Система права и ее структура

ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА И ПРАВОВОГО

ИНСТИТУТА

Одним из важнейших свойств права является его
системность, т.е. деление права на отдельные структур-
ные элементы, согласованные и взаимосвязанные. Сис-
темное построение права имеет важное значение, так как
позволяет более полно и точно истолковать отдельно
взятую норму права и правильно применить ее на прак-
тике.

Система права— это внутренняя структура действую-
щего права, состоящая из отраслей, институтов и норм

права.

Центральным звеном системы права является от-
расль— крупная упорядоченная совокупность право-
вых норм, регулирующих определенную область обще-
ственных отношений.

В основе деления права на отрасли и институты лежат
два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Каждая отрасль имеет свой набор принципов и общих
положений, специфических средств и приемов правового
регулирования.

Предмет правового регулирования -- это область
общественных отношений, которую регулирует данная от-
расль, это то, что подлежит регулированию. Например,
отрасль гражданского права Украины регулирует имуще-
ственные и личные неимущественные отношения граждан
и юридических лиц.

Предмет правового регулирования уникален для каж-
дой отрасли права.

Метод правового регулирования — это приемы и спо-
собы воздействия права на общественные отношения, это
то, как право влияет на них. Например, для метода право-
вого регулирования в гражданском праве характерны ра-
венство участников отношений, диспозитивность право-
вых норм.

Основные методы правового регулирования:

1) императивный метод — это метод безусловных
властных предписаний, устанавливающий, как правило,
обязанности и запреты. Он используется главным обра-
зом в уголовном, административном и некоторых других
отраслях права. Императивные нормы права не могут быть

изменены по договоренности между участниками правово-
го отношения;

2) диспозитивный метод противоположен импера-
тивному. Он дает субъектам возможность выбора вари-
антов поведения в рамках закона. Этот метод в боль-
шей степени присущ гражданскому, коммерческому пра-
ву и т. д. Например, ст.413 действующего Гражданского
кодекса Украины гласит: «Договор хранения считается
безвозмездным, если иное не установлено законом или
договором».

К этим основным методам правового регулирования
восходят иные методы, которые тоже составляют пары
противоположностей:

1) метод поощрений (стимулов) и метод ограниче-
ний. Метод поощрений свойственен, в основном, трудовому
праву, где действуют льготные системы, направленные на
стимулирование моральной и материальной заинтересо-
ванности работников. Метод ограничений предусматрива-
ет установление запретов и наказаний за нарушение зап-
ретов, что свойственно административному и уголовному
праву;

2) метод координации и метод субординации. Ме-
тод координации типичен для процессуальных отраслей
права, где истец и ответчик, другие участники судебного
разбирательства находятся в одинаковом процессуальном
положении друг перед другом, законом и судом, их отно-
шения характеризуются самостоятельностью. Этот метод
характерен также для гражданского и семейного права:
участники гражданского договора не подчинены друг дру-
гу, супруги имеют равные права и обязанности. Метод су-
бординации характерен для административного права. Он
предполагает неравенство участников правового отноше-
ния, подчиненность одного из них другому.

Для каждой отрасли права характерен свой набор ме-
тодов правового регулирования.

Чем более развитой является система права, тем боль-
ше отраслей включает она в себя. Наряду с базовыми (про-
филирующими) отраслями права Украины: конституцион-
ным, административным, гражданским, уголовным — фор-
мируются такие новые отрасли права, как налоговое,
муниципальное, предпринимательское и др.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой под-
систему, состоящую из институтов права.

Институт права— упорядоченная совокупность норм
права, регулирующих определенный вид общественных
отношений. Например, отрасль гражданского права Украи-
ны включает такие институты, как институт права соб-
ственности, институт авторского права, институт обяза-
тельственного права, институт наследования и др.

Институт права состоит из норм права, которые явля-
ются первичными элементами, ячейками системы права.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

УКРАИНЫ

Отрасли права Украины — это наиболее крупные струк-
турные подразделения национальной системы права, регу-
лирующие обширные сферы общественных отношений. К
основным, фундаментальным отраслям права Украины
следует отнести:

1) конституционное право. Предмет правового регу-
лирования данной отрасли: закрепление основ обще-
ственного строя; правовой статус человека и гражданина;
формирование, структура и функции органов законодатель-
ной, исполнительной и судебной власти. Главный источ-
ник права отрасли конституционного права — Конститу-
ция Украины;

2) административное право. Предмет правового ре-
гулирования — общественные отношения в сфере госу-
дарственного управления. Кроме того, данная отрасль си-
стемы права Украины устанавливает ответственность за
административные правонарушения. Особенность данной
отрасли — отсутствие «главного» кодифицированного акта,
огромное количество подзаконных актов;

3) финансовое право. Предмет правового регулирова-
ния данной отрасли — финансовые отношения, т.е. фор-
мирование и исполнение государственного и местных бюд-
жетов, денежное обращение, налоги. Для данной отрасли
права, весьма тесно соприкасающейся с административ-
ным правом, также характерна множественность источ-
ников права;

4) уголовное право. Данная отрасль права определяет
преступность и наказуемость деяний, основания и усло-
вия привлечения к уголовной ответственности. Особен-

ность данной отрасли — наличие единственного источни-
ка права, которым является Уголовный кодекс;

5) уголовно-процессуальное право. Предмет правово-
го регулирования данной отрасли — отношения, возни-
кающие в ходе предварительного и судебного следствия
по раскрытию и рассмотрению уголовных дел. Основной
нормативно-правовой акт — Уголовно-процессуальный
кодекс;

6) гражданско-процессуальное право. Предмет право-
вого регулирования — отношения, возникающие в про-
цессе разрешения споров по гражданским делам, а также
по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным де-
лам. Основной нормативно-правовой акт — Гражданско-
процессуальный кодекс.

