Способы, типы и методы правового регулирования
В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет.
Дозволение — это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.
Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.
Запрет— обязанность'не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом. Таким образом, можно говорить о двух основных способах регулирования. Нормы права или предоставляют субъекту в тех или иных ситуациях юридическую возможность (субъективное право) совершения каких-либо действий, или возлагают на субъекта активную либо пассивную обязанность (запрет). Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обя-
занность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия. Управомоченный по своему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора. Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответствующие действия.
Типы правового регулирования — это определенное сочетание способов регулирования, дозволения, обязывания и запрета.
Общедозволителъный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение. Он обычно формулируется так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т. д.). Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это привело бы к неупорядочению их деятельности и т. п.
Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается. Например, запрещена регистрация^ брака лиц, не достигших совершеннолетия, хотя в отдельных случаях органами местной администрации такое разрешение может быть дано. Отметим, что в органах внутренних дел существует разрешительная система, должностные лица которой занимаются тем, что дают разрешения на что-либо (приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия и др.).
Разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо тогда каждый раз пришлось бы испрашивать у вышестоящего органа разрешения на совершение тех или иных действий. А это мешало бы любой их инициативе.
Указанные два типа применимы лишь к регулированию отдельных видов отношений. Между тем субъекты права не просто вступают в конкретные правоотношения, совершают
отдельные действия, а осуществляют определенный вид деятельности как большой совокупности разнообразных действий, вступают в различные отношения с широким кругом других субъектов. Таким образом, эти два типа регулирования оказываются явно недостаточными, т. е. не охватывают все типичные случаи регулирования.
Дозволительно-обязывающий тип регулирования основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам. Его можно сформулировать так: дозволено только то, что предписано законом.
Метод правового регулирования — это определенная совокупность способов, типов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права. Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового положения субъектов (например, субъекты гражданского права равноправны, административного — находятся в отношениях властеподчинения и т. п.), оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве — сделки, в уголовном — преступления, в административном — акты соответствующих органов и административные проступки и т. д.). В характере санкций (наказания — в уголовном, административные взыскания — в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков и т. д. — в гражданском праве).