Выполнение упражнения разбивается -- на три фазы.
Первая фаза: обучаемые вступают в «боестолкновение» с мишенями в соответствии со сценарием.
Вторая фаза: пробоины на мишенях (в случае наличия таковых[2]) отмечаются. Мишени расставляются в соответствии с имевшими место в ходе первой фазы перемещениями обучаемых. Обучаемые вступают в «боестолкновение» с мест, где в первой фазе находились установленные ими мишени.
Третья фаза: обучаемые делятся на две части и занимают исходные позиции сторон (одна часть вместо мишеней). Предварительно тщательно проверяется отсутствие патронов в оружии. Затем стороны «общёлкивают» друг друга в соответствии со сценарием.
Третье главное упражнениедаёт незаменимый опыт понимания возможностей взаимного обнаружения и степени серьёзности влияния форм местности и местных предметов на эффективность применяемого оружия.
Это также единственный способ поставить навык сосредоточения огня подразделения по приоритетной цели и организованного открытия и прекращения огня при сохранении кругового наблюдения.
Чрезвычайная дороговизна данного упражнения компенсируется тем, что для каждой ситуации достаточно 1-2-х выполнений (с перерывом на Первое главное упражнение). В случае, если один и тот же сценарий отрабатывается на одной и той же местности большее число раз, существует серьёзный риск, что обучаемые начнут относиться к занятию как к спектаклю, в котором главное формально отыграть роль. Такая установка возможна и исходно, если обучаемые являются «отличниками по жизни» и всегда настроены на получение формальных оценок. С целью профилактики данных настроений руководителю целесообразно предварять занятия словесными/телесными оскорблениями обучаемых и/или стрельбой боевыми патронами вблизи от их жизненно-важных органов. Приемлемой заменой являются и другие действия, сопряжённые с реальной угрозой жизни и чести обучаемых (в норме человеку честь дороже жизни). Боевая обстановка является одной из высших форм оскорбления человека (противник относится к нему не более как к мишени) и поэтому оскорбления и реальные угрозы жизни дают вполне адекватные ощущения для подготовки к бою. Успешное культивирование Второго главного упражнения позволяет обывателю ознакомится с ощущением реальной опасности, а также научится оценивать происходящее на телеэкране с целью выявления постановочных сцен.
Повторимся, что хотя описанные упражнения и обладают самостоятельной психотерапевтической ценностью, и могут в слегка модифицированном виде применяться для подготовки к любой коллективной деятельности, основная их цель - изучение и освоение принципов излагаемых далее.
Основной принцип
Можно было бы, конечно, начать от греческих фаланг и римских когорт, благо принципиальные задачи войны, тем более повстанческой войны, с тех пор не менялись - заставить противника прекратить сопротивление и затем уничтожить его[3]. Однако в ущерб красотам мы изъясним основы на примерах куда более близких к нам и поэтому более доступных.
Практически всякий обыватель, росший в благословенное советское время, знает, что такое групповая драка. Всякий, кто вырос не в чудесных сталинках центра города, неподалёку от райкомовского магазина, если не лично участвовал, то, по крайней мере, видел, что такое «Двор на двор», «класс на класс» и т.п. Поэтому мы сначала объясним основной принцип на этом общедоступном примере, а затем уже перенесём это знание, не побоюсь этого слова, алгоритм, на более серьёзные способы вооружённой борьбы.
Дело в том, что пока в войне участвуют люди, а не роботы, война, в основе своей, остаётся той же самой дракой. Да, постоянно совершенствующее оружие существенно меняет дистанции и скорости. Но на самых важных уровнях. На уровнях организации и личных переживаний это всё та же драка. В сумме с боевой подготовкой эти уровни и составляют тот самый «человеческий фактор», который, как правило, определяет победивших и проигравших в конфликте. Иногда к «человеческому фактору» плюсуется фактор вооружения, но, особенно в повстанческих, революционных войнах, «иногда - это не всегда».
Итак, драка. Драку двух собравшихся без предварительной подготовки толп понять очень несложно. Фактически дерутся только отдельные бойцы, остальные им только мешают. Иногда (если дело происходит в узком пространстве) толпы сходятся настолько плотно, что драка переходит в некую свалку-толкалку-топталку (так как нанести удар даже ножом в условиях, когда на тебя сильно давят в спину, очень сложно), в которой фактически побеждает тот, кто давит сильнее и меньше нервничает при необходимости идти по головам упавших товарищей. Организаторы таких драк целиком зависят от своей способности завести толпу и везения. Причём, фактор везения часто приобретает совершенно неподобающее для него значение. Буквально несколько человек, спокойно идущих по головам, оказавшись в нужный момент, в нужном месте могут легко повернуть исход дела в совершенно противоположном направлении.
Повстанческие войны, организованные по такому принципу, можно было одно время[4] наблюдать в Африке. Выигрывало в них, как правило, правительство, которое в силу опытности успевало перебросить поближе к жизненно-важным центрам противника подразделения, хоть как-то умеющие обращаться с тяжёлым вооружением. Затем следовал слом воли противостоящей толпы массовыми потерями и избиение отказавшихся от сопротивления младенцев. Иногда в буквальном смысле.
Более продвинутым способом драки является -- применение боевой линии - «Стенки». В этом случае дерутся практически все участники стенки. Тех, кто трусит и уклоняется от боя заметны и, соответственно легко наказуемы. В случае, если имеются вторая и третья линия боевого порядка, от них тоже есть польза -- они заменяют потери первой линии.
У неорганизованной толпы против такого построения -- НЕТ никаких Шансов. Именно за это его так любит ОМОН и прочая «райот полис». Однако, если речь идёт о столкновении двух организованных вооружённых сил, бой превращается в «Игру» резервами и тяжёлыми вооружениями.