Государственная политика поддержки семьи

Государство в современном обществе заинтересовано в ук& реплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в Рос& сии: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рожде& нием ребенка, по уходу за маленькими или больными деть& ми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены осо& бые льготы (например, перевод беременных женщин, а так& же женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соот& ветствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока яв& но недостаточны.

Традиционная для нашей страны экономическая под& держка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное — меры, направ& ленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом

 
же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.

Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, меди& цинскими, психологическими, юридическими, образователь& ными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступ& ление ребенка в школу, чья&то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситу& ации. Скажем, для молодой семьи типично наличие матери& альных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профес& сиональным ростом.

Другие проблемы семьи порождаются случайными семей& ными событиями (болезнь, преждевременная смерть, дли& тельная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или собы& тиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или ма& чехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей&ин& валидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в кото& рых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми&подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете про& должить этот перечень.)

Поддержка семьи ведется на федеральном и региональ& ном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологичес& кие, образовательные и другие программы поддержки семьи.

Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна — защита детей, поощ& рение семьи и долговременности брака, ограничение при& чин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.

НИ Основные понятия:семья и брак как социальные инсти&

туты.

•МТермины:семейная роль, неполная семья.

 
Проверьте себя

1) Почему для понимания семьи как социального инсти&

тута большое значение имеет анализ ролевых отношений?

2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно от& нести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие из& менения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какие важнейшие социальные потребности удовлетво&

ряет институт семьи?

2. Социальные институты называют «фабриками воспро& изводства общественных отношений». Какие ролевые отно& шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об& разом это воспроизводство происходит?

3. Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп& лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра& дициями, обычаями, общественным мнением.

4. Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо& лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя& занностям будущих супругов непременным условием благо& получной семьи?

5. Существует мнение: «Брак — это не контракт между двумя людьми, брак — это контракт между супружеской па& рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж& дению.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.

Подростки готовы заимствовать из родительской систе& мы ценностей модель родственных связей (готовы при& нять 70% подростков, не готовы — 7%). Достаточно вы& сок также рейтинг такой семейной ценности, как про& фессиональные интересы, отношение к работе (готовы сле& довать такой родительской модели поведения в среднем

62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведе& ния, — внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 5 1 % подростков, отвергают —

14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <...> Не пользуются поддержкой детей эмоциональ& ные взаимоотношения между родителями: положитель& но оценивают их лишь 17% подростков при 33% нега& тивных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки

формы проведения родителями своего свободного време&

ни.<...>

В условиях меняющегося общества традиционные ценно& сти семьи зачастую становятся тормозом при усвоении но& вых жизненных реалий. В такой ситуации процесс транс& формации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается не& типичная ситуация признания родителями высокой компе& тентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о тради& ционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базо& вых ценностей происходит трансформация ценностной сис& темы родителей.

Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации в современной российской семье/Вестник РУДН. Серия Социология. — 2004. — № 6—7. — С. 158—159.

1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение парагра& фа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен& ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

Вспомните:

Быт и бытовые отношения

 

в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интере& сов человека? Что такое межличностное взаимодейст& вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности — наибо& лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен& ным укладом, который включает жилище человека, его пи& тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по[

 

Требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро[ вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Бытовые условия имеют большое значение для сохране& ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз& личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс — мотивы по& ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы& товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй& ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально&экономических и географи& ческих условий у различных народов вырабатывается ком& плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

Наши рекомендации