Виды и объем государственной итоговой аттестации
Продолжительность государственной итоговой аттестации в соответствии с учебным планом составляет 4 недели (6 ЗЕТ/ 216 часов). Итоговая государственная аттестация проводится: на очной форме обучения – на 2 курсе в 4-ом семестре, на заочной форме обучения – на 3 курсе в 5 семестре.
Видом государственных итоговых испытаний в соответствии с ОП по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление магистерская программа «Региональное управление» является защита выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Выпускная квалификационная работа
Результаты освоения ОП ВО
Таблица 2.
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты освоения ОП ВО |
ПК-3 | способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями | Знать: З1 – основы организационного проектирования; З2 - правовые и организационные основы деятельности органов публичной власти; З3 - методологию функционального анализа. |
Уметь: У1 - разбивать работу на этапы, определять время, необходимое на ее выполнение; У2 - выявлять неэффективные процедуры и разрабатывать пути их усовершенствования; У3 - выявлять риски, связанные с изменениями, и управлять ими. | ||
Владеть: В1 - навыком составления текущих и перспективных планов достижения цели структурного подразделения с учетом необходимых ресурсов, возможных изменений обстоятельств и влияния внешних факторов; В2 - навыками кадрового планирования с учетом организационных целей. | ||
ПК-4 | владение способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления | Знать: З1 – принципы прогнозирования, планирования и программирования в государственном и муниципальном управлении; З2 – методологию стратегического планирования в области государственного и муниципального управления |
Уметь: У1 - определять проблемы и возможные причины их возникновения; У2 - формулировать и выбирать альтернативы решения, принимая во внимание характер поставленной задачи и возможные последствия. | ||
Владеть: В1 – навыками разработки стратегии в сфере профессиональной деятельности. В2 – навыками выявления неэффективного использования ресурсов и оптимизации их распределения. | ||
ПК - 11 | способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников | Знать: З1 – принципы работы с информацией; З2 - принципы обеспечения информационной безопасности. |
Уметь: У1 - классифицировать разнородную, неструктурированную информацию в группы в соответствии с выделенным параметром (критерием, принципом). | ||
Владеть: В1 - навыками работы с разнородными данными (статистическими, аналитическими), большим объемом информации, быстро переключаться с анализа одного материала на другой. | ||
ПК-12 | способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач | Знать: З1 – информационно-коммуникационные технологии, применяемые в деятельности органов власти; З2 – принципы электронного правительства. |
Уметь: У1 – использовать информационно-коммуникационные технологии при решении профессиональных задач, выполнении функций органов власти. | ||
Владеть: В1 – навыками решения исследовательских и административных задач на основе использования информационно-коммуникационных технологий. | ||
ПК-14 | способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления | Знать: З1 – принципы реинжиниринга. |
Уметь: У1 - приходить к логическим заключениям по итогам проведения анализа, умение структурировать и конкретизировать суждения, формулировать выводы (в том числе и на основе неполных данных) | ||
Владеть: В1 – навыками использовать метода системного анализа в сфере профессиональной деятельности. В2 – навыками разработки предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального управления. | ||
ПК-15 | способностью выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации | Знать: З1 – инновационные технологии в сфере профессиональной деятельности; З2 – принципы инновационного менеджмента. |
Уметь: У1 – внедрять и использовать научные результаты в практику решения поставленных задач; У2 – использовать принципы инновационного менеджмента, предлагать идеи, направленные на развитие новых или улучшение существующих процессов, методов, систем, услуг. | ||
Владеть: В1 – навыками применения инновационных технологий в сфере профессиональной деятельности; В2 – навыками использования нестандартного инструментария. | ||
ПК-17 | способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ | Знать: З1 – основные положения теорий и методов гуманитарных, социальных и экономических наук. |
Уметь: У1 – использовать знания теорий и методов гуманитарных, социальных и экономических наук для осуществления экспертных и аналитических задач. | ||
Владеть: В1 – навыками проведения экспертных и аналитических работ в сфере профессиональной деятельности. |
4.2. Общие требования к выпускной квалификационной работе
Подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является логически завершающим этапом образовательного процесса. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистрант (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, консультативной и информационно-аналитической, проектной). В диссертации должны быть отражены результаты самостоятельного исследования, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профиля магистерской программы, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция автора по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение.
Магистерская диссертация призвана выявить способность студента на основе анализа и систематизации теоретических знаний самостоятельно обосновывать выводы и вырабатывать рекомендации, решать конкретные практические задачи. Программно-методическое обеспечение итоговой аттестации включает в себя методические материалы, определяющие структуру, технические требования к оформлению, процедуру подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы, критерии оценки выпускной квалификационной работы.
Итоговую аттестацию проводит государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). Председатель ГЭК и состав ГЭК утверждаются в установленном порядке.
Цель подготовки выпускной квалификационной работы состоит в закреплении у обучающихся: - проектно-аналитических и научно-исследовательских компетенций в области управления развитием региона и муниципального образования, отраслевого управления, организации системы государственной и муниципальной службы; - умений трактовать и разрабатывать нормативные правовые акты; - подбирать и обрабатывать управленческую информацию; - оценивать социально-экономические и общественно-политические процессы; - разрабатывать эффективные управленческие решения, просчитывать их последствия и риски.
