Состав административного правонарушения

Подсоставом административного правонарушенияпонимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Из сказанного следует, что административное правонарушение состоит из объективных и субъективных признаков. В понятие объективных признаковвключаются объект и объективная сторона, субъективных-- субъект, субъективная сторона. Общепризнанно, что в любом практически полезном действии или бездействии имеются названные элементы, ибо они образуют единство внешней деятельности человека и его сознания. Элементы правонарушения получают правовое закрепление, а следовательно, образуют юридическое понятие о правонарушении.

Субъектомправонарушения выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В РБ названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.

Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные(особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.).

Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах - умысел и неосторожность.

Реализация воли правонарушителя посредством совершения им конкретных действий приводит к определенным изменениям в реальной действительности. Поэтому необходимым элементом правонарушения является объект, т.е. социальная сфера, которая испытывает негативное воздействие противоправных деяний. Такой сферой в теории права признаются общественные отношения. Объект правонарушения, таким образом, означает сферу общественных отношений, урегулированных нормами права. Вредоносное воздействие на объект правоотношения оказывают действия правонарушителя, которые составляют четвертый элемент правонарушения - его объективную сторону.

Общие положения об административной ответственности

Под административной ответственностьюпонимается такая разновидность юридической ответственности (на­ряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), кото­рая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-пра­вовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

1. Она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют само­стоятельный институт административного права.

2. Основанием административной ответственности яв­ляется административное правонарушение.

3. За административные правонарушения предусмотре­ны административные взыскания.

4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц.

5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей.

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

7. Меры административной ответственности применя­ются в соответствии с административно-процессуальным законодательством.

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвра­тимости ответственности, виновной ответственности, спра­ведливости и гуманизма.

Субъект административной ответственности- это фи­зическое или юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное адми­нистративное правонарушение. Административная ответс­твенность отличается большой численностью субъектов с различным правовым статусом.

Способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых лиц не с момента рождения, а по достижении определенного возраста. Такой оптимальный возраст, по мнению специалистов, наступает

в 16 лет. В то же время, за некоторые деяния законодатель­ством предусмотрена ответственность с 14 лет.

Наши рекомендации