Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей

Большинство историков считает Древнерусское государст­во раннефеодальным, в котором характерные черты феодализма еще не получили полного развития и существуют многие показа­тели, свойственные ранним формациям. В Древнерусском госу­дарстве переплетались институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной.

Главой государства был киевский князь, которому подчи­нялись владетели других княжеств. Он был законодателем, пред­водителем войска, верховным судьей, управлял при помощи сове­та из других князей и дружинников, составлявших боярскую думу, состоящую из наиболее уважаемых старших дружинников.

Дружинаделилась на старшую (в нее входили бояре, му­жи) и младшую (членами ее были гриди, отроки, детские), с кото­рой князь советовался по всем вопросам. Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани и судебных пошлин. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников станови­лась земельными собственниками, ведущими свое хозяйство тру­дом закабаляемых крестьян. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины и делившая между собой дань, представляла формирую­щийся класс феодалов.

Власть князя была ограничена и элементами сохранивше­гося народного самоуправления. Народное собрание - вече - ак­тивно действовало в ГХ - Хпзв. и даже позднее, оно имело сильные позиции в Новгороде и ряде других городов.

В течение ГХ - ХI вв. под властью киевских князей закон­чилось объединение восточнославянских земель, в ряде которых местная знать оказывала значительное сопротивление, подавляе­мое вооруженным путем.

В укреплении Древнерусского государства важную роль играли правовые нормы.Наиболее ранними памятниками древ­нерусского права являются договоры киевских князей с Византий­ской империей (911, 944, 971 гг.), содержащие ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных.

Древнейший свод Руси представлен «Русской Правдой», под общим названием которой известны три памятника: «Краткая Правда», наиболее древняя, «Пространная Правда» (2-я половина Х11 в.) и «Сокращенная Правда», основанная на некоторых, не до­шедших до нас законодательных актах более древнего периода. «Русская Правда» представляет собой первое собрание обычаев, княжеских законов и приговоров, в котором говорится о мести за убийство, о наказании за побои и оскорбления, за кражу. Суд вер­шил сам князь, а там, где его не было, - наместник. Местом разби­рательства был княжеский двор, или князь чинил суд во время объезда своего княжества.

Помимо княжеского гражданского права существовали и памятники церковного права,определявшие долю церкви в кня­жеских доходах («десятина») и ряд тех преступлений, которые не рассматривались княжеским судом и передавались церковному. К ним относились семейные преступления, колдовство, богохульст­во (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод со­бак в церковь). Все эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

Христианство и церковь.Важнейшим итогом русско-византийских отношений в Х веке было принятие Русью христи­анства. До этого времени господствующей религией оставалось христианство. Старая дохристианская религия, языческая религия славян, с возникновением государства пришла в противоречие с новыми условиями общественной жизни и не могла выполнять главную функцию религии нового общества - освящать и укреп­лять существующий общественный порядок. С развитием общест­венной жизни и социальной структуры общества, с образованием неоднородного государства, язычество, как религиозная система, не могла идеологически обосновать происходящие перемены и объединить общество: власть и общество приобрели раннефео­дальный характер, а духовные отношения оставались родоплемен-ными.

«Повесть временных лет» уделяет особое внимание исто­рии принятия христианства. 988 год стал общепринятой датой принятия новой религии, когда князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и, под страхом наказаний, заставил креститься киевлян и всех русских. Властные структуры Руси получили в христианской религии мощное идеологическое средство, а в лице христианской церкви - новую политическую организацию, осуще­ствляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Приняв христианство, Древнерусское государство укрепи­ло экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляцию от внешнего мира, вызванную вероисповедальными различиями, и на основе христианских ценностей начала развиваться культурная и духовная жизнь страны.

Главой церкви на Руси являлся митрополит, подчинявший­ся константинопольскому патриарху. Киевская митрополия была разделена на Новгородскую, Полоцкую, Ростовскую и другие епархии. Митрополит и епископы владели землями, городами и селами. На содержание церкви князья давали «десятину», т. е. де­сятую часть своих оброков и даней.

Внешняя политика Руси.Внешняя политика Руси. Борьба с кочевниками в течение нескольких столетий была основной внешнеполитической задачей Древней Руси. На степной границе приходилось держать значительные военные силы. Организация обороны южной границы в общегосударственном масштабе спо­собствовала укреплению власти великих киевских князей, подни­мала значение Киева как центра борьбы с кочевниками.

Древнерусское государство было одной из крупнейших ев­ропейских держав, находилось в тесных политических, экономи­ческих, культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

Социальное, политическое и культурное развитие Руси происходило в тесном взаимодействии со своим ближайшим сосе­дом - Византией. Русско-византийские отношения РХ - ХI вв. -это сложный комплекс всесторонних связей, острых военных столкновений. Византия была удобным источником военной до­бычи для славянских князей и дружин. Византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в При­черноморье, а затем превратить Русь в зависимое от нее государ­ство особенно при помощи христианизации.

В период своего наивысшего расцвета, при Ярославе Му­дром (1031-1060 гг.) Древнерусское государство завязывает связи со многими странами Европы, возрастает его международный ав­торитет. Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Сам князь был женат на дочери шведского короля. Одна из его дочерей - Анна - стала королевой Франции, две другие дочери королевами Венгрии и Норвегии.

До Х1 в. сохранились сведения об отношениях отдельных земель Руси с варягами (разноязычными дружинами из северных стран). Основой связи Руси со странами Северной Европы остава­лись торгово-поморские отношения и служба скандинавских ви­кингов при русском дворе. Русь и страны Северной Европы могли иметь общие международные интересы в:

- поддержке торговли на Балтике;

- защите своих прав в Византии;

- охране торговых путей к арабам и др.

Что касается Руси и стран Западной Европы, то «Повесть временных лет» дает ясное представление об Италии, перечисляя ее жителей: римляне, венецианцы, генуэзцы, итальянцы в широ­ком смысле слова - древние римляне, волхва.

После установления государственных договорных отно­шений с Византией русские отряды, а затем и наемный корпус участвовали в антиарабских войнах Х в. на Крите и Сицилии, а также действовали в южной Италии - в Апулии и Калабрии про­тив норманнов.

Русские князья открыто ставили политические интересы выше церковных, вступая в широкие экономические, политиче­ские контакты с католическими державами, используя в своих це­лях иноземную служилую знать.

Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Пе­редней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Болдуи­на 1 ездил русский игумен Даниил.

Русско-французские отношения усилились при Ярославе Мудром, когда французский король Генрих I женился на дочери великого князя. Финансовая и моральная поддержка со стороны Руси могла пригодиться королю в тяжелой борьбе за единство Франции.

Название Руси на английских картах появляется в середине ХШ в. Саги сохранили традицию, согласно которой некоторые скандинавы служили и воевали как в Англии, так и на Руси.

Знакомство арабов с Русью определялось ее международ­ным положением. В течение полутора столетий славянская гвар­дия (Х - середина ХI вв.) играла заметную роль в истории борьбы за независимость арабского государства Египта. В Каире была из­вестна Славянская улица, в Палермо еще в 70-х гг. Х в. при арабах существовал Славянский квартал. Русские, посещавшие Алексан­дрию, Каир или Сицилию, могли найти этнически близкую среду.

Важнейшими международными событиями, как известно, были крестовые походы, которые касались и Руси. Так, во время 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Русь отозвала свой военный корпус из Византии. В Иерусалиме после завоевания его латиня­нами существовал русский монастырь. Король Болдуин тепло принял побывавшего здесь в составе большой русской дружины черниговского игумена Даниила. Во 2-м крестовом походе (1147­1149 гг.) русское войско вместе с поляками осуществило поход в сторону прибалтийского Поморья, но в то же время Русь была свя­зана и с другими участниками похода - через ее территорию в 1148 г. Возвращался чешский король Владислав II. В 3-м кресто­вом походе (1189-1192 гг.) Русь не принимала участия, а летописи отметили падение Иерусалима в 1187 году. 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), как и 2-й, был обращен в Переднюю Азию и При­балтику, а сама Русь с подвластными ей землями (неславянскими), стала его целью. На этот раз ей надо было думать не о походах на мусульман-арабов или на язычников Прибалтики и Причерномо­рья, а о защите своих владений и независимости.

