Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.)
Семинарское занятие № 2
«Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства»
Цель занятия:
Изучить этногенез восточных славян, процесс образования и становления древнерусского государства
Задачи
- Раскрыть сущность проблемы этногенеза славян
- Выявить основные причины образования древнерусского государства
- Проследить развитие древнерусского государства в начальный период его существования
Основные термины, понятия:
Политеизм, тотем, норманнская теория, методология, «легенда о призвании варягов», монотеизм, переложная и подсечно-огневая системы земледелия, православие, полюдье, Русь, уроки, погост, «путь из варяг в греки», язычество.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Проблема этногенеза восточных славян. Историческая прародина славян.
2. Славянские племена: политический строй и основные занятия. Первые славянские города.
3. Язычество древних славян
4. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории.
5. Древнерусское государство при первых князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)
6. Военные походы Святослава.
7. Правление Владимира Святославовича
8. Предпосылки и значение принятия христианства. Крещение Руси.
Одна из форм интерактивного занятия:
Мозговой штурм на тему «Причины и последствия Крещения Руси»»
Примерные задания:
1. Проанализировать проблему прародины славян
2. Определить основные занятия восточных славян
3. Разрешить спор между норманистами и антинорманистами.
4. Написание реферата на один из вопросов, предложенных к подготовке к семинарскому занятию.
5. Законспектировать норманскую и антинорманскую теории происхождения Древнерусского государства.
6. Выявить причины и последствия Крещения Руси.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют теории происхождения славян? Где находилась прародина славян?
2. В чем суть политического строя и основных занятий восточных славян?
3. Кто считается основателем Древнерусского государства? Какие существуют теории происхождение Древнерусского государства?
4. Кто правил Древнерусским государством в Х веке?
5. Какие существовали предпосылки принятия христианства? Как сказалось принятие православия на последующем развитии Древнерусского государства?
Рекомендуемая литература к занятию:
1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.
2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.
3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.
4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.
6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993
Семинарское занятие № 3
«Древнерусское государство в XI-XIII вв.»
Цель занятия:
Раскрыть историческое значение, расцвет и закат государства Киевская Русь
Задачи
- Выявить факторы, способствующие расцвету Киевской Руси и факторы, которые привели её к упадку
- Раскрыть историческую роль наиболее ярких киевских князей: (Олег, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)
- Изучить культурное наследие Киевской Руси
Основные термины, понятия:
Закупы, рядовичи, челядь, смерды, люди, «Великое княжение владимирское», феодальная раздробленность, кириллица и глаголица, «Русская правда», вира, гривна, «Слово о полку Игореве», поучение, удел, Новгородская республика.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Расцвет Киевской Руси (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)
2. Русская правда как первый свод законов Киевской Руси
3. Закат Киевской Руси (Раздробленность. Причины, факторы, итоги)
4. Удельный период в развитии Руси: социально-экономическое и политическое развитие удельных земель
5. Новгородская «республика». Особенности развития.
6. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое
Гнездо. Политические портреты. Историческая роль.
7. Сословия Древней Руси
8. Культура Киевской Руси
Одна из форм интерактивного занятия:
Посещение Музея на тему: Древнерусская культура
Примерные задания:
1. Составить хронологическую таблицу событий российской истории с X по XIV века.
2. Проанализировать «Русскую правду», как первый свод законов на Руси.
3. Дать историческую оценку деятельности Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху.
4. Написать эссе на тему «Раздробленность на Руси: неизбежность или обусловленность негативными факторами».
5. Составить родословную Владимиру Мономаху или Александру Невскому.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются особенности развития Киевской Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе?
2. Какие существовали предпосылки для составления «Русской правды»? Чьи интересы отражала «Русская правда»?
3. Каковы предпосылки заката Киевской Руси?
4. В чем заключалась суть удельного периода в развитии Руси?
5. Каков характер развития русских земель в XII веке?
6. Чем отличался политический строй Новгородской республики от Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств?
7. Какие характерные черты культуры Киевской Руси в Х-ХIII вв.?
Рекомендуемая литература к занятию:
1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.
2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.
3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.
4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.
6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993
Семинарское занятие № 4.
«Татаро-монгольское нашествие»
Цель занятия:
Раскрыть историческое значение татаро-монгольского нашествия
Задачи
- Определить причины поражения русских земель в борьбе с монголами
- Рассмотреть развитие русских земель в Ордынский период
- Установить последствия Ордынского владычества на последующее развитие русского государства
Основные термины и понятия
Татаро-монголы, иго, курултай, баскаки, выход, нойоны, Золотая Орда, ярлык, ярлык на великое княжение, Чингисхан, улус, царь, рать, дань, тамга, бесермены, тумен.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в начале ХIII вв.
2. Образование монгольской державы. Чингисхан.
3. Битва на реке Калке. Поражение русских войск.
4. Нашествие хана Батыя на Русь. Установление Ордынского владычества
5. Русские земли в период Ордынского владычества: социально-экономическое и политическое развитие.
6. Последствия Ордынского владычества на дальнейшее развитие русских земель.
7. Развитие культуры в Ордынский период
Одна из форм интерактивного занятия:
Коллоквиум на тему «Причины и последствия Ордынского владычества», итоговое тестирование по модулю № 2 «Древнерусское государство (IX-XIII вв.)
Примерные задания:
1. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие русских земель в начале XIII в.
2. Установить причины поражения русских войск.
3. Составить хронологическую таблицу битв русских войск с монголами.
4. Дать оценку деятельности князей в период нашествия Батыя.
5. Определить закономерности развития русских земель в Ордынский период.
6. Установить последствия Ордынского владычества.
Контрольные вопросы:
1. Каковы характерные черты политического, социально-экономического развития русских земель в начале ХIII в.?
2. В чем заключались причины поражения русских войск на р. Калке?
3. Какие княжества подверглись разорению ханом Батыем?
4. Что собой представляло татаро-монгольское иго?
5. Как управлялись русские земли в период Ордынского владычества?
6. Каковы характерные черты развития русских земель в Ордынский период?
7. Какие последствия Ордынского владычества можно выделить?
Рекомендуемая литература к занятию:
1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.
2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.
3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с.
4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.
6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993