Образовательные технологии. На семинарских занятиях используются разнообразные нормы и методы проведения занятий
На семинарских занятиях используются разнообразные нормы и методы проведения занятий. В частности, разбор текущих конституционно-правовых событий (законодательных инициатив, в т.ч. неофициальных предложений, обращений в Конституционный Суд РФ и т.п.); разбор практических кейсов; ролевые игры и т.д.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Контрольная работа
Задания контрольной работы включает в себя «закрытые» тестовые вопросы (выбор одного или нескольких правильных ответов из представленных вариантов) и, по усмотрению преподавателя, «открытые» вопросы, предусматривающие дачу определений конституционно-правовых понятий, перечисление принципов и т.д. Время выполнения контрольной работы – 15–20 минут. Использование учебной литературы, а также источников, содержащих нормативно-правовые акты и судебные решения, при выполнении контрольной работы не допускается.
Примеры вопросов контрольной работы с ответами
«Закрытые» вопросы(правильные ответы выделены курсивом)
К предмету конституционного права России относятся общественные отношения в сфере:
а) законодательного процесса в органах субъектов РФ
б) формирования и деятельности Европейского суда по правам человека
в) таможенного оформления товаров при ввозе на территорию РФ
г) приобретения и прекращения гражданства РФ
д) регистрации актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, смерть и т.д.)
е) привлечения к уголовной ответственности за совершение государственной измены
ж) приема на государственную гражданскую службу в Администрацию Президента РФ
«Открытые» вопросы
Дайте определение выборов в конституционно-правовом смысле
Ответ:
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями лица, замещающего государственную, муниципальную должность.
Перечислите конституционные принципы федеративного устройства РФ
Ответ:
1) Государственная целостность РФ;
2) Единство системы государственной власти РФ;
3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
4) Равноправие и самоопределение народов в РФ;
5) Равноправие субъектов РФ (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти).
Критерии оценивания:
«Закрытые» вопросы оцениваются следующим образом (за 1 тестовый вопрос):
- выделены все правильные ответы – 1 балл;
- не выделен один правильный ответ при отсутствии иных ошибок (в случае если в тестовом вопросе два и более правильных ответа) – 0,5 балла;
- в иных случаях – 0 баллов.
«Открытые» вопросы оцениваются следующим образом (за 1 тестовый вопрос):
- ответ полностью правильный, например, перечислены все принципы конституционно-правового явления, в дефиниции выделены все отличительные признаки определяемого понятия и т.п. – 1 балл;
- ответ правильный лишь частично, например, перечислены не все принципы конституционно-правового явления, в дефиниции не выделен один из отличительных признаков определяемого понятия и т.п. – 0,5 балла;
- в иных случаях – 0 баллов.
Максимальная оценка за выполнение теста и за ответы на открытые вопросы – 10 баллов.
Домашнее задание
Домашнее задание предусматривает решение одной или двух задач по пройденным темам. Для получения максимальной оценки за домашнее задание ответ на каждый вопрос задания должен быть развернутым, аргументированным, а также подкреплен ссылками на нормативно-правовые акты и, при необходимости, судебные решения. Допустимы также иные виды домашнего задания, например, перевод текстов заключений Венецианской комиссии; выявление правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда РФ; краткий анализ дела, рассмотренного ЕСПЧ и т.п. Студент может сам инициативно предложить вид домашнего задания.