Все вышеназванные отрасли права относятся к право-
вому образованию, которое, следуя римским юристам, при-
нято называть публичным правом. Во всех отраслях пуб-
личного права преобладают императивный метод право-
вого регулирования, а также метод субординации.

7) земельное право. Предмет правового регулирования
отрасли — отношения, возникающие в сфере землепользо-
вания и землеустройства. Основной нормативный акт —
Земельный кодекс. Методы правового регулирования —
как императивный, так и диспозитивный;

8) экологическое (природоохранное) право. Предмет
правового регулирования — отношения, возникающие в
области использования и охраны природных ресурсов.
Единый кодифицированный акт в данной отрасли права
отсутствует. Основные источники — Лесной и Водный
кодексы, Кодекс о недрах, Закон Украины «Об охране ок-
ружающей природной среды» и многочисленные законы.
Методы правового регулирования аналогичны отрасли зе-
мельного права;

9) трудовое право. Предмет правового регулирования
Данной отрасли — отношения, возникающие в процессе
трудовой деятельности (между собственником и работни-
ком или коллективом работников, между работниками).
Подотраслью трудового права является право социально-
го обеспечения и социальной защиты населения. Основ-
ные нормативно-правовые акты — Кодекс законов о тру-
Де, Законы Украины «Об отпусках», «О пенсиях» и др.
Методы правового регулирования разнообразны — импе-
ративный, диспозитивный, метод поощрения;





10) гражданское право. Предмет правового регулиро-
вания — имущественные и личные неимущественные от-
ношения, возникающие между физическими и юридиче-
скими лицами. Основной нормативно-правовой акт дан-
ной отрасли — Гражданский кодекс;

11) семейное право. Предмет правового регулирова-
ния — отношения между супругами, родителями и деть-
ми. Основной нормативно-правовой акт в этой отрасли
права — Кодекс о браке и семье.

Гражданское и семейное право составляют правовое
образование, именуемое частным правом. Для частного
права характерны такие методы правового регулирования,
как диспозитивный метод и метод равенства сторон.

2.14. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЕЕ ЦЕЛИ И ВИДЫ

Система законодательства любого современного госу-
дарства содержит огромное количество нормативно-пра-
вовых актов. Издание законов и подзаконных актов яв-
ляется постоянным и непрерывным процессом. Поэтому
нередки несогласованность и противоречия между ними.
Для удобства пользования нормативно-правовой базой
необходимо привести её в определенную систему, иначе
говоря — осуществить систематизацию.

Систематизация— это деятельность, направленная на
упорядочение и усовершенствование нормативно-правовых
актов, приведение их в определенную согласованную сис-
тему.

Существуют следующие основные формы системати-
зации:

1) инкорпорация — это объединение нормативно-пра-
вовых актов без их изменения в сборник по алфавитно-
му, тематическому (предметному) или хронологическому
критерию. Инкорпорация может осуществляться госу-
дарственным органом (официальная инкорпорация) и не-
государственными организациями, частными лицами (нео-
фициальная инкорпорация). Примером официальной ин-
корпорации являются «В1домост1 Верховно! Ради
Украши», где все принимаемые Верховной Радой акты
расположены в строгой хронологической последователь-
ности;

2) кодификация — создание нового логически цельно-
го нормативно-правового акта (кодекса) на основе преды-
дущих актов, с частичным или полным изменением их
содержания, устранением пробелов и противоречий. Ина-
че говоря, кодификация — один из приемов правотворче-
ства. Этот вид систематизации может осуществляться толь-
ко государством;

3) консолидация — принятие укрупненного унифици-
рованного акта на основе объединения норм разрознен-
ных актов. При этом новые нормы не создаются, всего
лишь устраняются повторы. Эта форма систематизации с
успехом применяется в англоязычных странах. В нашей
стране было бы целесообразно принятие консолидирован-
ных актов по вопросам налоговой, социальной политики.

2.15. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ
УКРАИНЫ 1Х-ХХ вв.

Во времена Киевской Руси основным способом регули-
рования общественных отношений был обычай. Летопис-
ные данные содержат сведения о законодательной дея-
тельности князей. Первым систематизированным сводом
правовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим
до наших дней, является Русская Правда. Ее написание
связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей —
Ярославичей, и внука — Владимира Мономаха (XI — пер-
вая треть XII вв.). Русская Правда фиксировала зарожде-
ние сословного неравенства, защищала право собственности,
содержала правила заключения наиболее распространен-
ных договоров, устанавливала наказание за преступления.
Русская Правда продолжала действовать в княжеских
государствах, возникших на территории Киевской Руси в
Х11-Х1У вв., а также на украинских землях в составе
Великого княжества Литовского.