Древняя Русь сыграла огромную роль в формировании по­литической карты Европы, так как:

- она участвовала в борьбе народов против арабского, ви­зантийского и германского владычества;

- приняла на себя главный удар тюркских кочевников;

- победа Руси, русского народа в борьбе с крестовым похо­дом шести стран, совпавшим с монгольским нашествием стала поворотным пунктом в исторических судьбах Европы.

Культура Руси Х-ХШ вв.

Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в ми­ровую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведе­ния литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков

В период становления и укрепления Древнерусского госу­дарства создается героический былинный эпос.Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал па­харь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сель­ских ополчений.

В Х веке на Руси возникает славянская письменность,созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славян­ском языках. На Русь были перенесены система знаков препина­ния, и умение делать материал для письма из кожи животных, со­ставлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллю­страциями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в Х1 в.

О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотностьбыла характерна не только для верхов общества, но и для простых гра­ждан, показателем которой являются берестяные грамотыХ1-ХШ вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию - это частные письма, завещания, счета, торговые за­писки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, на-пояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представ­ление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знани­ях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византий­ской культурой в Киеве и других городах началась работа по пере­воду и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литера­турой на старославянском, греческом, еврейском, латинском язы­ках.

В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столи­це и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI - началу ХП вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названи­ем «Повесть временных лет», литературную обработку историче­ское самосознание ее составителя.

Среди русской литературы ХП в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объедине­нию и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси.

Другое выдающееся произведение древнерусской литера­туры представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обще­стве и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников.

В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсут­ствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам. Под­тверждением сказанного может служить отрывок из послания Фе­дора Печерского князю Изяславу в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужаяаще то буде жидовин, или сарацин, или болга­рин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави». Талантливым и мудрым писателем был сам князь Владимир Мономах, которому принадлежит «По­учение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святосла­вичу и сочиненная им молитва. Написанные им произведения про­никнуты стремлением упорядочить государственную жизнь Руси, в которой уже проявлялись признаки распада единства. Мономах призывает князей довольствоваться своим уделом, даже если он мал, учит князей уважать старших и покровительствовать млад­шим. Страстная политическая направленность сочинений Моно­маха, их художественные достоинства, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных произведений древнерусской литературы.

В Х11 в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы и др.

В Х1 в. высокого искусства достигла церковная пропо­ведь.Широкой известностью пользуется «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Ру­си, прославляет русских, их крестителя князя Владимира IСвято­славовича.

Выдающимися показателями древнерусской культуры яв­ляются памятники архитектурыХ1-ХШ вв., которые сохрани­лись в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Рус­ские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, во­шедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых сле­дует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), цер­ковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.).

Живописьна Руси существовала издавна. Под византий­ским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниа­тюра.

Прикладное искусствоДревней Руси достигло высочай­шего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Осо­бенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляю­щая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» прово­лок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные брасле­ты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Ев­ропе как «резьба тавров» или «резьба русов».

Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины образования государства на Руси

2. Что являлось экономической основой Древней Руси?

3. Дайте характеристику основным видам землевладения

4. Как можно охарактеризовать политический строй Древнерус­ского государства?

5. Перечислите основные категории населения Руси

6. Определите основные направления внешней политики

7. Какое значение для Руси имело принятие христианства?

8. Какие иноземные силы представляли опасность. В чем вырази­лась эта опасность?

9. Какова роль Древнерусского государства в формировании поли­тической карты Европы?

Литература

1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005.

2. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и поли­тиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999.

3. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000.

4. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Элек­тронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

5. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

6.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хре­стоматия по истории России. - М., 1999.

7.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999.

Наши рекомендации