Административный надзор: понятие, органы его осуществляющие, общая характеристика их полномочия.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3. деятельность по надзору осуществляется систематически;

4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7. осуществляется при помощи определенных методов;

8. оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование поднадзорного объекта;

· истребование и анализ документов;

· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1. получение информации;

2. применение мер административного предупреждения;

3. применение мер административного пресечения;

4. привлечение к административной ответственности;

5. регистрация и учет;

6. выдача разрешений (лицензий);

7. нормотворчество.

42. Государственное регулирование и координация промышленного производства, функционирования топливно-энергетического комплекса и строительства в РФ (общая характеристика).

Конституция РФ относит к ведению РФ:

- управление федеральной государственной собст-

венностью;

- установление основ федеральной политики и фе-

деральных программ экономического развития;

- установление основ единого рынка;

- федеральные энергетические системы, ядерную

энергетику, оборонное производство.

К совместному ведению РФ и ее субъектов относит-

ся разграничение государственной собственности в

сфере промышленного производства. Вне этих преде-

лов субъекты Федерации обладают всей полнотой го-

сударственной власти.

Органы ИВ, осуществляющие управление промыш-

ленностью:

- Правительство РФ осуществляет управление феде-

ральной государственной собственностью; принима-

ет меры по реализации государственной политики в

промышленности; прогнозирует промышленное раз-

витие РФ; принимает меры по защите отечественных

производителей; учреждает казенные предприятия,

государственные промышленные корпорации, кон-

церны, акционерные общества; утверждает их уста-

вы и формирует руководство; решает вопросы кон-

версии государственных предприятий.

- Министерство промышленности, науки и техноло-

гии РФ (Минпром России);

- Министерство энергетики РФ (Минэнерго России);

- Министерство РФ по атомной энергии (Минатом

России);

- Российское агентство по судостроению (Россудо-

строение);

- Российское авиационно-космическое агентство

(Росавиакосмос);

- Российское агентство по системам управления (РАСУ);

- Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ);

-Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК

России);

- Федеральная служба РФ по финансовому оздо-

ровлению и банкротству;

- Государственный комитет РФ по строительству и жи-

лищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

Промышленные организации могут существовать в

следующих организационно-правовых формах:

- предприятия и объединения государственного ха-

рактера;

- акционерные общества.

Промышленные предприятия могут находиться и в му-

ниципальной собственности, в состав которой входят му-

ниципальные предприятия. ОМС вправе создавать пред-

приятия для осуществления хозяйственной деятельности,

решать вопросы их реорганизации и ликвидации, они оп-

ределяют цели, условия и порядок их деятельности.

Государственный контроль (надзор) в управлении

промышленностью осуществляют:

- Федеральный горный и промышленный надзор

России (Госгортехнадзор);

- Федеральный надзор по ядерной и радиационной

безопасности (Госатомнадзор России);

- Государственный энергетический надзор в РФ

(Госэнергонадзор);

- Государственный комитет РФ по стандартизации и

метрологии (Госстандарт России);

- Министерство РФ по антимонопольной политике и

поддержке предпринимательства.__

Федеральный центр организует проведение ре-

форм в жилищно-коммунальном хозяйстве, ведает

вопросами и жилищной и строительной политики,

демонополизации и развития конкуренции, обес-

печения потребностей хозяйства и населения в топ-

ливе.

В настоящее время специализированным органом

государственного управления в данной сфере являет-

ся Государственный комитет РФ по строительству

Наши рекомендации