В XVI в. правители Великого княжества Литовского
осуществили масштабную систематизацию действовавших
в государстве правовых норм, результатом которой стало
принятие трех статутов Великого княжества Литовского.
Статут 1529 г. содержал нормы государственного, ад-
министративного, гражданского, семейного, уголовного и
процессуального права. В 1566 и 1588 гг. Статут суще-
ственно перерабатывался (в историю эти новые система-





тизированные сборники вошли под названиями // и III
Статутов Великого княжества Литовского. Эти Ста-
туты представляли собой правовые памятники не толь-
ко литовского, но и украинского, и белорусского наро-
дов. Написаны они были на старорусском языке. Со-
зданные в феодальном государстве, Статуты были
направлены в основном на охрану интересов и приви-
легий шляхты. Вместе с тем они содержали прогрес-
сивные для своего времени положения: о законных ог-
раничениях власти князя, об отказе от заочного обвине-
ния, о распространении действия закона на всю
территорию страны и на все население. Статут Велико-
го княжества Литовского 1588 г. действовал на укра-
инских землях до 1832 г., а в Полтавской и Чернигов-
ской губерниях нормы наследственного права Статута
1588 г. действовали до марта 1917 г.

В украинских городах, имеющих самоуправление, дей-
ствовало городское (магдебургское) право, созданное пу-
тем слияния местных правовых обычаев и заимствова-
ний иноземных правовых норм. Сборник права немецкого
города Магдебург был образцом средневекового городско-
го права и широко использовался в Украине. На украин-
ских землях магдебургское право окончательно было уп-
разднено в 1831 г.

Вхождение украинских земель в состав Российского
государства было оформлено нормативным договором, во-
шедшим в историю под названием «Мартовские ста-
тьи» (1654). Этот правовой акт содержал условия сохра-
нения автономного общественного и государственного
строя Украины: права и привилегии сословий, выборное
пожизненное гетманство, собственную систему права, ар-
мию.

В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа
Орлика — сопровождались заключением договора между
гетманом и казачьей радой. Конституция Пилипа Ор-
лика стала первым в истории Украины конституцион-
ным актом. Она предусматривала: независимость Украи-
ны от Московского государства; регулярный созыв казац-
кого парламента; независимый, равный для всех, включая
гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Кон-
ституция Пилипа Орлика целиком соответствовала евро-
пейским тенденциям создания конституционного государ-
ства и «просвещенного правления». К сожалению, в силу

утраты автономии Украины этот конституционный акт
не был реализован.

В XVIII в. царское правительство поддержало инициа-
тиву казачьей старшины и украинской шляхты о новой
систематизации права. В течение 1728—1743 гг. был со-
здан свод правовых норм под названием «Права, по ко-
торым судится малороссийский народ». По своим юри-
дическим качествам свод представлял собой выдающий-
ся документ. Он имел четкую структуру, алфавитный
указатель, включал иерархию казачьих чинов. Свод 174.3 г..
содержал нормы административного, гражданского, уголов-
ного и процессуального права и был направлен на укреп-
ление автономии Украины в составе России. Последнее
стало причиной отказа царского правительства утвердить
«Права, по которым судится малороссийский народ». Одна-
ко в судебной и административной практике Свод 1743 г.
использовался как комментарий к действовавшим на ук-
раинских землях Статуту, 1588 г., магдебургскому праву,
царским указам.

В начале XIX в. в общем русле кодификационных ра-
бот в России была проведена кодификация гражданского
и семейного права Левобережной Украины. Она получила
название «Собрание малороссийских прав» (1807 г.).
Официально этот сборник не был утвержден и позднее
частично вошел в Свод законов Российской империи.

В XIX в. произошла унификация права, как в Россий-
ской, так и в Австрийской империях, которая прервала
процесс развития украинского права.

Восстановление самостоятельного правотворчества в
Украине связано с возрождением украинской государ-
ственности в 1917-1920 гг. Первостепенное значение
имели Универсалы Центральной рады. / Универсал (июнь
1917 г.) провозгласил автономию Украины в составе Рос-
сии. II Универсал (июль 1917 г.) определял компетен-
цию украинских политических органов: Центральной рйды,
Генерального секретариата, — а также их взаимодействие
с органами государственной власти России. III Универ-
сал (ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народ-
ную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее
независимость.

29 апреля 1918 г. Центральная рада приняла Консти-
туцию (Статут о государственном строе, правах и
вольностях) УНР. Конституция УНР содержала: широ-

кий спектр прав и свобод человека и гражданина; постро-
ение системы органов государства по принципу разделе-
ния властей на законодательную, исполнительную и су-
дебную; гарантии прав национальных меньшинств. Кон-
ституция не была введена в действие из-за государственного
перево/рота.

П.'Скоропадскому, в силу исторических обстоятельств
установившему режим личной диктатуры, не было чуждо
стремление к законности. Государственный строй гетма-
ната базировался на Грамоте ко всему украинскому
народу и Законах о временном государственном строе
Украины (апрель 1918 г.). В соответствии с ними: в стране
восстанавливалось право частной собственности, гаранти-
ровалось соблюдение основных личных прав; вся полнота
власти вручалась гетману временно — до созыва Учреди-
тельного собрания. В целом период гетманата отмечен
активной законотворческой деятельностью -- было ут-
верждено около 400 законов.

Директория УНР, главной задачей которой была защи-
та украинской независимости, не восстановила действие
Конституции УНР 1918 г. и не успела выработать соб-
ственный конституционный проект. Роль временной кон-
ституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украи-
ны (28 янва.ря 1919 г.), который отошел от принципа
разделения властей и принципа юридического равенства
граждан, закрепленных в прежних конституционных ак-
тах Украины. В соответствии с Универсалом,' власть в
Украине должна была принадлежать трудовому кресть-
янству и рабочему классу.

