Функции местного самоуправления
Функции местного самоуправления - это обусловленные природой и принципами, направленные на реализацию целей и задач местного самоуправления основные направления муниципальной деятельности.
Есть основания все функции поделить на функции системы местного самоуправления в целом и функции отдельных органов и звеньев этой системы.
По критерию содержания, объема воздействия функции системы местного самоуправления делятся на общие и специфические. По своей сущности общие функции выражают основные взаимосвязи в системе местного самоуправления. Они отражают сущность местного самоуправления, характерны для всех звеньев местного самоуправления, присущи всем муниципальным образованиям.
В системе местного самоуправления общие функции выглядят следующим образом.
1). Функция управления и комплексного планирования, которая состоит в выработке управленческих решений, направленных на развитие институтов местного самоуправления, всего муниципального образования, обеспечение жизнедеятельности населения. Она закреплена в п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации,
2). Функция организации, которая состоит в обеспечении участия населения в решении вопросов местного значения (ст. 130 Конституции Российской Федерации ).
3). Функция регулирования, заключающаяся в поддержании и совершенствовании состояния упорядоченности. Это выражается в обеспечении комплексного развития территории муниципального образования, а также обеспечение удовлетворения потребности населения в жизненно важных вопросах на основе сформированных правил, норм и методов поведения и деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц на территории муниципального образования.
4). Контролирующая функция, выражающаяся в защите интересов и прав местного самоуправления. Контроль как обратная связь муниципальной деятельности – процесс анализа результатов деятельности органов местного самоуправления, способ влияния на общественные отношения.
5). Функция охраны общественного порядка и прав местного самоуправления, гарантированных законом (ст. 133 Конституции РФ ).
Специфические функции местного самоуправления отражают содержание деятельности муниципального образования.
Различают три группы функций, осуществляемых муниципальным образованием:
1) По решению вопросов местного значения. Эти функции относятся к сфере исключительной юрисдикции муниципального образования. Данная группа функций подразделяется на три условных блока: а) социально-экономические функции; б) функции по обеспечению безопасности и правопорядка; в)организационные.
2) Функции по предметам совместного с органами государственной власти ведения. Значительное число сфер общественной жизни в силу их сложности нельзя однозначно отнести к исключительной компетенции ни органов местного самоуправления, ни органов государственной власти. Этот факт предопределяет наличие так называемых предметов совместного ведения, полномочия по которым разграничиваются заключением соответствующих договоров.
3) Функции по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Эти полномочия закреплены либо в отраслевом законодательстве, например в ст8 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в специально принятых законах о передаче отдельных государственных полномочий в конкретной сфере общественных отношений.
При реализации функций органа местного самоуправления выборные и иные должностные лица формулируют цели, ставят своим подчиненным задачи и обеспечивают их решение.
Цель это желаемый результат познания или практической деятельности. Субъект управления при формулировании цели всегда должен учитывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Задача это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизиться к сформулированной цели.
Функции местного самоуправления объективны по природе и реализуются путем принятия актов управления определенными уполномоченными органами и должностными лицами в форме поставленных задач, которые всегда имеют субъективный характер, т.е результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления.