Правовой статус милиции в РФ, ее виды и полномочия.
Милиция (от лат. — военная служба, гражданское ополчение) в представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. Является одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел.
Правовой статус милиции, ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве определены принятым 18 апреля 1991 г. Законом РСФСР «О милиции», а также Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции». Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», другими законами и правовыми актами РФ.
На милицию возложено решение следующих задач:
— обеспечение безопасности личности (решается задача по предотвращению угрозы жизни, здоровью, достоинству и имуществу граждан, которая может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправных действий либо проявления бездействия со стороны какого-то лица);
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений (тут милиция осуществляет деятельность, направленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершающих или совершивших);
— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
— защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законодательством РФ.
В соответствии с Законом «О милиции», милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.
Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь;
Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.
Организационная структура:-Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей милицией в РФ. Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должности и освобождаемые от должности министром внутренних дел РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.
Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Основными задачами криминальной милиции являются:-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;-организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
В составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные и научно-технические подразделения, необходимые для решения задач криминальной милиции и помощи милиции общественной безопасности:-— подразделения уголовного розыска;-— подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;-— специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) — в составе МВД РФ и Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП), включенные в состав комитетов Федеральной криминальной милиции МВД РФ. Компетенция ГУОП-РУОП смешанная, они осуществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии БЭП;-— подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН), (ОНОН);
— научно-технические и другие подразделения.
Деятельность криминальной милиции направлена в основном на обеспечение государственных интересов и нуждается в определенной независимости от влияния местных органов власти. Поэтому криминальная милиция выведена из подчинения местных администраций и подчинена только вышестоящему органу внутренних дел.
Начальники криминальной милиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга назначаются на должность (освобождаются) Министром внутренних дел РФ и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел республик и начальников управлений внутренних дел.
К числу основных задач, решаемых милицией общественной безопасности, относятся:
— обеспечение личной безопасности граждан;
— охрана общественного порядка и общественной безопасности;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
— оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным липам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом.
В структуру милиции общественной безопасности входят:
— дежурные части;
— участковые инспектора милиции;
— государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ;
— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
— специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
— приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
— медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
— центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
— отряды милиции особого назначения;
— подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка
и исполнения административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств
иностранных государств.
Численность милиции общественной безопасности субъекта Федерации определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными в Приложении № 2 к Указу Президента РФ №209— 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», в зависимости от объема финансирования и складывающейся оперативной обстановки».
Начальник милиции общественной безопасности субъекта Федерации назначается (освобождается) министром внутренних дел РФ по согласованному с органом исполнительной власти данного субъекта представлению начальника органа внутренних дел субъекта.
Начальник милиции общественной безопасности субъекта Федерации является по должности заместителем начальника органа внутренних дел субъекта.