Основу курса составляют проблемные лекции.

Формы отчетности, обязательные для сдачи студентом Количество
Презентации
Рефераты
Практические занятия
Точки рубежного контроля По мере изучения тем ( контрольные работы)
Итоговая аттестация Зачет

Тематический план

освоения дисциплины «ИСТОРИЯ»

№ тем   Наименование разделов   Кол-во часов В том числе ПЗ В том числе самостоятельная работа
  Первый курс      
  I раздел      
  Развитие СССР и его место в мире 80-е годы XX века
    1.   Основные тенденции развития СССР к концу 80 годов XX века. Культурное развитие и внешняя политика СССР.  
1.1 Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 годов. Особенности идеологии, национальной и социально- экономической политики          
1.2     Культурное развитие народов СССР и русская культура. Внешняя политика СССР Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»          
  Практическое занятие      
    Самостоятельная работа    
2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине XX века
2.1 Политические события в Восточной Европе    
  2.2       Отражение событий в Восточной Европе. Ликвидация СССР. Образование СНГ     Практическое занятие            
  Самостоятельная работа      
  II раздел      
  Россия и мир в конце XX-начале XXI веков    
3. Постсоветское пространство в 90 годы XX века
3.1 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы      
3.2 Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) в разрешении конфликтов между странами.    
3.3     Р.Ф и планы международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России      
    Практическое занятие        
  Самостоятельная работа        
4. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
4.1 Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и др.      
4.2 Внутренняя политика на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом в этом регионе.      
4.3 Изменения в территориальном устройстве Р.Ф.      
  Практическое занятие      
    Самостоятельная работа      
5. Россия и мировые интеграционные процессы. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе
5.1     Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда, глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Участие России в этом процессе.      
      Практическая работа      
  Самостоятельная работа    
6. Развитие культуры в России
6.1     Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»      
6.2     Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и различные молодежные движения.      
    Практическая работа      
    Самостоятельная работа      
7. Перспективы развития Р.Ф в современном мире
7.1   Перспективные направления и основные проблемы развития Р.Ф на современном этапе      
7.2 Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития      
  7.3     Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и свободу человека    
    Практическая работа      
  Самостоятельная работа      
    Зачет    
  Итого за курс обучения
  Максимальная нагрузка

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Основное содержание темы Содержание практических занятий Самостоятельная работа студентов
Культурное развитие СССР в конце XX века. Внешняя политика СССР. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов СССР и русская культура. Внешняя политика СССР Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»   Анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики СССР к началу 1980годов. 2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры. 3. Анализ исторических и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности — советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В. Андропова, К.У. Черненко». ( по выбору: сообщение, эссе, презентация, реферат)
2. Отражение событий в Восточной Европе Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Политические события в Восточной Европе в конце XX века. Отражение событий в Восточной Европе: Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария, Румыния. Ликвидация СССР. Образование СНГ.   1.Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. 2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей. 3.СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий Предложите (в объеме 2-3стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Сделайте презентацию. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ — в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе, на Украине. Ответ обосновать. ( любое задание по выбору: сообщение, эссе, презентация, реферат )
3. Участие международ­ных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфлик­тов. Р.Ф в планах международных организаций. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) в разрешении конфликтов между странами. РФ и планы международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.   Работа с историческими документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. 2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. 3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах Работа с историческими документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. 2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. 3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах ( любое задание по выбору в форме: эссе, реферата, сообщения, презентации)
4. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.   Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ. 2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта. 1.Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ обосновать. 2. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 — 2014 гг. (задание на выбор в форме: эссе, сообщения, реферата, презентации)
5. Россия и мировые интеграционные процессы. Формирова­ние единого образовательного и культурного пространства в Европе Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе 1.Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. 2. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX — начала XXI вв. (задание по выбору в форме: эссе, сообщения, реферата, презентации)  
6. Тенденции сохранения национальных, рели­гиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультур­ности» и молодежные экстремистские движения. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и различные молодежные движения. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». 2. Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. 3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. 1.Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. 2.Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? Подготовка сообщений или презентаций о развитии культуры, образования, здравоохранения Новосибирской области в конце XX-начале XXI веков. (задание по выбору в форме: эссе, сообщения, реферата, презентации)
7. Территориальная целостность России. Инновационная деятельность — приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравст­венных ценностей и индивидуальных свобод человека.Перспективные направления и основные проблемы развития Р.Ф на современном этапе Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и свободу человека   1.Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. 2. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. 3. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. 1. Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР — России на протяжении 1980-2000 гг?( сообщение) 2. Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России 3. Напишите эссе о путях и средствах формирования духовных ценностей общества в современной России. (по выбору)

Контрольные задания

для проведения текущего контроля

Условия выполнения заданий:

Письменная работа по вариантам проводится в течение 20 минут после

изучения темы.

Наши рекомендации