Виды и объем государственной итоговой аттестации

Продолжительность государственной итоговой аттестации в соответствии с учебным планом составляет 4 недели (6 ЗЕТ/ 216 часов). Итоговая государственная аттестация проводится: на очной форме обучения – на 2 курсе в 4-ом семестре, на заочной форме обучения – на 3 курсе в 5 семестре.

Видом государственных итоговых испытаний в соответствии с ОП по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление магистерская программа «Региональное управление» является защита выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Выпускная квалификационная работа

Результаты освоения ОП ВО

Таблица 2.

Код компетенции Содержание компетенции Результаты освоения ОП ВО
ПК-3 способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями Знать: З1 – основы организационного проектирования; З2 - правовые и организационные основы деятельности органов публичной власти; З3 - методологию функционального анализа.
Уметь: У1 - разбивать работу на этапы, определять время, необходимое на ее выполнение; У2 - выявлять неэффективные процедуры и разрабатывать пути их усовершенствования; У3 - выявлять риски, связанные с изменениями, и управлять ими.
Владеть: В1 - навыком составления текущих и перспективных планов достижения цели структурного подразделения с учетом необходимых ресурсов, возможных изменений обстоятельств и влияния внешних факторов; В2 - навыками кадрового планирования с учетом организационных целей.
ПК-4 владение способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления Знать: З1 – принципы прогнозирования, планирования и программирования в государственном и муниципальном управлении; З2 – методологию стратегического планирования в области государственного и муниципального управления
Уметь: У1 - определять проблемы и возможные причины их возникновения; У2 - формулировать и выбирать альтернативы решения, принимая во внимание характер поставленной задачи и возможные последствия.
Владеть: В1 – навыками разработки стратегии в сфере профессиональной деятельности. В2 – навыками выявления неэффективного использования ресурсов и оптимизации их распределения.
ПК - 11 способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников   Знать: З1 – принципы работы с информацией; З2 - принципы обеспечения информационной безопасности.
Уметь: У1 - классифицировать разнородную, неструктурированную информацию в группы в соответствии с выделенным параметром (критерием, принципом).
Владеть: В1 - навыками работы с разнородными данными (статистическими, аналитическими), большим объемом информации, быстро переключаться с анализа одного материала на другой.
ПК-12 способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач Знать: З1 – информационно-коммуникационные технологии, применяемые в деятельности органов власти; З2 – принципы электронного правительства.
Уметь: У1 – использовать информационно-коммуникационные технологии при решении профессиональных задач, выполнении функций органов власти.
Владеть: В1 – навыками решения исследовательских и административных задач на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
ПК-14 способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления Знать: З1 – принципы реинжиниринга.
Уметь: У1 - приходить к логическим заключениям по итогам проведения анализа, умение структурировать и конкретизировать суждения, формулировать выводы (в том числе и на основе неполных данных)
Владеть: В1 – навыками использовать метода системного анализа в сфере профессиональной деятельности. В2 – навыками разработки предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.
ПК-15 способностью выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации Знать: З1 – инновационные технологии в сфере профессиональной деятельности; З2 – принципы инновационного менеджмента.
Уметь: У1 – внедрять и использовать научные результаты в практику решения поставленных задач; У2 – использовать принципы инновационного менеджмента, предлагать идеи, направленные на развитие новых или улучшение существующих процессов, методов, систем, услуг.
Владеть: В1 – навыками применения инновационных технологий в сфере профессиональной деятельности; В2 – навыками использования нестандартного инструментария.
ПК-17 способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ   Знать: З1 – основные положения теорий и методов гуманитарных, социальных и экономических наук.
Уметь: У1 – использовать знания теорий и методов гуманитарных, социальных и экономических наук для осуществления экспертных и аналитических задач.
Владеть: В1 – навыками проведения экспертных и аналитических работ в сфере профессиональной деятельности.

4.2. Общие требования к выпускной квалификационной работе





Подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является логически завершающим этапом образовательного процесса. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистрант (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, консультативной и информационно-аналитической, проектной). В диссертации должны быть отражены результаты самостоятельного исследования, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профиля магистерской программы, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция автора по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение.

Магистерская диссертация призвана выявить способность студента на основе анализа и систематизации теоретических знаний самостоятельно обосновывать выводы и вырабатывать рекомендации, решать конкретные практические задачи. Программно-методическое обеспечение итоговой аттестации включает в себя методические материалы, определяющие структуру, технические требования к оформлению, процедуру подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы, критерии оценки выпускной квалификационной работы.

Итоговую аттестацию проводит государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). Председатель ГЭК и состав ГЭК утверждаются в установленном порядке.

Цель подготовки выпускной квалификационной работы состоит в закреплении у обучающихся: - проектно-аналитических и научно-исследовательских компетенций в области управления развитием региона и муниципального образования, отраслевого управления, организации системы государственной и муниципальной службы; - умений трактовать и разрабатывать нормативные правовые акты; - подбирать и обрабатывать управленческую информацию; - оценивать социально-экономические и общественно-политические процессы; - разрабатывать эффективные управленческие решения, просчитывать их последствия и риски.

