжеств. В меньшей степени это можно сказать и об Азербайджане. Армения в это время своей государственности вообще не сохранила.
Грузинское государство и право. Общественный строй незначительно отличался от того, какой был в России. Класс феодал