Революционно-демократическая программа А. Н. Радищева.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) – первый русский писатель-революционер, заложивший освободительные идеи и традиции в общественной деятельности российской интеллигенции. Будучи близок по своим историко-философским взглядам к плеяде русских просветителей, он отличался от них бескомпромиссным осуждением крепостничества как системы и монархии (в том числе и «просвещенной») как формы правления. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», – отмечал Радищев.
Несостоятельность крепостничества писатель доказывал с позиций теории естественных прав и договорного происхождения государства. Подобно Руссо, он считал, что возникновение государства связано с образованием частной собственности и, как следствие, появлением неравенства между людьми. Государство возникло как результат общественного договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных и соблюдения законности. При заключении договора народ является определяющей стороной, и он не мог согласиться на деспотию, рабство (крепостное право), мучительство, ибо это было бы противоестественно. Законы, издаваемые государством, должны основываться исключительно на естественном праве: «если закон не имеет основания в естественном праве», то он не может считаться законом. Основанием права является справедливость, а не сила. Крепостное право противоестественно: оно основано на насилии, к тому же противоречит общественному договору, поскольку он предполагал создание общества для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощение одной его части другой. По законам природы рабство в конечном итоге должно быть заменено вольностью.
Кроме того, по оценке Радищева, крепостничество и экономически несостоятельно, поскольку подневольный труд непроизводителен. С крепостничеством он связывал и падение нравов в обществе: и крепостников (бесчеловечие, жестокость и т.п.), и крепостных (унижение, порабощение, разорение).
С естественно-правовых позиций Радищев определяет и свое отношение к монарху, который обязан соблюдать общественное равенство, бороться против угнетения, несправедливости, существующих в обществе, следить за нравственностью («хранить нравы в чистоте»), пресекать преступления, не злоупотреблять данной ему народом властью. На самом же деле, отмечает Радищев, монарх «в народе зрит лишь подлу тварь». Он есть «первейший в обществе... убийца, первейший разбойник... первейший нарушитель общия тишины...». Потому Радищев признает за народом право на восстание, на революцию, на насильственное отстранение императора от власти. «Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон дает над преступниками».
Но рассуждая о правомерности насильственных действий во имя обеспечения справедливости, Радищев допускал и возможность проведения реформ сверху, включая и освобождение крестьян (хотя сам он сомневался, что императорская власть способна их осуществить). Здесь в Радищеве-революционере сказался Радищев-просветитель.
Революционно-демократическая трактовка идей естественного права позволила Радищеву создать проект «народного правления», основой которого должна была стать крестьянская община. Русские общинные порядки стали для Радищева аргументом в защиту своего социального идеала – демократической республики по образцу Новгорода и Пскова. При таком политическом устройстве обеспечиваются естественные права народа: свобода мысли, слова, охрана собственности и т.п. Радищев не поддерживал идею разделения властей, считая, что только народ может быть истинным Государем. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на территории России добровольной федерации городов-республик с вечевыми собраниями. Народ в этих городах постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, создавая таким образом предпосылки для сохранения свободы.
Экономической основой республиканского государства Радищев считал частную собственность на землю. Феодальная собственность на землю им отвергалась. Радищев первым в России выдвинул принцип: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает. «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель её?» Право народа на землю, по его представлению, являлось основой равенства людей.
Много внимания Радищев уделил разработке основ законодательства. Он придерживался демократических принципов и неоднократно подчеркивал, что все граждане должны быть равно зависимы от законов, что наказания должны осуществляться только по решению суда и что каждый гражданин имеет право быть судим равными ему по социальному статусу гражданами. Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, причем считал необходимым иметь суды гражданские, военные, духовные и совестные. Судьи не назначаются, а избираются гражданами.
Основные идеи Радищев изложил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). После её прочтения Екатерина II заявила, что её автор «бунтовщик, хуже Пугачева». Книга была запрещена и находилась под запретом до 1917г. Радищев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на 10 лет в Илимский острог. Это был один из первых смертных приговоров, вынесенных за революционные суждения и убеждения дворянину. В 1796 г. Павел I распорядился наряду с другими осужденными в период правления его матери вернуть из ссылки и Радищева. Позднее он был приглашен на государственную службу, привлечен к законодательной деятельности. Но видя тщетность своих попыток что-либо изменить в России и не желая заплатить за освобождение от каторги отказом от своих убеждений, в сентябре 1802 г. Радищев покончил с собой. Перед смертью он написал записку: «Потомство за меня отомстит».
Идеи Радищева нашли отражение в теоретической и практической деятельности революционеров и демократов ряда поколений. Как заметил Н.А. Бердяев, они «конструировали» тип русской интеллигенции, который свое общественное призвание видел в подготовке и осуществлении народной революции, призванной избавить крестьянство от страданий и унижений.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Политико-правовое обеспечение петровских реформ. Юридическое оформление абсолютной монархии.
2. Политико-правовые взгляды идеологов «просвещенного абсолютизма» в России.
3. Политико-правовое содержание «Наказа...» Екатерины П.
4. Особенности российской дворянской либеральной идеологии.
5. Идеология русского Просвещения.