Административный надзор: понятие, органы его осуществляющие, общая характеристика их полномочия.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:
1) Государственный таможенный комитет РФ;
2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
4) Федеральный горный и промышленный надзор России;
5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
6) Государственная налоговая служба РФ;
7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Особенности административного надзора:
1. является особой разновидностью государственного контроля;
2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
3. деятельность по надзору осуществляется систематически;
4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
7. осуществляется при помощи определенных методов;
8. оценка объекта дается только с позиции законности.
Методы осуществления административного надзора:
· постоянное наблюдение;
· периодические проверки;
· обследование поднадзорного объекта;
· истребование и анализ документов;
· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
1. получение информации;
2. применение мер административного предупреждения;
3. применение мер административного пресечения;
4. привлечение к административной ответственности;
5. регистрация и учет;
6. выдача разрешений (лицензий);
7. нормотворчество.
42. Государственное регулирование и координация промышленного производства, функционирования топливно-энергетического комплекса и строительства в РФ (общая характеристика).
Конституция РФ относит к ведению РФ:
- управление федеральной государственной собст-
венностью;
- установление основ федеральной политики и фе-
деральных программ экономического развития;
- установление основ единого рынка;
- федеральные энергетические системы, ядерную
энергетику, оборонное производство.
К совместному ведению РФ и ее субъектов относит-
ся разграничение государственной собственности в
сфере промышленного производства. Вне этих преде-
лов субъекты Федерации обладают всей полнотой го-
сударственной власти.
Органы ИВ, осуществляющие управление промыш-
ленностью:
- Правительство РФ осуществляет управление феде-
ральной государственной собственностью; принима-
ет меры по реализации государственной политики в
промышленности; прогнозирует промышленное раз-
витие РФ; принимает меры по защите отечественных
производителей; учреждает казенные предприятия,
государственные промышленные корпорации, кон-
церны, акционерные общества; утверждает их уста-
вы и формирует руководство; решает вопросы кон-
версии государственных предприятий.
- Министерство промышленности, науки и техноло-
гии РФ (Минпром России);
- Министерство энергетики РФ (Минэнерго России);
- Министерство РФ по атомной энергии (Минатом
России);
- Российское агентство по судостроению (Россудо-
строение);
- Российское авиационно-космическое агентство
(Росавиакосмос);
- Российское агентство по системам управления (РАСУ);
- Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ);
-Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК
России);
- Федеральная служба РФ по финансовому оздо-
ровлению и банкротству;
- Государственный комитет РФ по строительству и жи-
лищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
Промышленные организации могут существовать в
следующих организационно-правовых формах:
- предприятия и объединения государственного ха-
рактера;
- акционерные общества.
Промышленные предприятия могут находиться и в му-
ниципальной собственности, в состав которой входят му-
ниципальные предприятия. ОМС вправе создавать пред-
приятия для осуществления хозяйственной деятельности,
решать вопросы их реорганизации и ликвидации, они оп-
ределяют цели, условия и порядок их деятельности.
Государственный контроль (надзор) в управлении
промышленностью осуществляют:
- Федеральный горный и промышленный надзор
России (Госгортехнадзор);
- Федеральный надзор по ядерной и радиационной
безопасности (Госатомнадзор России);
- Государственный энергетический надзор в РФ
(Госэнергонадзор);
- Государственный комитет РФ по стандартизации и
метрологии (Госстандарт России);
- Министерство РФ по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства.__
Федеральный центр организует проведение ре-
форм в жилищно-коммунальном хозяйстве, ведает
вопросами и жилищной и строительной политики,
демонополизации и развития конкуренции, обес-
печения потребностей хозяйства и населения в топ-
ливе.
В настоящее время специализированным органом
государственного управления в данной сфере являет-
ся Государственный комитет РФ по строительству