Конституционные акты ЗУНР (1918-1919 гг.), со-
здавались в экстремальных условиях украинско-польской
войны. Поэтому они содержали только самые необходи-
мые элементы государственности: название и границы го-
сударства; высшие органы государства; принципы изби-
рательного права.

В целом, все конституционные акты Украины 1917-
1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впослед-
ствии в Украине утвердился советский тип государствен-
ности, и началось формирование социалистического типа
права. Для Конституций УССР (1919 г., 1929 г., 1937 г.,
1978 г.) характерны: декларативность; отсутствие прин-
ципа разделения властей; закрепление однопартийной по-
литической системы; приоритет интересов государства пе-

ред интересами личности. Но самое главное, что все эти
конституции были фиктивными. В реальности государ-
ственные органы и должностные лица руководствовались
не конституцией, а документами и устными указаниями
партийного руководства.

Обретение Украиной независимости в 1991 г. стало
важнейшей предпосылкой формирования собственной на-
циональной правовой системы, ядром которой является
принятая в 1996 г. Конституция Украины. В строгом
соответствии с Конституцией в настоящее время созданы
и создаются новые кодифицированные акты практически
во всех отраслях права: Гражданский, Уголовный, Земель-
ный, Семейный, Бюджетный, Налоговый и другие важней-
шие кодексы. Их разработка и внедрение в практику по-
зволит Украине войти в правовое сообщество европейских
народов.

2.16. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
НОРМ ПРАВА

Нормы права относятся к числу социальных норм. От-
личие их от всех иных социальных норм характеризуют
следующие признаки:

1) общеобязательность. Нормы права распространя-
ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с
этими нормами или нет. Нормы права обязательны для
исполнения, независимо от признания или непризнания
их людьми;

2) формальная определенность. Нормы права четко
сформулированы и зафиксированы в официальном источ-
нике права (нормативно-правовом акте, международно-
правовом договоре и т.д.). Норма права однозначно опре-
деляет линию возможного или должного поведения свое-
го адресата. Например, ч.2 ст.27 Конституции Украины
гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жиз-
ни. Обязанность государства — защищать жизнь челове-
ка». В данном случае для всех установлен запрет посяга-
тельства на жизнь другого человека, а для государства —
обязанность обеспечить безопасность человека;

3) связь с государствам. Нормы права либо устанав-
ливаются государством (например, путем принятия зако-
на, издания подзаконного акта), либо санкционируются





(признаются) государством (например, путем ратифика-
ции международного договора). Кроме того, исполнение
норм права обеспечивается силой государственного при-
нуждения. Например, нарушение ст.185 Уголовного ко-
декса Украины (т.е. совершение кражи) влечет неблаго-
приятные для нарушителя последствия в виде применяе-
мого государством наказания;

4) системность. Норма права сама по себе представ-
ляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и
санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с
другими, образуя целостную систему национального или
международного права.

Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее оп-
ределение понятия «норма права».

Норма права— это общеобязательное, формально оп-
ределенное, установленное или санкционированное госу-
дарством и обеспеченное его принудительной силой пра-
вило поведения.

Каждая система права состоит из огромного количе-
ства норм права. Нормы права отличаются не только си-
стемностью, но и специализацией — каждая из них «отве-
чает» за свой участок «работы». Для лучшей ориентации
в многообразии норм их классифицируют по определен-
ным критериям:

1) в зависимости от предмета правового регулирова-
ния различают конституционные, уголовно-правовые, граж-
данско-правовые, административно-правовые нормы и дру-
гие отраслевые нормы;

2) в зависимости от основных методов правового ре-
гулирования различают императивные нормы (содержа-
щие властные предписания, не допускающие никаких от-
клонений) и диспозитивные нормы (их предписания мо-
гут варьироваться по усмотрению участников отношения).
Императивные нормы характе.-рны для конституционного,
административного, уголовного права. Такие нормы не-
возможно изменить частным соглашением сторон. Дис-
позитивные нормы характерны для гражданского, семей-
ного, предпринимательского права. Их предписания ос-
тавляют право выбора линии гдоведения;

3) в зависимости от характера правового предписа-
ния, содержащегося в норме, различают дозволительные,
обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная
норма предоставляет адресату нормы право совершить

какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обя-
занность адресата нормы совершить какое-то действие.
Запрещающая норма предписывает воздержаться от ука-
занного в норме действия;

4) в зависимости от времени действия различают по-
стоянные и временные правовые нормы. Например, пер-
вые 14 разделов Конституции Украины содержат посто-
янные действующие нормы, а XV раздел Конституции -
нормы временного действия;

5) в зависимости от круга лиц, на которые распрост-
раняется действие нормы, различают общие и специаль-
ные правовые нормы. Например, Конституция Украины
содержит общие нормы, относящиеся ко всем гражданам,
а Закон Украины «О милиции» содержит специальные
нормы, касающиеся только работников милиции;

6) в зависимости от действия в пространстве раз-
личают общие и локальные правовые нормы. Например,
Конституция Украины распространяется на всю террито-
рию страны (носит общий характер), а Конституция Авто-
номной Республики Крым — только на один регион на-
шей страны (носит локальный характер) — территорию
Крыма;

7) по функциональной направленности различают
регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нор-
мы устанавливают права и обязанности лиц, а охрани-
тельные устанавливают вид и меру ответственности за
нарушение прав и за неисполнение обязанностей.

