Организационная структура органов государственного управления беларуси по обеспечению безопасности в информационной сфере

Сформулированное в предыдущем разделе содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности дает основания выделить в качестве основных функций системы следующие:

- выявление, предупреждение и пресечение информационно–психологических воздействий, угрожающих жизни и здоровью граждан, нарушающих их права и свободы;

- защита от пропаганды насилия, войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

- организация и осуществление научных исследований, разработка и реализация научно–технических программ в области обеспечения безопасности;

- лицензирование и сертификация деятельности в информационной сфере;

- выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;

- добывание потребной информации об источниках потенциальных угроз в информационной сфере, анализ возможных негативных последствий с целью организации комплексного противодействия;

- противодействие иностранным техническим разведкам;

- правовое регулирование и совершенствование отношений в информационной сфере и др.

В соответствии с национальными интересами в информационной сфере, функции системы обеспечения информационной безопасности можно сгруппировать следующим образом:

1. информационное обеспечение государственной политики;

2. соблюдение прав граждан в области информационной деятельности;

3. технологическое и научно–техническое обеспечение;

4. защита информации, информационных ресурсов и информационной инфраструктуры.

Особенность реализации функций системы обеспечения информационной безопасности заключается в том, что каждый государственный орган осуществляет свою деятельность на базе использования информационной инфраструктуры общества, производит и потребляет информационные ресурсы, имеет определенные отношения с гражданами и как представитель собственника государственных информационных ресурсов должен предпринимать определенные действия по обеспечению сохранности ресурсов и безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем и сетей связи.

Реализация этих функций государственного управления осуществляется республиканскими органами исполнительной власти Национальным собранием, а также другими структурами, наделяемыми соответствующими полномочиями.

В состав министерств входят:

1. Министерство информации Республики Беларусь;

2. Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД);

3. Министерство образования Республики Беларусь;

4. Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;

5. Министерство юстиции Республики Беларусь;

6. Министерство экономики Республики Беларусь;

7. Министерство промышленности Республики Беларусь;

8. Министерство обороны Республики Беларусь (МО);

9. Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД);

10. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ);

11. Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь (ГК ПВ);

12. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК).

В состав комитетов входят:

1. Комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь;

2. Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь.

Иные уполномоченные органы:

1. Совет Министров Республики Беларусь;

2. Администрация Президента Республики Беларусь;

3. Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь;

4. Прокуратура Республики Беларусь;

5. Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ);

6. Национальная академия наук Республики Беларусь (НАНБ);

7. Национальная государственная телерадиокомпания (НГТРК).

Научно–исследовательские учреждения, институты, специализированные фонды и центры:

1. Институт социально–политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь (ИСПИ);

2. Институт национальной безопасности Республики Беларусь (ИНБ);

3. НИИ технической защиты информации (НИИ ТЗИ);

4. Национальный центр интеллектуальной собственности;

5. Фонд информатизации;

6. Национальный центр информационных ресурсов и технологий.

В систему межведомственных комиссий входят:

1. Межведомственный совет по координации социологических исследований (при ИСПИ);

2. Комиссия по опросам общественного мнения (при НАНБ);

3. Комиссия по охране прав и противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь;

4. Межведомственная комиссия по вопросам информатизации при Совете Министров Республики Беларусь;

5. Межведомственная комиссия по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь;

6. Межведомственная комиссия по военно–техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь.

На основе анализа нормативных актов и иных руководящих документов (указов, постановлений, положений, инструкций и т.д.) определим степень участия элементов приведенной выше структуры в координации деятельности по обеспечению информационной безопасности. Результаты анализа сведены в таблицу 7.1, где основным функциям государства по обеспечению безопасности в информационной сфере поставлены в соответствие индексы элементов организационной структуры государственных органов. Индекс образуется начальной буквой министерства, учреждения и порядковым номером по списку (М – министерство, К – комитет при Совете Министров, И – иные уполномоченные органы, НИ – исследовательские и иные учреждения, МК – межведомственные комиссии).

Таблица 7.1 - Обеспечение информационной безопасности в системе функций государственного управления, республиканских органов и учреждений Республики Беларусь