Написание магистерской диссертации в конкретизированном виде предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обосновать актуальность выбранной темы исследования, её ценность и значение в области государственного и муниципального управления;
2. Обосновать предмет и объект исследования;
3. Изучить теоретические положения, научную и специальную литературу, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и методическую литературу по избранной теме исследования;
4. Изучить правовые, информационные, социально-экономические и материально-технические условия функционирования объекта и предмета исследования;
5. Собрать необходимый статистический и фактологический материал для проведения анализа;
6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации, обработать и систематизировать полученную информацию;
7. На основе проведенного анализа обосновать выводы и разработать рекомендации по оптимизации функционирования предмета исследования;
8. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;
9. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.
Выбор темы магистерской диссертации осуществляется студентом, окончательный вариант названия темы ВКР согласовывается с научным руководителем ВКР. Тема должна отвечать потребностям органов государственной власти и органов местного самоуправления в вопросах повышения управляемости региона (и/или муниципального образования), уровня жизни его населения, развития территориальной производственной и социальной инфраструктуры; оптимизации путей их взаимодействия с хозяйствующими субъектами различных форм собственности в целях повышения эффективности деятельности региона (и/или муниципального образования) в целом; развития институтов государственной гражданской и муниципальной службы, внедрения инновационных практик как в деятельность государственных и муниципальных служащих, так в системы управления государственной службой и муниципальной службой; разработки и реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. В этой связи при выборе темы работы следует учитывать место прохождения учебной, производственной и преддипломной практики и фактическую возможность получения материалов, которые в достаточной мере позволят проанализировать предмет исследования. Подготовка работы начинается с определения проблем функционирования предмета исследования. Для этого нужно подобрать основную научную, специальную и дополнительную литературу по теме выпускной квалификационной работы. Затем определяются важнейшие научные исследования, формулируется плана выпускной квалификационной работы.
Работая над научными источниками, специальной и дополнительной литературой, материалами периодической печати и других источников студенту необходимо целенаправленно выбирать наиболее ценную информацию теоретического и прикладного характера по теме исследования. Изучение связанных с темой выпускной квалификационной работы материалов должно сопровождаться записями в целях определения узловых вопросов, которые послужат основой для составления плана выпускной квалификационной работы.
Таким образом, при выборе темы выпускной квалификационной работы целесообразно учитывать:
1. личный интерес, опыт, возможности и способности студента;
2. специфику профиля, в рамках которого выполняется выпускная квалификационная работа;
3. научную направленность и возможности выпускающей кафедры, на базе которой будет выполняться выпускная квалификационная работа;
4. требование актуальности, новизны и практической значимости темы исследования;
5. заинтересованность органов государственной власти и органов местного самоуправления в разработке проблемы, исследуемой студентом в выпускной квалификационной работе.
План выпускной квалификационной работы должен иметь чёткую логику и внутреннее единство. Он в свою очередь призван конкретизировать основные направления теоретического и практического исследования, являться руководством для дальнейшей работы студента.
Сбор и обработка статистического и фактического материала представляет собой важнейший этап подготовки выпускной квалификационной работы. Начинается такая работа студентом ещё в процессе прохождения практик и выполнения научно-исследовательской работы в семестре. Следует учитывать, что сбор фактического материала и статистической информации связанный не только с подбором основной и дополнительной информации, но с её обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Отобранный фактический и статистический материал должен характеризоваться такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Высокое качество отобранного фактического и статистического материала имеет большое значение в силу того, что выпускная квалификационная работа является законченным квалификационным трудом. ВКР оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности исследуемой темы, но и по прикладному значению полученных результатов, обоснованных выводов и выработанных предложений и рекомендаций.
Основными источниками для сбора и отбора статистического и фактического материала являются:
1. нормативные правовые акты;
2. официальные издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств;
3. монографии, как научные издания;
4. научные статьи;
5. доклады научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов;
6. статистические сборники;
7. отчётность предприятий и организаций;
8. специальная, справочная и методическая литература;
9. официальные сайты Интернет;
10. периодические издания и другие источники.
Собственно работа студента по подготовке магистерской диссертации имеет поэтапный характер, осуществляется в соответствии с согласованным с научным руководителем индивидуальным планом работы магистранта и выполняется в процессе научно-исследовательской работы в семестре, прохождения учебной, производственной и преддипломной практик. Календарный план-график подготовки и защиты магистерской диссертации должен являться основным руководящим документом и определять содержание, объём и сроки выполнения выпускной квалификационной работы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент обязан:
1. согласовать выбранную тему выпускной квалификационной работы с научным руководителем, определив её актуальность и практическую значимость;
2. представить научному руководителю для рассмотрения и согласования структуру выпускной квалификационной работы;
3. согласовать с руководителем индивидуальный план написания выпускной квалификационной работы;
4. выполнять с надлежащим качеством и в обозначенные сроки все задания в соответствии с разработанным планом;
5. своевременно представлять научному руководителю для оценки содержание выпускной квалификационной работы по частям, а затем и в целом;
6. своевременно выполнять методические и корректирующие рекомендации научного руководителя;
7. проявлять свои аналитические и творческие способности при осуществлении конкретных заданий;
8. выработать и обосновать ряд конкретных предложений и рекомендаций по результатам проведённого исследования;
9. отчитываться перед научным руководителем за полноту и качество выполнения заданий;
10. периодически информировать научного руководителя о ходе подготовки выпускной квалификационной работы;
11. консультироваться в соответствии с графиком по вызывающим затруднения вопросам, как теоретического, так и практического характера;
12. воспринимать критические замечания и рекомендации научного руководителя, вовремя вносить необходимые поправки;
13. представить не позднее, чем за две недели до защиты готовый вариант выпускной квалификационной работы научному руководителю для итоговой оценки;
14. подготовить и согласовать с научным руководителем выступление к защите (в форме доклада и презентации), которое должно раскрыть сущность, теоретическое и практическое значение результатов проведённого студентом исследования.