Таким образом, классификация норм права дает пред-
ставление об их многообразии и различных способах вли-
яния на поведение людей.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Одним из признаков нормы права является систем-
ность. Будучи первичным элементом системы права, нор-
ма права сама является системой в миниатюре, то есть
имеет определенную внутреннюю организацию. В этой
микросистеме каждый из элементов имеет свое назна-
чение.

Норму права составляют следующие взаимосвязанные
структурные части (элементы):






1) гипотеза — часть нормы права, которая указывает
на условия (жизненные обстоятельства), при которых дан-
ная норма права вступает в действие;

2) диспозиция — часть нормы права, которая содержит
указание на линию поведения при наступлении указан-
ных в гипотезе обстоятельств;

3) санкция — часть нормы права, которая предусмат-
ривает негативные последствия в случае нарушения пред-
писания, указанного в диспозиции.

Таким образом, все элементы нормы права логически
вытекают одно из другого, образуя цельную упорядочен-
ную систему. Ее можно представить в виде словосочета-
ния «если — то — иначе». Если(гипотеза) существуют
определенные обстоятельства, то (диспозиция) следует при-
нять предписанную линию поведения, иначенаступят (сан-
кция) указанные неблагоприятные последствия.

Рассмотрим элементы правовой нормы на примере
ст. 335 Уголовного кодекса Украины, которая гласит:
«Уклонение от призыва на срочную военную службу —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет».
Призыв на срочную военную службу — гипотеза; обязан-
ность призывника явиться для прохождения срочной во-
енной службы — диспозиция; ограничение свободы на срок
до трех лет — санкция за неисполнение обязанности.

Обращаем внимание на то, что норма права и статья
нормативно-правового акта могут не совпадать. Напри-
мер, статьи Конституции Украины, как правило, не содер-
жат санкций, они включены в иные нормативно-правовые
акты. Проанализируем ч.5 статьи 55 Конституции Укра-
ины: «Каждый имеет право любыми не запрещенными
законом средствами защищать свои права и свободы от
нарушений и противоправных посягательств». В гипотезе
указаны жизненные обстоятельства — нарушение или
противоправное посягательство на права и свободы чело-
века. Диспозиция устанавливает право каждого на само-
защиту при таких обстоятельствах. Санкция в данной
статье и в самой Конституции отсутствует, однако она
находится в других нормативно-правовых актах (в част-
ности, в Уголовном кодексе Украины).

ельная часть обществен^ ' КОрп°Рати*ными.
на основе норм права ~ именно онГН°ШеНИЙ СТроитс*
выми отношениями. °НИ называются право-

Правовое отношений

Урегулированное нормой прав 1 °^ественное отношение,
Дают взаимными нрШ Л^^^°Т<>Р^ обла-

права, во-

о об-

человеческом обществе меж* В°ЗНИКНУТЬ ™лько в
*« - обладателями
(правоспособности и

«о- ^^ исключительно на ос-

нет и правового отношения СТВУЮ1Чеи нормы права _

«ого драваодного липа „ г ЗЬ В ВИДе Чбъектив-

«остидругого лица >отв^ствующей ему обязан-

7~>- -

минимум одного из участников С (желание) как

вые отношения с определенной - ВСТупают в пРаво-

<шть наследство, пр^ть^Гв^ НаПРИМ6Р' П°^
товар; } выборах, приобрести





1) но отраслевому признаку выделяют конституци-
онные, административные, гражданские, трудовые, семей-
ные и др. правоотношения;

2) по функциям права различают регулятивные и ох-
ранительные правоотношения. Первые из них возникают
из правомерных, а вторые — из неправомерных действий
субъектов. Например, правовое отношение между арендо-
дателем и арендатором земельного участка возникло из
правомерного действия — заключения договора аренды -
и потому является регулятивным. Правовое отношение
между лицом, подозреваемым в совершении кражи, и сле-
дователем, ведущим расследование, является охранитель-
ным, так как толчком к его возникновению послужили
неправомерные действия подозреваемого;

3) по характеру обязанностей различают активные
и пассивные правоотношения. В активном обязанность
субъекта заключается в необходимости совершить опреде-
ленные действия (передать вещь, выполнить работу), в
пассивном — обязанность состоит в том, чтобы не совер-
шать никаких действий.

СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правоотношение является конструкцией, в которую
входят следующие структурные элементы:

1) субъекты — как минимум, два. Один из них явля-
ется — управомоченным лицом (носителем права), дру-
гой — обязанным лицом (носителем обязанности);

2) объект — реальное (материальное или нематери-
альное) благо, по поводу которого субъекты вступают в
правоотношение;

3) содержание — субъективные права и юридические
обязанности участников правового отношения. Субъек-
тивное право — предусмотренная правом линия возмож-
ного поведения лица. Юридическая обязанность — пред-
писанная правом линия должного поведения лица. В каж-
дом правоотношении субъективному праву одного
участника соответствует юридическая обязанность друго-
го участника.

Рассмотрим эти структурные элементы на примере пра-
воотношения, возникшего на основе договора займа.
Субъектами правоотношения являются два лица: заимо-

давец (предоставивший определенную сумму денег) и за-
емщик (получивший от заимодавца определенную сумму
денег). Объектом правоотношения является реальное бла-
го -- взятая взаймы сумма денег. Субъективным пра-
вом заимодавца является требование о возврате заемной
суммы. Юридической обязанностью заемщика является
возврат денег. Право и соответствующая ему обязанность
составляют содержание данного правоотношения.

