Сословный быт населения России в XVII веке
.
2.
Царь и его семья | Бояре и дворяне | Линии сравнения | Посадский люд | Крестьяне |
Из дорогих тканей, украшена драгоценностями | Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды | Одежда | Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды | Домотканая, из шкур домашних и диких животных |
Несколько тысяч человек, более 500 блюд. | Традиционная, восточные продукты, колбаса | Еда | Традиционная | Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты |
Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. | Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи. | Жилище | Несколько различных строени | Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные |
Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. | Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты | Убранство дома | Традиционная мебель, украшенные иконы | Простая мебель |
Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы | Пиры, охота, кулачные бои | Развлечения | ||
Золотая и серебряная, стеклянная | Золотая и серебряная, стеклянная | Посуда | Деревянная и глиняная | Деревянная и глиняная |
Билет № 7
Образование Древнерусского государства. Нормандская и антинормандская теория происхождения государства у восточных славян.
Церковный раскол.
1. Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).
М.В. Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности.Он опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в XIX-ХX вв. немецкими учеными-историками Ф.Байер, А. Шлецер и Ф.Миллер, которые утверждали, что Древнерусское государство было образовано при помощи варяг
2. 1653-1655: Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.
Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения.
- крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя;
- крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток);
- вместо земных поклонов надо делать поясные;
- крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный;
- аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.
Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста).
Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее.
Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви.
Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.
Итоги церковной реформы:
1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; к превращению церкви в часть государственного аппарата.
2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.
Значение его реформы для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).
Билет № 8