Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
К.И.Аминов,
аспирант юридического факультета БашГУ
Сегодня, пожалуй, никто не будет оспаривать тезис о том, что наиболее значимым и влиятельным источником информирования общества и личности являются средства массовой информации. Из этого же исходил и законодатель, когда на конституционном уровне закрепил свободу массовой информации и дал ей высшую гарантию. В части 6 статьи 33 Конституции Республики Башкортостан содержится краткая, но емкая формула:
«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Конституционное закрепление свободы массовой информации имеетособый смысл, поскольку Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяетсяна всей территории республики (часть 1 статьи 15).
Таким образом, впервыеза всю историюразвития конституционного законодательства нашей республики появилось положение о свободе массовой информации, означающее свободное распространение через средства массовой информации любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну, отражение вэтой информации политического и идеологического плюрализма.
Содержание свободы массовой информации дополняетсятакже и другими нормами, содержащимися в статье 33 Конституции. Так, часть 1 этой статьи гарантирует гражданам свободу мысли и слова; часть 5 - право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом; часть 4 - недопустимость принуждениячеловека к выражениюсвоих мнений и убеждений или отказу от них.
Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует также отметить и нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть 2 статьи 49), закрепляющие право каждого гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (часть 1 статьи 49), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 53), открытость судопроизводства (часть 1 статьи 140). Конституцией Республики Башкортостан
предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанностей давать свидетельские показания (статья 60).
Правовые основы свободы массовой информации были бы неполными, если бы не содержали гарантии от злоупотребления ею. Эти гарантии закреплены прежде всего в положениях частей 2, 3 статьи 33 Конституции Республики Башкортостан: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропагандасоциального, расового» национального, религиозного илиязыкового превосходства».Кроме того, часть 4 статьи 13 Конституции ставит вне закона действия, направленныена насильственное изменение конституционного строя и нарушения целостности Республики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Следует упомянуть о таких гарантиях от злоупотребления свободой массовой информации, как конституционные положения об охране достоинства личности (часть 1 статьи 27), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени (часть 1 статьи 29), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статьи 30), о возможности ограничения свободы массовой информации в условиях чрезвычайного положения (часть 1 статьи 68).
В Конституции Республики Башкортостан названы некоторые тайны; государственная, личная и семейная, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, тайна частной жизни. В Конституции они прямо не рассматриваются как ограничивающие свободу массовой информации, однако являются таковыми в соответствии с иными положениями законодательных актов.
В качестве гарантии свободы массовой информации Конституция содержит запрет цензуры, под которой понимается недопустимость требования со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на их распространение.
Положения Конституции о свободе массовой информации соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (статья 190), Международным пактом о политических и гражданских правах (статьи 19,20), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 10).
Надо отметить, в этой областинаряду с некоторыми успехами естьнемалопротиворечий, трудностей, проблем.
Конституционное установление о гарантированности свободы массовой информации конкретизировано в Кодексе Республики Башкортостан о средствах массовой информации, принятым Верховным Советом республики 5 ноября 1992 года. Именно этот Кодекс можно считать исходной точкой развития законодательства Республики Башкортостан в данной сфере. В своем содержании этот Кодекс во многом повторяет федеральный Закон о средствах массовой информации. Однако Кодекс обладает рядом особенностей. Эти особенности были существенными до принятия Закона от 31 октября 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан «О средствах массовой информации». В прежней редакции Кодекс предусматривал целый «пласт» административных мер воздействия на нарушителей наиболее значимых статей Кодекса. В частности, налагались административные штрафы за введение цензуры, злоупотребление свободой массовой информации, разглашение тайны, вмешательство в личную жизнь.
С сожалением приходится отмечать, что в нынешней редакции Кодекс в качественном отношении во многом уступает его первоначальной редакции. В число серьезных пробелов входит и то обстоятельство, что ныне действующим Кодексом ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации вообще не предусмотрена.
Действующий законодательный акт нуждается в некоторых поправках и дополнениях, прежде всего в смысле упрощения процедур приостановления и прекращения деятельности тех изданий, которые свободу массовой информации превращают в ее противоположность - злоупотребление этой свободой. Речь идет о тех изданиях, которые разжигают социальную и национальную рознь, призывают к насильственному захвату власти, физической расправе, глумятся под молодыми институтами государственности Республики Башкортостан, депутатским корпусом, иными социальными ценностями демократии.
Некоторым изданиям ничего не стоит запросто исказить, даже растоптать репутацию любого гражданина, политика на основе вздорных слухов, предположений, ложных обвинений, надуманных социологических опросов и тому подобных инсинуаций.
Государственная инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и массовой информации Республики Башкортостан была единственным органом, который в какой- то мере регулировал отношения в информационном пространстве и мог оказать воздействие на нарушителей ввиде административных взысканий. После
внесения изменений и дополнений он не нашел свое закрепление в Кодексе,
Единственно в этой ситуации радует формирование правовой базы нового государственного института - Палаты по защите свободы печати и информационным спорам при Президенте Республики Башкортостан. Это норма очень важна для республики, поскольку на сегодняшний день суды перегружены, и для судов общей юрисдикции информационные споры являются новеллой.
В заключение хотелось бы отметить, что нормативные правовьц| акты о средствах массовой информации в Республике Башкортостан nofl вольно редки. В республике пока приняты Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан в государственных средствах массовой информации». Закон «Об обязательном экземпляре документов», Закон «О рекламе». В этом контексте важно обеспечить их соответствие конституционному положению о свободе массовой информации. Разумеется, одна лишь законодательная, даже конституционная база не решает еще всех проблем свободы слова, свободы массовой информации. На практике предстоит немало сделать, чтобы в полной мере обеспечить свободу массовой информации, которая является главным показателем развития государственности Республики Башкортостан в составе обновленной Российской Федерации. Задача заключается в том, чтобы принять дополнительные меры по наполнению реальным содержанием положения части 6 статьи 33 Конституции Республики Башкортостан, содержащей основополагающую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».