2.20. СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Участниками правоотношения могут быть не все люди,
а только те из них, кто обладает правоспособностью и
дееспособностью (правосубъектностью). И наоборот, пра-
восубъектность может быть признана качеством не толь-
ко человека, но и организации, предприятия, учреждения
(иначе говоря, юридического лица).

Субъекты права— это люди и их объединения, высту-
пающие в качестве носителей прав и обязанностей.

Виды субъектов права:

1) физические лица — граждане или подданные дан-
ного государства, иностранные граждане или подданные,
лица без гражданства;

2) юридические лица — организации, в том числе объе-
динения граждан, предприятия, учреждения;

3) государство, государственные органы и органы
местного самоуправления.

Правосубъектность включает две юридические харак-
теристики лица:

1) правоспособность — способность лица обладать
субъективными правами и юридическими обязанностями;

2) дееспособность — способность лица своими дей-
ствиями приобретать и реализовывать права и обязан-
ности.

Правоспособность и дееспособность является абстрак-
тными, т.е. лицо может и не воспользоваться своими пра-
вами, не приобретать обязанностей. Например, право всту-
пить в договорные отношения еще не означает, что лицо
обязательно заключит договор.

Возникновение и объем правоспособности и дееспособ-
ности несколько различны у физических и юридических
лиц.





Правоспособность физического лица возникает с мо-
мента рождения и прекращается его смертью. Правоспо-
собность физического лица может быть ограничена по ре-
шению суда (лишение права занимать определенные дол-
жности, лишение права заниматься определенной
деятельностью, лишение родительских прав).

Дееспособность зависит от возраста и психического со-
стояния лица. По общему правилу, полная дееспособность
наступает с достижением совершеннолетия. Лицо, страда-
ющее душевной болезнью или слабоумием, решением суда
может быть признано недееспособным. Такие лица могут
быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию
осуществляют иные лица.

Правоспособность и дееспособность физического лица
носит универсальный характер, т.е. физическое лицо вправе
приобретать и реализовывать любые юридические права и
обязанности (приобретать имущество, выполнять работы
по заказу, трудиться на предприятии, участвовать в выбо-
рах, избираться на должности, платить налоги и т.д.).

Правоспособность и дееспособность юридического лица
возникают одновременно, с момента государственной реги-
страции лица и прекращаются с его ликвидацией. Объем
правоспособности и дееспособности юридического лица
более узок (носит специальный характер). Оно вправе осу-
ществлять только те действия, которые зафиксированы в
его учредительных документах. Например, фабрика может
производить только определенные виды продукции и не
вправе осуществлять функции банка, учреждения образо-
вания или здравоохранения.

2.21. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ: ПОНЯТИЕ,
ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Рассмотрим условия (предпосылки), необходимые для
возникновения правоотношения.

Очевидно, что правоотношение невозможно без субъек-
тов права — их должно быть не менее двух. Необходима
также правовая норма, без которой общественное отноше-
ние не приобретет правового характера. Но этих двух ус-
ловий также мало. Предположим, что существуют некие
продавец и покупатель — субъекты возможного правоот-
ношения. Существует и норма гражданского права, регу-

лирующая договор купли-продажи. Но существует ли меж-
ду ними правоотношение? Нет, поскольку недостает юри-
дического факта — толчка к возникновению правоотно-
шения. Таким фактом должен выступить договор купли-
продажи между продавцом и покупателем.

Юридические факты— это конкретные жизненные
обстоятельства, с которыми нормы права связывают воз-
никновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты отражены в гипотезах правовых норм.

Юридические факты разнообразны, ведь они в извест-
ной мере отражают удивительное многообразие человече-
ской жизни.

По волевому признаку юридические факты делят на:

1) события (не зависящие от воли человека). К ним
относятся действия сил природы, рождение и естествен-
ная смерть человека, истечение сроков;

2) действия (зависящие от воли человека). Действия,
в свою очередь, подразделяются на правомерные и непра-
вомерные.

Таблица 4

Виды юридических фактов

События Действия
Явления Правомерные Неправомерные (правонарушения)
         
действия машин и Юридические акты Юридические поступки Проступки (деликты) Преступления
механизмов, физиологи- Заявление,   Администра- тивные, граж-  
ческие про- цессы у людей и животных, течение приказ, приго- вор, решение, акт регистра- ции граждан- ского состоя- Находка, соз- дание объек- тов авторского права данско- правовые, дисциплинар- ные, конститу- Уголовные правонаруше- ния
времени ния, договор   ционные пра- вонарушения  

Правомерные действия делят на две группы: юридиче-
ские акты и юридические поступки. Юридические акты
— это правомерные действия, имеющие целью достижение
определенного правового результата (договор, завещание, су-
дебное решение). Юридические поступки — это действия,
приведшие к юридическим последствиям независимо от
воли совершившего их человека (нахождение клада, созда-
ние литературного произведения, научное открытие).





Неправомерные действия (правонарушения) по степе-
ни вредности для общества разделяются на проступки и
преступления. Проступки делятся на гражданско-право-
вые, административные и дисциплинарные.

В зависимости от характера юридических последствий
различают:

1) правообразующие факты (например, заключение до-
говора аренды, прием на работу, избрание на государствен-
ную должность);

2) правоизменяющие факты (например, изменение фа-
милии в связи со вступлением в брак, присвоение очеред-
ного специального звания, изменение условий договора
аренды);

3) правопрекращающие (например, увольнение с рабо-
ты, расторжение брака, исполнение обязательства).

