Формирование и развитие древнерусского государства

Предмет истории , функции, методология, источники изучения

Предметизучения исторической науки –закономерности процесса развития человеческого общества в целом и особенности отдельных наций и государств.

Функции1. Познавательная, т.е. познание самих фактов истории и осмысление их закономерностей.

2. Воспитательная, подразумевающая прежде всего формирование гражданского самосознания и морально-политических ценностей, важнейшей из которых является патриотизм.

3. Прогностическая, означающаямоделированиеисторического процесса, «прогноз на будущее» при заданных условиях, опираясь на исторический опыт, известные аналогии.

Источники

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы.

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные. Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) Законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных

б) Служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику.

в) Различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т.д.

е) Старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас от тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

Методы изучения

1. Общенаучные методы, наиболее распространенные из них –логические: а) индукция (путь умозаключений от частного к общему), б) дедукция (от общего к частному).

2.Специальные исторические методы познания. Общепризнанным среди них является историзм, т.е. анализ и оценка событий и явлений с учетом особенностей изучаемой эпохи (культурно-исторических, социально-психологических и иных).

Формирование и развитие древнерусского государства

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н. э.
К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.) . Это поляне (вдоль западного берега Днепра) , древляне (к северо-западу от них) , ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов) , кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины) , вятичи (по берегам Оки) , северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю) , а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.
— крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева; — в формировании Древне т. ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;
— варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;
— что касается названия «Русь» , то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру) . Высказываются на этот счет и другие мнения.
В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912—945) успешно воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980—1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.) . Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.
Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.

Наши рекомендации