Функции государственного управления в области обеспечения информационной безопасности Индексы органов
I. Соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области информационной деятельности и массовой информации
1. Формирование культуры массовой информации, укрепление правовых, профессиональных и нравственных основ деятельности СМИ, субъектов издательской деятельности     М–1
2. Обеспечение проведения государственной идеологической и информационной политики И–2
3. Реализация государственной политики в области массовой информации, координация деятельности государственных СМИ И–2; М–1
4. Государственное регулирование в области распространения информации   М–1
5. Регистрация СМИ, лицензирование деятельности в области телевидения и радиовещания     М–1
6. Защита граждан от незаконного вмешательства в их личную жизнь, посягательств на тайну их корреспонденции, телефонных и иных сообщений М–9, 10
7. Реализация государственной политики и регулирование деятельности в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности К–1
8. Эстетическое воспитание и художественное образование через СМИ М–1; И–7  
II. Информационное обеспечение государственной политики
1. Управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства М–10
2. Информационно–аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь и государственных органов М–1, 10; И–1, 2, 3, 6; НИ– 1, 2, 3
3. Систематический анализ общественно–политической и социально–экономической ситуации в республике И–2, 4; НИ–1
4. Социологический мониторинг общественного мнения в Беларуси И–6; НИ–1; МК–1, 2
5. Координация деятельности социологических служб и обеспечение взаимодействия между ними НИ–1; И–6; МК–1, 2
6. Аккредитация социологических служб, упорядочение проведения и опубликования результатов социологических исследований НИ–1; И–6; МК–1, 2
7. Организация работы государственных органов по информированию населения и международной общественности о проводимой Президентом РБ государственной внутренней и внешней политике И–2, 7; М–1, 2
III. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии ИТ (научно–техническое и производственно–технологическое обеспечение)
1. Создание условий для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов МК–4
2. Разработка и реализация программ развития сетевой структуры информатизации М–4
3. Лицензирование пользования радиочастотным ресурсом М–4
4. Формирование и реализация государственной политики в сфере информатизации М–4, 6, 7; К–1; МК–4
5. Формирование рынка информационных услуг М–4, 6, 7; К–1; МК–4
6. Создание, реорганизация и ликвидация государственных органов и организаций в сфере информатизации М–4, 6, 7; К–1; МК–4
7. Развитие международного сотрудничества в области информатизации М–4, 6, 7; К–1; МК–4
8. Организация системы государственной регистрации информационных ресурсов К–1
9. Организация научно–технической экспертизы предложений по вопросам приобретения за рубежом высоких технологий И–6
10. Обеспечение развития информатизации и системы научно–технической информации И–6
11. Экспортный контроль шифровальной техники и специальных технических средств, научно–технической продукции, технологий, компьютерных программ, баз данных и иных объектов интеллектуальной собственности   М–2, 6, 8–12; И–1, 3, 6, 7; МК–6
IV. Обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем
1. Формирование и реализация государственной политики в сфере защиты государственных секретов М–1, 2, 4, 6–12; К–1,2; И–3, 5, 6; МК–5;
2. Добывание разведывательной информации об угрозах безопасности республики в информационной сфере М–10
3. Анализ и прогнозирование в сфере защиты государственных секретов М–10; И–3, 5, 6; МК–5
4. Информирование Президента Республики Беларусь о внешних и внутренних угрозах информационной безопасности государства И–5
5. Противодействие иностранным техническим разведкам М–9–11; И–5
6. Предотвращение утечки информации по техническим каналам, в т.ч. криптографическими средствами М–10; И–5
7. Контроль за обеспечением защиты государственных секретов в государственных органах, координация в этой сфере М–10
8. Контроль ввоза, установки и использования РЭС и высокочастотных установок М–10; И– 3, 5
9. Обеспечение государственных органов правительственной и оперативной связью, организация криптографической и инженерно–технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи М–10; И–5
10. Сертификация, аттестация, экспертиза и лицензирование деятельности в сфере защиты государственных секретов и технической защиты информации М–10; И–5
11. Подготовка, переподготовка и аттестация кадров в области технической защиты информации И–5
12. Охрана тайны личной жизни М–9,10; К–2

Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет констатировать, что к числу государственных органов исполнительной власти и иных учреждений Республики Беларусь, в наибольшей степени участвующих в выполнении координирующих функций в области обеспечения информационной безопасности, следует отнести Совет Безопасности, Совет Министров, Администрацию Президента Республики Беларусь, КГБ, ГЦБИ, НАНБ, Министерство информации, Министерство экономики Беларуси, Комитет по науке и технологии и МВК по вопросам информатизации при Совете Министров Республики Беларусь.

Очевидно, что на эффективность деятельности по обеспечению информационной безопасности страны существенное влияние оказывает корректное определение компетенции органов исполнительной власти, организаций и учреждений в области противодействия угрозам национальным интересам в информационной сфере и организация их взаимодействия с Национальным собранием, Государственным секретариатом Совета Безопасности и Администрацией Президента Республики Беларусь.

В данном контексте хотелось бы отметить, что Межведомственная комиссия по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь координирует значительную, и, несомненно, исключительно важную часть деятельности государства, но далеко не все аспекты информационной безопасности. По предназначению она не в состоянии охватить весь спектр информационных угроз, в первую очередь связанных с информационно–психологическим воздействием на личность и общество. Между тем война в Ираке еще раз актуализировала важность проблемы информационно–психологического противоборства как одного из ключевых факторов национальной безопасности.

Выявление на ранней стадии угроз национальной безопасности в информационной сфере и последующий мониторинг складывающейся ситуации требуют максимальной интеграции и координации усилий обеспечивающих структур, ориентации их на добывание и ситуационный анализ упреждающей, стратегически важной информации, так необходимой для принятия государственных управленческих решений.

Изложенное выше актуализирует необходимость совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь с учетом международной практики.

Наши рекомендации