2.22. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Поведение людей, как уже указывалось, регулируется
социальными, в том числе правовыми нормами. Все акты
поведения людей либо имеют значение для права (право-
вое поведение), либо безразличны праву. Например, исполь-
зование зонтика для защиты от дождя — акт поведения,
не регулируемый правом и не имеющий значения для пра-
ва. Напротив, опоздание на работу или оплата комму-
нальных услуг находятся в поле действия права, являют-
ся актами правового поведения.

В свою очередь, правовое поведение подразделяется на
два типа: правомерное и неправомерное.

Правомерное поведение— это поведение, соответству-
ющее предписаниям правовых норм. Его отличительные
признаки:

1) соответствие норме права. Правомерное поведе-
ние представляет собой реализацию предписания, изло-
женного в диспозиции нормы права;

2) социальная полезность. Акты правомерного пове-
дения не нарушают прав и свобод других людей, правопо-
рядок в целом. Правомерное поведение позволяет достичь
поставленной человеком цели в рамках права, при помо-
щи правовых средств;

3) предсказуемость. Действия правопослушного че-
ловека легко спрогнозировать, что позволяет, в свою оче-
редь, планировать ответные действия;

4) массовость. Правомерное поведение присуще боль-
шинству людей.

Правомерное поведение — залог стабильности и обще-
ственного спокойствия. В этом состоит его главная соци-
альная ценность.

Мотивы правомерного поведения неодинаковы у раз-
ных людей. По мотивам различают следующие видыпра-
вомерного поведения:

1) принципиальное (социально-активное). Человек
глубоко верит в справедливость правовых предписаний и
сознательно, неуклонно следует им. Правосознание и по-
ведение такого человека находятся в полной гармонии;

2) привычное. Человек не слишком задумывается над
предписаниями права, действует по инерции, по привычке,
следуя сложившемуся стереотипу;

3) конформистское. Человек следует не своим убеж-
дениям или привычкам, а копирует действия своего окру-
жения, действует «как все»;

4) маргинальное. Человек действует правомерно вслед-
ствие личного расчета или страха перед наказанием. Пра-
восознание такого человека расходится с предписаниями
правовых норм.

Правомерное поведение — норма для абсолютного боль-
шинства граждан правового демократического государства.

2.23. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Правонарушение является прямой противоположнос-
тью правомерному поведению.

Правонарушение— это противоправное, виновное, на-
носящее вред личности, обществу или государству деяние
Деликтоспособного лица.

Признакиправонарушения:

1) противоречие конкретному правовому пред-
писанию — невыполнение обязанности или нарушение
запрета;

2) виновность — правонарушением является лишь
Деяние, совершенное умышленно или по неосторожности;

3) нанесение вреда личности, обществу или государ-
ству или, в ряде оговоренных законом случаев — реаль-
ная угроза нанесения такого вреда;

4) правонарушение является волевым, осознанным де-
янием, которое выражается в форме действия или без-
действия. Образ мысли, убеждения, воззрения, какими бы
антигуманными или злонамеренными они ни были — не-
наказуемы;

5) ответственным за правонарушение может быть толь-
ко физическое или юридическое лицо (в некоторых случа-
ях — государство), способное нести ответственность за свои
действия (деликтоспособное лицо).

В зависимости от степени опасности правонарушения
и нанесенного им вреда правонарушения разделяют на
преступления и проступки.

Преступления — наиболее опасные для общества пра-
вонарушения, посягающие на наиболее значимые соци-
альные ценности (жизнь, здоровье индивида, собственность, •
безопасность государства, общественную безопасность и
т.д.). Преступлениями являются только уголовные пра-
вонарушения .

Проступки — менее опасные правонарушения (нару-
шение трудовой дисциплины, общественного порядка, не- |
исполнение гражданско-правового договора и т.д.).

В зависимости от вида юридической ответственности в
национальном праве Украины правонарушения подразде-
ляются на:

1) уголовные правонарушения (преступления);

2) гражданско-правовые проступки (например, неис-
полнение договорного обязательства, нарушение авторского

права);

3) административные проступки (например, наруше-
ние общественного порядка, правил торговли, нарушение
правил дорожного движения, не повлекшее тяжких по-
следствий);

4) дисциплинарные проступки (например, нарушение

трудовой дисциплины).

Международное право также содержит понятие между-
народного правонарушения. По степени общественной
опасности они подразделяются на:

1) тягчайшие — преступления, ставящие под угрозу
мировой правопорядок в целом (геноцид, подготовка и

ведение агрессивной войны, нарушение законов и обычаев
войны и др.);

2) серьезные — правонарушения, хотя и не создающие
непосредственной угрозы миру и безопасности, но все же
затрагивающие их существенные интересы (загрязнение
окружающей среды, государственное пиратство, производ-
ство или передача другой стране запрещенных видов ору-
жия);

3) ординарные - - правонарушения, затрагивающие
интересы отдельных государства (нарушение границ ис-
ключительной морской экономической зоны, нарушение
соглашения о распределении водных ресурсов погранич-
ных речки или озера).

К международной юридической ответственности могут
привлекаться как государства, так и физические лица.
Например, юрисдикция Международного уголовного три-
бунала для судебного преследования лиц, ответственных
за серьезные нарушения международного гуманитарного
права, совершенные на территории бывшей Югославии,
распространяется исключительно на физических лиц.

СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Возложение на лицо юридической ответственности воз-
можно только при наличии в его деянии юридического
состава правонарушения. Правонарушение рассматрива-
ется в данном случае как система.