Написание магистерской диссертации в конкретизированном виде предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обосновать актуальность выбранной темы исследования, её ценность и значение в области государственного и муниципального управления;

2. Обосновать предмет и объект исследования;

3. Изучить теоретические положения, научную и специальную литературу, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и методическую литературу по избранной теме исследования;

4. Изучить правовые, информационные, социально-экономические и материально-технические условия функционирования объекта и предмета исследования;

5. Собрать необходимый статистический и фактологический материал для проведения анализа;

6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации, обработать и систематизировать полученную информацию;

7. На основе проведенного анализа обосновать выводы и разработать рекомендации по оптимизации функционирования предмета исследования;

8. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;

9. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

Выбор темы магистерской диссертации осуществляется студентом, окончательный вариант названия темы ВКР согласовывается с научным руководителем ВКР. Тема должна отвечать потребностям органов государственной власти и органов местного самоуправления в вопросах повышения управляемости региона (и/или муниципального образования), уровня жизни его населения, развития территориальной производственной и социальной инфраструктуры; оптимизации путей их взаимодействия с хозяйствующими субъектами различных форм собственности в целях повышения эффективности деятельности региона (и/или муниципального образования) в целом; развития институтов государственной гражданской и муниципальной службы, внедрения инновационных практик как в деятельность государственных и муниципальных служащих, так в системы управления государственной службой и муниципальной службой; разработки и реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. В этой связи при выборе темы работы следует учитывать место прохождения учебной, производственной и преддипломной практики и фактическую возможность получения материалов, которые в достаточной мере позволят проанализировать предмет исследования. Подготовка работы начинается с определения проблем функционирования предмета исследования. Для этого нужно подобрать основную научную, специальную и дополнительную литературу по теме выпускной квалификационной работы. Затем определяются важнейшие научные исследования, формулируется плана выпускной квалификационной работы.

Работая над научными источниками, специальной и дополнительной литературой, материалами периодической печати и других источников студенту необходимо целена­правленно выбирать наиболее ценную информацию теоретического и прикладного характера по теме исследования. Изучение связанных с темой выпускной квалификационной работы материалов должно сопровождаться записями в целях определения узловых вопросов, которые послужат основой для составления плана выпускной квалификационной работы.

Таким образом, при выборе темы выпускной квалификационной работы целесообразно учитывать:

1. личный интерес, опыт, возможности и способности студента;

2. специфику профиля, в рамках которого выполняется выпускная квалификационная работа;

3. научную направленность и возможности выпускающей кафедры, на базе которой будет выполняться выпускная квалификационная работа;

4. требование актуальности, новизны и практической значимости темы исследования;

5. заинтересованность органов государственной власти и органов местного самоуправления в разработке проблемы, исследуемой студентом в выпускной квалификационной работе.

План выпускной квалификационной работы должен иметь чёткую логику и внутреннее единство. Он в свою очередь призван конкретизировать основные направления теоретического и практического исследования, являться руководством для дальнейшей работы студента.

Сбор и обработка статистического и фактического материала представляет собой важнейший этап подготовки выпускной квалификационной работы. Начинается такая работа студентом ещё в процессе прохождения практик и выполнения научно-исследовательской работы в семестре. Следует учитывать, что сбор фактического материала и статистической информации связанный не только с подбором основной и дополнительной информации, но с её обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Отобранный фактический и статистический материал должен характеризоваться такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Высокое качество отобранного фактического и статистического материала имеет большое значение в силу того, что выпускная квалификационная работа является законченным квалификационным трудом. ВКР оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности исследуемой темы, но и по прикладному значению полученных результатов, обоснованных выводов и выработанных предложений и рекомендаций.

Основными источниками для сбора и отбора статистического и фактического материала являются:

1. нормативные правовые акты;

2. официальные издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств;

3. монографии, как научные издания;

4. научные статьи;

5. доклады научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов;

6. статистические сборники;

7. отчётность предприятий и организаций;

8. специальная, справочная и методическая литература;

9. официальные сайты Интернет;

10. периодические издания и другие источники.

Собственно работа студента по подготовке магистерской диссертации имеет поэтапный характер, осуществляется в соответствии с согласованным с научным руководителем индивидуальным планом работы магистранта и выполняется в процессе научно-исследовательской работы в семестре, прохождения учебной, производственной и преддипломной практик. Календарный план-график подготовки и защиты магистерской диссертации должен являться основным руководящим документом и определять содержание, объём и сроки выполнения выпускной квалификационной работы.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент обязан:

1. согласовать выбранную тему выпускной квалификационной работы с научным руководителем, определив её актуальность и практическую значимость;

2. представить научному руководителю для рассмотрения и согласования структуру выпускной квалификационной работы;

3. согласовать с руководителем индивидуальный план написания выпускной квалификационной работы;

4. выполнять с надлежащим качеством и в обозначенные сроки все задания в соответствии с разработанным планом;

5. своевременно представлять научному руководителю для оценки содержание выпускной квалификационной работы по частям, а затем и в целом;

6. своевременно выполнять методические и корректирующие рекомендации научного руководителя;

7. проявлять свои аналитические и творческие способности при осуществлении конкретных заданий;

8. выработать и обосновать ряд конкретных предложений и рекомендаций по результатам проведённого исследования;

9. отчитываться перед научным руководителем за полноту и качество выполнения заданий;

10. периодически информировать научного руководителя о ходе подготовки выпускной квалификационной работы;

11. консультироваться в соответствии с графиком по вызывающим затруднения вопросам, как теоретического, так и практического характера;

12. воспринимать критические замечания и рекомендации научного руководителя, вовремя вносить необходимые поправки;

13. представить не позднее, чем за две недели до защиты готовый вариант выпускной квалификационной работы научному руководителю для итоговой оценки;

14. подготовить и согласовать с научным руководителем выступление к защите (в форме доклада и презентации), которое должно раскрыть сущность, теоретическое и практическое значение результатов проведённого студентом исследования.

Наши рекомендации