Национализм и политические протесты спортсменов на олимпийских играх

Как уже отмечалось, начиная с Игр I Олимпи­ады (1896 г.) и до наших дней разные государства (прежде всего те из них, чьи города становились организаторами Игр) стремились использовать успехи в олимпийских соревнованиях как для националь­ной самоидентификации, так и для утверждения превосходства над другими нациями и странами.

В связи с этим те или иные силы, мотивируя свою позицию необходимостью противодействия проявлениям национализма в олимпийском движе­нии и олимпийском спорте, предлагали отказаться от выступлений олимпийских делегаций стран- участниц Игр на параде во время церемонии их от­крытия под национальными флагами государств, не исполнять государственные гимны и не поднимать национальные флаги стран во время церемоний награждения, убрать надписи с названиями стран со спортивной формы участников Игр и т. д.

Однако и МОК (не говоря уже о национальных олимпийских комитетах), и сами спортсмены-олимпийцы негативно отнеслись к подобным пред­ложениям о “денационализации” Олимпийских игр, соответствующим образом мотивируя непри­емлемость таких идей в олимпийской системе.

Вопрос “денационализации” Олимпийских игр стал особенно острым после бойкотов Олимпий­ских игр в Москве (1980 г.) и в Лос-Анджелесе (1984 г.). В начале 1986 г.в американском журнале “Physical Education” была опубликована статья Н. Кристи, в которой отмечалось, что сборные ко­манды, государственные гимны и флаги, помпез­ность церемоний — все это носит подчеркнуто на­ционалистический характер и тем самым противо­речит официально признанной цели Игр, заключа­ющейся в устранении межнационального антаго­низма. Особенно беспокоил автора этой статьи факт “идентификации спортсменов со своей стра­ной”.

Совершенно прав был президент Олимпийского комитета США (USOC) Р. Хелмик, который в 1981 г. в речи на XI Олимпийском конгрессе в Ба­ден-Бадене отметил, что “наивно полагать, что, за­менив национальные флаги флагом МОК, а нацио­нальные гимны — олимпийским, мы решим все по­литические проблемы, связанные с ростом нацио­нализма во время Игр” [96).

Да, национализм никогда не был чужд Олим­пийским играм, но главное в этой проблеме, чтобы чувство гордости за свою нацию не перерастало в националистическое чувство ненависти к другим нациям, в оголтелый шовинизм, который чужд са­мой природе спорта и идеалам олимпизма.

Понятия “спорт”и“политика” не могут быть отделены одно от другого. Бесспорно, спорт — это политика, но она должна быть направлена на взаи­мопонимание, мир и дружбу между народами. Не будет преувеличением сказать, что прогрессивное человечество видит в спорте одно из самых лучших средств сближения между народами.

Тем не менее, в истории олимпийского спорта и Олимпийских игр были случаи политических про­тестов (как индивидуальных, так и групповых). Например, на проходивших в Мельбурне в 1956 г. Играх XVI Олимпиадывенгерские спортсмены в знак протеста против подавления советскими вой­сками антикоммунистического народного восста­ния в Венгрии отказались на церемонии открытия Игр-1956 идти под флагом Венгерской Народной Республики, а после завершения Игр некоторые спортсмены не пожелали возвращаться в свою страну, к руководству которой пришли просовет­ские силы, и остались за рубежом.

Выдающаяся чехословацкая спортсменка, абсо­лютная чемпионка Игр XVIII и XIX Олимпиад (1964 и 1968 гг.)по спортивной гимнастике Вера Чаславска резко выступила против подавления “Пражской весны”, когда в августе 1968 г. в Чехосло­вакию вторглись войска СССР и еще нескольких поддержавших советское руководство стран-участниц Варшавского договора. Во время олимпийских соревнований в Мехико, проходивших в октябре 1968 г., Чаславска, стоя на пьедестале почета, опус­тила голову и демонстративно отвернулась, когда поднимался флаг СССР и исполнялся советский гимн.

Во время соревнований по дзюдо на Играх XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинахдвукратный чемпион мира, фаворит в весовой категории до 66 кг иранец Араш Миресмаэли, узнав, что по ре­зультатам жеребьевки ему предстоит в первом же круге соревнований встречаться с израильтянином Эхудом Ваксом, заявил, что отказывается от участия в соревнованиях (Иран на государствен­ном уровне не признает Израиль и относится к не­му с нескрываемой враждебностью). При этом Араш Миресмаэли, который на торжественной це­ремонии открытия Игр-2004 в Афинах нес флаг Ирана, так прокомментировал свой демонстратив­ный поступок: “Я тренировался много месяцев, был в отличной спортивной форме, но отказался бо­роться с израильским соперником, тем самым вы­разив поддержку народу Палестины. Расстроенным я себя нисколько не чувствую”. Президент Ирана Мохаммад Хатами похвалил спортсмена за его “по­литический шаг”.

Хотя во многих странах поступок иранского дзюдоиста на Играх-2004 в Афинахбыл расценен как воплощение антисемитизма, в самой стране Араша Миресмаэли после его возвращения из Афин встретили с почетом, а НОК Ирана вручил ему денежную пре­мию в сумме, эквивалентной 125 тыс. долларов США, — столько же, сколько предназначалось каж­дому иранскому спортсмену, ставшему в Афинах олимпийским чемпионом.

Наши рекомендации