Эволюция понятия «идеология» и ее современное значение.
Понятие "идеология" имеет несколько смысловых значений:
• идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;
• идеология (как явление общественной жизни) – понятие, обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций.
В научный оборот термин «идеология» ввёл Антуан Дестют де Траси в работах «Проект идеологии» (1796) и «Элементы идеологии» (1845-1846). С его точки зрения, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя в реальном мире и изменяет его.
В первой половине XIX века кристаллизируется новое понимание идеологии как некой совокупности общественно-политических идей, которые противостоят друг другу, и взаимодействую между собой в борьбе за умы и сердца людей. Идеология постепенно трансформируется в объект исследования.
Карл Маркс отождествлял идеологию с «иллюзорным сознанием», иллюзорным представлением о реальности, которое зависит от социального положения индивида. Восприятие социальной реальности отличается у представителей различных классов (например, у буржуазии или пролетариата), что и обуславливает «иллюзорность» восприятия социальной реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя.
Идеология в марксизме – некая теоретически оформленная совокупность идей, которая выражает интересы конкретных социальных групп населения и способна влиять на массовое поведение. К идеологическим формам сознания К.Маркс и Ф.Энгельс относили философию, религию, право, мораль, эстетику. Они связывали идеологию исключительно с идеями правящего в каждом данном обществе класса – идеями, которые освещают социальное неравенство. Согласно марксизму смерть идеологии как некой иллюзии реальности возможна только в коммунистическом обществе, где воцарится всеобщее равенство, исчезнут классовые и национальные противоречия и не будет оснований для столкновения различных общественных интересов.
Значительный вклад в разработку понятия идеологии внёс немецкий социологКарл Манхейм.В своей книге «Идеология и утопия» (1929) он противопоставляет интересы господствующего и угнетаемого классов. Под идеологией он понимает социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве государства и общества. Идеологии противопоставляется утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности, которая воплощает и охраняет идеологию. В целом, с точки зрения Манхейма, идеология – определенная система идей, которые в определённой степени являются искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам её носителя, воплощают в себе особенности структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества, эпох.
Таким образом, идеология – это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определённых групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства с служат в качестве инструмента коллективного политического действия.
В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХ века и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р.Арон, Даниел Белл, Элвин Тоффлер, Джон Гелбрейт и другие. Представители данного направления утверждали, что возрастающее влияние науки приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. На фоне стремительного развития технологий материального производства, по мнению сторонников «деидеологизации», приоритет получают «объективные» факторы жизнедеятельности человека: информация, природные ресурсы, экология и т.д. На этом фоне политические концепции приобретают второстепенный характер. Однако именно в этот период значимым фактором общественно-политической жизни становятся новые политические идеологии, претендующие на доминирование в мире. Например, доктрина «общечеловеческих ценностей», призванная примирить конфликтующие государства, социальные группы на принципах гуманизма и человеколюбия.
И всё же выводы о «конце идеологии» оказались преждевременными. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия обострение социальных противоречий на Западе, вызвавшее к жизни новые социальные движения («зелёные», пацифисты, феминисты, антиглобалисты и т.п.), поставило под сомнение теорию деидеологизации, и её авторы вынуждены были смягчить свою позицию.
Результатом соответствующих усилий стала концепция «реидеологизации»,которая является одновременно и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис последней – противопоставление науки и идеологии, – авторы концепции реидеологизации вместе с тем исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы, считают они, призвана давать идеология. Поэтому авторы данной концепции разработку и обновление идеологии возводят в ранг постоянной задачи по самовоспроизводству общества.
Таким образом, термин «идеология» как форма мировоззренческого опыта людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие.
В любом обществе существует множество идеологий. Ориентироваться в идеологической мозаике современного мира помогает классификация идеологий. Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям:
¨ По их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера);
¨ Особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей;
¨ Характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности направленности выдвигаемых ими целей;
¨ Предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей.
Принято различать идеологии групповые, сословные, классовые, конфессиональные (религиозные), национальные. Первую классификацию идеологий в зависимости от характера, или масштабов, мышления их носителей предложил К.Манхейм, который ввёл понятия частичной и тотальной идеологий.
