Образовательные технологии. На семинарских занятиях используются разнообразные нормы и методы проведения занятий

На семинарских занятиях используются разнообразные нормы и методы проведения занятий. В частности, разбор текущих конституционно-правовых событий (законодательных инициатив, в т.ч. неофициальных предложений, обращений в Конституционный Суд РФ и т.п.); разбор практических кейсов; ролевые игры и т.д.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Контрольная работа

Задания контрольной работы включает в себя «закрытые» тестовые вопросы (выбор одного или нескольких правильных ответов из представленных вариантов) и, по усмотрению преподавателя, «открытые» вопросы, предусматривающие дачу определений конституционно-правовых понятий, перечисление принципов и т.д. Время выполнения контрольной работы – 15–20 минут. Использование учебной литературы, а также источников, содержащих нормативно-правовые акты и судебные решения, при выполнении контрольной работы не допускается.

Примеры вопросов контрольной работы с ответами

«Закрытые» вопросы(правильные ответы выделены курсивом)

К предмету конституционного права России относятся общественные отношения в сфере:

а) законодательного процесса в органах субъектов РФ

б) формирования и деятельности Европейского суда по правам человека

в) таможенного оформления товаров при ввозе на территорию РФ

г) приобретения и прекращения гражданства РФ

д) регистрации актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, смерть и т.д.)

е) привлечения к уголовной ответственности за совершение государственной измены

ж) приема на государственную гражданскую службу в Администрацию Президента РФ

«Открытые» вопросы

Дайте определение выборов в конституционно-правовом смысле

Ответ:

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями лица, замещающего государственную, муниципальную должность.

Перечислите конституционные принципы федеративного устройства РФ

Ответ:

1) Государственная целостность РФ;

2) Единство системы государственной власти РФ;

3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

4) Равноправие и самоопределение народов в РФ;

5) Равноправие субъектов РФ (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти).

Критерии оценивания:

«Закрытые» вопросы оцениваются следующим образом (за 1 тестовый вопрос):

- выделены все правильные ответы – 1 балл;

- не выделен один правильный ответ при отсутствии иных ошибок (в случае если в тестовом вопросе два и более правильных ответа) – 0,5 балла;

- в иных случаях – 0 баллов.

«Открытые» вопросы оцениваются следующим образом (за 1 тестовый вопрос):

- ответ полностью правильный, например, перечислены все принципы конституционно-правового явления, в дефиниции выделены все отличительные признаки определяемого понятия и т.п. – 1 балл;

- ответ правильный лишь частично, например, перечислены не все принципы конституционно-правового явления, в дефиниции не выделен один из отличительных признаков определяемого понятия и т.п. – 0,5 балла;

- в иных случаях – 0 баллов.

Максимальная оценка за выполнение теста и за ответы на открытые вопросы – 10 баллов.

Домашнее задание

Домашнее задание предусматривает решение одной или двух задач по пройденным темам. Для получения максимальной оценки за домашнее задание ответ на каждый вопрос задания должен быть развернутым, аргументированным, а также подкреплен ссылками на нормативно-правовые акты и, при необходимости, судебные решения. Допустимы также иные виды домашнего задания, например, перевод текстов заключений Венецианской комиссии; выявление правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда РФ; краткий анализ дела, рассмотренного ЕСПЧ и т.п. Студент может сам инициативно предложить вид домашнего задания.

Наши рекомендации