Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура

Национальная ИКИ является технологической платформой информационного общества Основная цель ее развития на современном этапе – создание благоприятной среды для формирования государственных и негосударственных информационных ресурсов, обеспечение информационного взаимодействия государственных органов, юридических и физических лиц.

Необходимо продолжить развитие сетей связи и универсальных телекоммуникационных услуг, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства, по следующим основным направлениям:

- совершенствование инфраструктуры широкополосного доступа к информационным ресурсам на всей территории республики;

- создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам;

- совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов.

До 2015 года требуется завершить работу по формированию и развитию следующих базовых компонентов ИКИ, необходимых для развития государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам:

- общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы в целях предоставления электронных услуг;

- государственная система управления открытыми ключами;

- система идентификации физических и юридических лиц;

- система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг, включая регистр населения, на основе которого создается единая система идентификации граждан;

- платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные трансакции через портал ОАИС;

- единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления.

8.2.3 Роль системы образования в формировании информационного общества

Стратегия развития информационного общества до 2015 года основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. Сегодня система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ. Так, до 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Беларуси, с помощью которой будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов. Для всех учебных заведений будет обеспечен широкополосный доступ в международные научно-образовательные сети и интернет. Приоритетными направлениями развития информационной индустрии и научных исследований в сфере ИКТ также являются создание на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства наукоемкого программного обеспечения, создание на базе ПВТ производства встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики, развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации, разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений, создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно-конструкторской и технологической документации.

Электронная экономика

Одной из ключевых задач формирования электронной экономики в республике является развитие электронной торговли по таким приоритетным направлениям, как государственные закупки, оптовая и розничная торговля, реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур. Эта задача решается путем совершенствования нормативного правового обеспечения электронной торговли, развития и применения предприятиями технологий и инструментов электронной торговли (электронный документооборот и маркетинг, электронные торговые площадки, электронные закупки, электронное страхование, логистика, электронные платежные системы и системы доставки), а также принятия необходимых мер по установлению цифрового доверия и обеспечению информационной безопасности. Планируется, что к 2015 году относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, достигнет 100%.

В банковской сфере необходимо совершенствовать единое расчетное информационное пространство. Это даст возможность унифицировать платежные инструменты и предоставит широкий выбор средств регулирования коммерческих отношений вне зависимости от банка. Создание единого информационного ресурса банковской системы, интегрированного с государственными информационными ресурсами посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), обеспечит своевременное информирование участников хозяйственных операций о банковских продуктах и услугах, а также централизованную идентификацию пользователей этих услуг.

Завершение формирования системы электронного декларирования позволит плательщикам уменьшить затраты времени на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, а также получать информационные услуги по принципу одного окна.

8.2.5 Электронное здравоохранение

Электронное здравоохранение предусматривает использование электронных средств связи и информационных технологий (электронная передача, хранение и поиск цифровых данных) для лечебных, образовательных и административных целей как на местах, так и на расстоянии. Этот проект позволит объединить в общее информационное пространство все лечебно-профилактические учреждения страны, вести оперативный мониторинг состояния лечебного процесса и административно-хозяйственной деятельности.

Развитие электронного здравоохранения должно повысить качество медицинского обслуживания населения, доступность услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики.

Кроме этого, важным для развития электронного здравоохранения в Беларуси является создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов, создание общедоступных электронных медицинских ресурсов, развитие телемедицины.

Наши рекомендации