Модуль 3. Русское централизованное государство (XIV-XVII вв.)

Семинарское занятие № 5

«Объединение русских земель вокруг Москвы

(XIV-первая треть XVI вв.)»

Цель занятия:

Рассмотреть процесс объединения русских земель вокруг Москвы и создания единого централизованного государства

Задачи

- Проанализировать процесс становления Москвы из отдельного княжества в государство.

- Выявить причины и факторы возвышения Москвы

- Проследить ход объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Основные термины, понятия:

Куликовская битва, «Стояние на реке Угре», «Задонщина», уезды, урочные лета, заповедные лета, Юрьев день, судебник, «Государь всея Руси», наместник, посадник.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Возникновение Москвы. Образование Московского княжества.

2. Борьба Москвы и Твери. Возвышение Москвы.

3. Отношение Руси и Орды (XIV-XV вв.). Куликовская битва. «Стояние на реке Угре». Окончание Ордынского владычества.

4. Междоусобица второй трети XV века. Причины, последствия

5. Формирование русского централизованного государства.

6. Царствование Ивана III и Василия III: цели, задачи, результаты.

7. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в начале ХVI в.

Одна из форм интерактивного занятия:

Подготовка презентации на тему «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Примерные варианты заданий:

1. Определить причины возвышения Москвы

2. Выявить предпосылки объединения русских земель и создания единого централизованного государства

3. Сопоставить политику московских и тверских князей по отношению к Орде.

4. Составить хронологическую таблицу процесса объединения русских земель.

5. Рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику Ивана III.

Контрольные вопросы:

1. Каковы были причины возвышения Москвы?

2. Чем отличалась политика по отношению к Орде московских князей от тверских?

3. Почему Москва победила Тверь?

4. Существовали ли предпосылки объединения русских земель?

5. Когда произошло окончательное свержение Ордынского владычества?

6. Почему Иван III получил титул «Государь Всея Руси»?

7. В чем заключаются особенности развития России при Иване III и Василии III?

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988

3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

Семинарское занятие № 6

«Правление Ивана IV. Смутное время»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие русского государства при Иване IV и в период Смутного времени.

Задачи

- Проанализировать правление Ивана IV

- Определить значение царствования Ивана Грозного для последующего развития русского государства

- Выявить основные причины Смутного времени

- Рассмотреть основные события Смутного времени

Основные термины, понятия:

Земский, Стоглавые соборы, нестяжатели и иосифляне, «Москва-третий Рим», Избранная Рада, опричнина, земщина, опричник, «Смутное время», шатровый стиль, самозванство, ополчение, Лжедмитрии, «служилые люди по Отечеству», «служилые люди по прибору», «семибоярщина», интервенция, казачество.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Личность Ивана IV

2. Внутренняя политика Ивана Грозного. Избранная Рада и опричнина.

3. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Ливонская война.

4. Оценки правления Ивана IV в исторической литературе.

5. Причины Смутного времени.

6. Самозванство на Руси в начале ХVII века. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

7. Семибоярщина и интервенция. Первое и второе ополчения.

Одна из форм интерактивного занятия:

Круглый стол на тему: «Иван Грозный: безудержный тиран или дальновидный правитель»

Примерные варианты заданий:

1. Определить основные направления внешней и внутренней политики Ивана IV.

2. Охарактеризовать развитие России в XVI веке.

3. Выявить основные причины перехода Ивана Грозного к опричнине.

4. Рассмотреть оценки отечественных историков правления Ивана IV.

5. Составить хронологическую таблицу периода Смутного времени.

6. Установить основные причины Смутного времени.

7. Рассмотреть феномен самозванства на Руси в начале ХVII в.

Контрольные вопросы:

1. Каковы характерные черты правление Ивана IV?

2. Почему Иван IV получил прозвище Грозный?

3. В чем на ваш взгляд причины введения опричнины?

4. Была ли альтернатива самодержавию во времена Ивана Грозного?

5. Каковы причины Смутного времени?

6. В чем состоят особенности Смутного времени?

7. Что такое самозванство и почему оно было распространено в Московском государстве в начале ХVII в.?

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988

3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

Семинарское занятие № 7.

«Россия при первых Романовых»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие русского государства в период правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых

Задачи

- Определить причины утверждения на русском престоле династии Романовых

- Проанализировать правление Михаила Романова

- Изучить правление Алексея Михайловича Романова

Основные термины, понятия:

Соборное уложение, церковный раскол, «полки иноземного строя», мануфактура, старообрядцы, верфь, троеперстие, приказ, раскол, «Бунташный век», дворяне, крепостное право, общероссийский рынок, ярмарка.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Окончание Смутного времени. Земский собор и избрание на престол Михаила Романова.

2. Внутренняя политика Михаила Романова.

3. Внешняя политика Михаила Романова.

4. Внутренняя политика Алексея Михайловича. Соборное уложение и церковная реформа.

5. Внешняя политика Алексея Михайловича. Воссоединение украинских и русских земель.

6. Предпосылки петровских преобразований.

7. Культура в XVII веке.

Одна из форм интерактивного занятия:

Посещение музея на тему «Русская культура ХVII в.»

Примерные варианты заданий:

1. Установить причины избрания Михаила Романова на русский престол.

2. Определить основные направления внутренней и внешней политики Алексея Михайловича.

3. Произвести анализ Соборного Уложения 1649 г.

4. Раскрыть историческое значение воссоединения русских и украинских земель.

5. Проследить взаимоотношения власти и Церкви в XVII в.

6. Выявить предпосылки петровских реформ.

7. Написать эссе по выставке «Русская культура в XVII веке»

Контрольные вопросы:

1. Кто помимо Михаила Романова претендовал на русский престол?

2. Какие направления внутренней и внешней политики можно выделить во времена правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых?

3. Каков характер развития России в XVII веке?

4. В чем состояла суть церковной реформы патриарха Никона?

5. Зачем было создано Соборное Уложение 1649 г.?

6. В чем причины размежевания между церковью и светской властью в XVII веке?

7. Каково значение объединения русских и украинских земель для последующего развития российского государства?

8. В чем на ваш взгляд состоят предпосылки петровских реформ?

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.- М., 1988

3. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

4. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

5. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

6. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

Наши рекомендации