Состав правонарушения— это система элементов пра-
вонарушения. Ее полнота и целостность является необ-
ходимым условием для привлечения лица к юридической
ответственности. Норма права — правовое основание, а
состав правонарушения — фактическое основание для
юридической ответственности (юридический факт).

В состав правонарушения входят:

1) субъект правонарушения — деликтоспособное лицо.
В основном правонарушения совершают физические лица
(а преступления — исключительно физические лица), но
субъектом гражданского проступка может выступать и
юридическое лицо, а международного правонарушения -
государство;

2) объект правонарушения — общественные отноше-
ния, социальные блага, ценности, права и свободы личнос-

ти, интересы государства, на которые посягает правонару-
шитель;

3) субъективная сторона правонарушения — отно-
шение лица к совершаемому им деянию и его последстви-
ям. Главный элемент субъективной стороны -- вина в
форме умысла или неосторожности. Факультативными
(необязательными) элементами субъективной стороны яв-
ляются мотив и цель правонарушения. Ответственность
за гражданский проступок может наступать и при отсут-
ствии вины (в случаях, специально оговоренных законом);

4) объективная сторона правонарушения — это вне-
шняя характеристика правонарушения, включающая про-
тивоправное деяние (действие или бездействие), результат
деяния и причинно-следственную связь между деянием и
результатом.

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов
означает, что данный акт поведения не является правона-
рушением.

Таблица 5

Состав правонарушения

Объект Объективная сторона Субъект Субъектив- ная сторона
Охраняемые зако- ном блага, ценно- сти, интересы, общественные отношения Противоправное деяние, его последст- вия, причинно- следственная связь между ними Делиюгоспо- собное лицо Вина; мотив, цель

2.25. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Причины правонарушения— это внутренние и вне-
шние факторы, побуждающие лицо к совершению право-
нарушения.

Причины правонарушений издавна интересовали фи-
лософов и юристов, но и сейчас они не имеют однозначно-
го объяснения. Существует несколько теорий причин не-
правомерных видов поведения.

Теологическая теория (развитая, в основном, в хрис-
тианстве) видит причину правонарушений в двойствен-
ности мира, который служит ареной борьбы Бога и дья-
вола. Бог и дьявол ведут спор из-за человека, за душу

человека. Бог взывает к лучшему и светлому началу че-
ловеческой души, а дьявол искушает разнообразными со-
блазнами. Поддавшись дьяволу и оказавшись во власти
одного или нескольких смертных грехов, человек стано-
вится на путь нарушения как божественных, так и чело-
веческих законов.

Из данной теории следует, что единственный путь уст-
ранения правонарушений — это религиозное воспитание
человека, покаяние тех, кто нарушил Божью заповедь.

Метафизическая теория (древнегреческие мыслите-
ли, немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр) утверж-
дает, что причины правонарушений лежат за пределами
человека и человеческого мира. Человеком руководят не-
кие безличные силы (судьба, рок, мировая воля), преодо-
леть которые он не в силах. Причем эти сверхъестествен-
ные силы, как правило, либо дуалистичны, соединяя в себе
и добро и зло, либо открыто враждебны добру. Так, Миро-
вая Воля у Шопенгауэра выступает как слепая и злая
сила, превращающая человека в подобие тигра или гиены.
Лишь охранительная функция права и государства пре-
дотвращает самоуничтожение человечества.

Перспективы преодоления правонарушений с точки зре-
ния данной теории весьма пессимистичны. Человечество
должно примириться с несовершенством миропорядка и
всего лишь попытаться уменьшить проявления зла.

Антропологические теории (итальянский кримина-
лист XIX в. Чезаре Ломброзо, (австрийский врач-психиатр
XX в. Зигмунд Фрейд) объясняют причины правонаруше-
ний психофизиологическими качествами человека: наслед-
ственностью, комплексом неполноценности, душевной бо-
лезнью и психическими аномалиями. С точки зрения сто-
ронников этого подхода к причинам правонарушений,
правонарушения — это не столько юридическая проблема,
сколько проблема психологии, психиатрии и медицины.
Правонарушитель нуждается в лечении, психологической
помощи, а наиболее опасным преступникам требуется изо-
ляция от общества.

Социологические теории (социалист-утопист Томас Мор,
юрист эпохи Просвещения Чезаре Беккариа, юристы соци-
ологического, в том числе — марксистского направления)
видят причины правонарушений в разнообразных обще-
ственных явлениях. Так, Томас Мор полагал главной при-
чиной правонарушений собственность. Беккариа считал






причиной нарушения законов бедность, резкое имуществен-
ное неравенство, несправедливый характер правовых и го-
сударственных институтов. Марксисты считали правона-
рушения порождением классового общества. Современ-
ные сторонники социологического подхода выделяют
несколько факторов-причин правонарушений: дегумани-
зация человека и общества в целом в результате научно-
технической революции; нарастающий разрыв между бед-
ностью большинства и роскошью меньшинства; межна-
циональные противоречия; разрушение традиционных
общественных связей в результате урбанизации, миграци-
онных процессов,, экономической и профессиональной кон-
куренции.

Социологические теории правонарушений являются
наиболее популярными и содержат наиболее реалистиче-
скую программу противодействия правонарушениям. Пра-
вонарушения всегда будут элементом общественной жиз-
ни, но их можно минимизировать, а то и предотвратить
путем социальных и государственных мероприятий. На-
пример, социальная политика государства, направленная
на преодоление бедности, способствует уменьшению коли-
чества имущественных преступлений.

Наши рекомендации