Глобальные, они же и тотальные, идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и всеобъемлющей программы жизнедеятельности, универсальных принципов организации и функционирования общества. К таким идеологиям относят либерализм, консерватизм и социализм в его радикально-коммунистическом и социал-демократическом вариантах.
Локальные идеологии обычно формируются территориальными сообществами – государствами или группами сопредельных государств, действующих как единое целое (например, государствами – членами Европейского союза). Локальный характер носят также религиозные идеологии (например, социальные доктрины католицизма, православных церквей и ислама).
Частные, они же частичные, идеологии функционируют на психологическом уровне, они акцентируют внимание на насущных интересах отдельных социальных групп. В данном случае речь идёт об идеологии классовой, корпоративной, групповой партийной и т.п.
Прогрессивные идеологии всегда усматривают определённый, существенный или менее существенный, непорядок в обществе и формулируют цели и задачи его преобразования путём тех или иных нововведений. Такие идеологии учитывают объективные тенденции общественного развития и ориентируют действия своих носителей на упразднение устаревших и одновременно на создание новых общественных структур, обеспечивая тем самым возможность дальнейшего движения общества. К прогрессивным идеологиям в эпоху буржуазных революций относили либерализм, а после утверждения капиталистического способа производства – социализм. В настоящее время на статус прогрессивных претендуют идеологии новых социальных движений –пацифизм, феминизм, экологизм, антиглобализм.
Консервативные идеологии оправдывают существующий социально-политический порядок; их приверженцы обычно настороженно относятся к любым социальным преобразованиям в опасении, что произвольное вмешательство в общественное устройство приведёт к резкому ухудшению положения дел. Консервативная идеология находится в основе деятельности многих политических партий, хотя в названии большинства из них отсутствует прилагательное «консервативная». Таковыми являются, например, Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, Либерально-демократическая партия ЯПОНИИ, практически все христианско-демократические партии в странах Европы.
Реакционные идеологии также критически оценивают существующую социальную действительность, но, в отличие от прогрессивных идеологий, они обосновывают необходимость возврата общества к некоему своему прошлому состоянию. На возврат к прежнему состоянию общества ориентированы так называемые религиозно-фундаменталистские идеологии, некоторые разновидности национализма, идеология «новых правых» в Европе и др.
Радикальные идеологии обосновывают необходимость быстрого и коренного преобразования существующей действительности. Радикальными могут быть как прогрессивные, так и реакционные идейные доктрины. Разновидностью радикального подхода к преобразованию существующего порядка является экстремизм. К числу радикальных идеологий обычно относят марксизм, а к экстремистским – большевизм, маоизм, расизм, шовинизм и др.
Реформистские идеологии ориентируют своих носителей на применение постепенных умеренных реформ как способа достижения сформулированных целей. Реформистская идеология лежит в основе идейной доктрины социал-демократии.
Традиционные идеологии – те, которые оформились к середине XIX века и обслуживали интересы основных социальных классов. Это либерализм, консерватизм и социализм и их модификации – неолиберализм, неоконсерватизм, либертаризм, демократический социализм.
Нетрадиционные идеологии – те, которые либо актуализировались в первой половине ХХ века, либо оформились к рубежу XX – XXI веков и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей. К ним относятся – национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглобализм, фундаментализм и др.
1.3. Идеология государства – специфический тип идеологии
Носителями идеологии могут быть не только индивид, социальные группы, общественные объединение, политические партии, но и государства.
Государственная идеология – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая государством.
Правовой основой государственной идеологии является Конституция. Государственная идеология дает представление гражданам о направлении развития общества и государства, утверждает общие принципы существования государства и его политики.
Принято выделять следующие составляющие государственной идеологии: культурно-историческую (совокупность представлений о особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе); политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами); экономическую (система концепций и программ экономического развития); социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей).
Государственная идеология отражает соотношение влияния в обществе различных политических идеологий относительно перспектив экономического, социального и политического развития государства.
Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой дискриминации.
Уровни государственной идеологии:
– теоретический (статьи, монографии, доклады);
– юридический (государственные документы, законы, закрепляющие основные принципы и цели во внутренней и внешней политике);
– практический (повседневная жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).