Состояние здоровья в тюрьмах
Служба здравоохранения в пенитенциарных учреждениях также находится под контролем Министерства
юстиции Приднестровья; доктора и медсестры там считаются частью тюремного персонала. Ресурсы
ограничены, и эксперт счел санитарную ситуацию, особенно в тюрьме в Глинное, как вызывающую
тревогу, а уровень здравоохранения там – не соответствующим стандартному. Ограничена связь с
гражданской системой здравоохранения, что приводит к недостаточному охвату диагностированием и
лечением.
Эксперту сообщили, что трое заключенных умерли от туберкулеза (TБ), находясь в тюрьме № 1, и что на
тот момент было еще 24 других зараженных. Их содержали в изоляции от других заключенных, но не
изолировали друг от друга.
В тюрьме № 2 эксперту сообщили, что у 30 заключенных была «открытая» форма туберкулеза. Их
содержали по четыре-шесть человек в специальных комнатах, и там были еще и другие комнаты для
людей с «латентной» формой TБ. Эксперту сказали, что лица с мультирезистентной инфекцией (MDR)
содержатся отдельно.
В тюрьме предварительного заключения № 3 было девять пациентов с TБ; у пяти из них была инфекция
MDR.
Ситуация с TБ в тюрьмах очень серьезна. Хотя были предприняты шаги для того, чтобы изолировать
зараженных от других заключенных, они не изолированы друг от друга, что увеличивает риск
последующих случаев MDR.
TБ может распространиться и в обществе через зараженных бывших заключенных, программа лечения
которых не была завершена. Тюремная администрация обязана сообщать местной больнице о таких
случаях, но длительное лечение остается выбором пациента.
Лекарства против более серьезных форм инфекции являются дорогостоящими, но это в интересах
пациента, также как и общества в целом, поэтому необходимо делать эти инвестиции.
Другая значительная проблема со здоровьем в тюрьмах – ВИЧ/СПИД. В тюрьме № 2 эксперту сообщили,
что у них на тот момент было 40 зараженных ВИЧ. В других посещенных учреждениях цифры были не
настолько точны, хотя, очевидно, в них также было много случаев заболеваний.
В тюрьмах работают Программы по снижению вреда и лечение антиретровирусными средствами (ARV),
в том числе и в учреждениях предварительного заключения. Доступ к ARV и лечению
оппортунистических инфекций зависит от того, раскроют ли люди свой ВИЧ-статус. Это требует
возможности конфиденциального и добровольного тестирования на ВИЧ, также и в тюрьмах.
Недостаточность человеческих ресурсов и ограниченность возможностей работающего сегодня
медперсонала создают преграды в плане получения доступа к качественным медицинским услугам в
пенитенциарных учреждениях. Стандарт здравоохранения в тюрьме в Глинное, показался эксперту
особенно низким во всех отношениях, включая ведение учета и превентивные меры, такие как
соблюдение диеты. Были жалобы на качество еды, в основном, что она горькая.
Когда власти лишают человека свободы, они берут на себя ответственность и за охрану здоровья этого
человека. Кажется очевидным, что Министерство здравоохранения Приднестровья должно иметь больше
влияние на положение со здравоохранением в пенитенциарных учреждениях. Объединённая программа
ООН по ВИЧ/СПИДу отметила, что сотрудничество между тюремной администрацией, Тираспольским
Институтом TБ и Министерством здравоохранения в Приднестровье ограничено. Последствие – лечение
и уход не соответствует стандартам, а также низкий уровень обращений за медицинской помощью после
освобождения.
28
Комментарии
Система пенитенциарных учреждений должна быть полностью реформирована. ОВКПЧ может
представить руководящие принципы по международным правовым стандартам для защиты лиц,
лишенных свободы, а также базовые принципы, регламентирующие арест и заключение.14
Эти руководящие принципы могут послужить основой для будущих тренингов в этой области.
Первым шагом должно стать обеспечение снижения количества заключенных.
Предварительное заключение должно стать последним средством, необходимым для обеспечения
надлежащего расследования или препятствия тому, чтобы подозреваемый скрылся от суда, если в этом
плане есть конкретный и очевидный риск. Даже в таких случаях необходимо обеспечивать гуманные
условия содержания, включая возможность для задержанного поддерживать контакты с семьей.
Закон предусматривает освобождение под залог, и это опробовано в нескольких случаях; этот подход
должен использоваться и далее.
Изменения в Уголовном кодексе, вероятно, приведут к дальнейшим освобождениям из заключения.
Однако необходимо предпринимать дальнейшие шаги для того, чтобы обеспечить обоснованность
наказаний соразмерно серьезности преступлений. Например, эксперт полагает, что наказания слишком
серьезны в случаях владения и потребления легких наркотических веществ, в частности марихуаны.
Наказание должно быть серьезным за торговлю и продажу опасных видов наркотиков, которые
представляют опасность для общества. Наказания за другие виды преступлений также очень
непропорциональны, как это отмечалось выше в отношении приговора, вынесенного по делу о гадании.
Обязательство развивать опекунские виды наказания, если оно будет осуществлено, стало бы еще одним
положительным шагом, также как и другие меры, связанные с совершенствованием чрезвычайно
карательной природы существующей системы, которая привела к высокому показателю рецидивизма.
Приднестровью нужна система ювенальной юстиции. Лишение свободы должно рассматриваться как
самое последнее средство, а социальная реабилитация, как приоритет для всех лиц в возрасте до 18 лет.
Есть много международных стандартов, включая Конвенцию ООН о правах ребенка и минимальные
правила ООН, разработанные для ювенальной юстиции, стандартов и руководящих принципов, которые
могли бы быть полезны при создании надлежащей системы. Постоянное сотрудничество с ЮНИСЕФ в
этой области было бы чрезвычайно полезным.
Уменьшение числа заключенных обеспечило бы больше возможностей для улучшения условий
содержания в пенитенциарных учреждениях. Здравоохранение должно быть улучшено, а компетенции
Министерства здравоохранения Приднестровья использованны в таких усилиях более полно.
Для подготовки заключенных к жизни в обществе после освобождения должен быть разработан более
системный подход. Это, в свою очередь, означает, что необходим иной подход к вопросу о праве
заключенных на то, чтобы поддерживать регулярные контакты с членами семьи во время пребывания в
заключении.
Жестокие дисциплинарные меры должны быть отменены, а персонал должен приниматься на работу и
обучаться методам решения повседневных проблем, с соблюдением достоинства и справедливости. Один
прокурор должен иметь поручение контролировать ситуацию в тюрьмах и учреждениях
предварительного заключения, каждое из них необходимо посещать, по крайней мере, один раз в десять
дней. Он должен собирать устные и письменные жалобы у заключенных. Омбудсмен будет проводить
похожую программу. У эксперта создалось впечатление, что эта функция должна быть усилена, а
рекомендации этих контролирующих лиц должны восприниматься серьезно.
14 Организации Объединенных Наций, Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ),
Права человека и тюрьмы: обучение правам человека руководство для сотрудников пенитенциарных
учреждений Организации Объединенных Наций: Нью-Йорк и Женева, 2005 год.
29