Раздел 1. Духовно-нравственные основы профессиональной

Даминдарова Ф. В.

Д1б Этика государственной и муниципальной службы : учеб. пособие / Ф. В. Даминдарова – Уфа : БАГСУ, 2016. – 126 с.

Настоящее учебное пособие раскрывает сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов. В книге рассмотрены духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нравственные принципы, проанализированы этические проблемы конфликта интересов, организационные и правовые основы профилактики коррупции на государственной муниципальной службе. Освещаются современные требования к служебному поведению государственного и муниципального служащего.

Учебное пособие предназначено для государственных и муниципальных служащих, студентов, преподавателей вузов и всех, кто интересуется проблемами этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

УДК 174:351(075.8)

ББК 87.751я73

© Даминдарова Ф. В., 2016

Оглавление

Введение. 4

Раздел 1. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. 6

1.1 Этика – учение о морали и нравственности. 6

1.2 Мораль, нравственность, духовность – государственная и муниципальная служба: диалектика взаимосвязи. 13

Раздел 2. Государственная и муниципальная служба как социально-нравственный институт. 30

2.1 Сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего. 30

2.2 Этические проблемы государственной и муниципальной службы.. 56

3. Современные требования к служебному поведению государственного и муниципального служащего. 79

3.1 Этический кодекс как регулятор деловых отношений в системе государственной и муниципальной службы.. 79

3.2 Этические правила на государственной и муниципальной службе. 82

Заключение. 108

Приложение 1. 110

Введение

В последние годы органы государственной власти и местного самоуправления стали уделять внимание не только профессиональным качествам государственных и муниципальных служащих, но и соблюдению ими правил служебного поведения. Служение государству и обществу, честность, порядочность, ответственность, профессионализм, толерантность, вежливость, умение вести себя, правильно одеваться и общаться – все это становится главными критериями оценки деятельности государственного и муниципального аппаратов.

Отсутствие реальных механизмов предотвращения этических проблем в государственной и муниципальной службе показывает, что не везде сформировано правильное представление о том, что такое нравственность и профессиональная этика, каковы их функции в обществе, как использовать нравственные принципы в управленческой деятельности.

Все это обуславливает важность и необходимость данного учебного пособия, раскрывающего дальнейшее развитие гражданской и муниципальной службы, закрепление принципов гражданского служения государству и обществу, формирование нравственных основ служебного поведения государственных и муниципальных служащих, этических норм исполнения должностных обязанностей.

Целью изучения учебного пособия «Этика профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего» является исследование теоретических и исторических основ этики как науки о морали, формирование у студентов умений и навыков использования полученных знаний в управленческой деятельности.

Задачами учебного пособия являются:

- раскрытие теоретических основ этики как науки о морали;

- ознакомление с сущностью и особенностями этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего;

- выявление этических проблем государственной муниципальной службы;

- усвоение общих правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих, являющихся актуальными в современных условиях.

После изучения учебного пособия «Этика профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего» студент должен знать:

- теоретические основы этики как науки о морали;

- современные этические концепции;

- сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего;

- механизмы предотвращения этических проблем государственной и муниципальной службы;

- современные требования к служебному поведению государственного и муниципального служащего.

Уметь:

- анализировать нравственные проблемы в управленческой деятельности;

- диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия управленческих решений;

- использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с применением морального выбора в управленческой практике.

Владеть:

- нормативными правовыми документами, регулирующими профессиональную этику государственного и муниципального служащего;

- современными технологиями предупреждения этических проблем государственной и муниципальной службы;

- навыками анализа и эффективного применения передового и зарубежного опыта в сфере регулирования конфликта интересов;

- культурой поведения и делового этикета.

Литература

1. Аристотель. Никомахова этика: пер. Н. В. Брагинской. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. Кн. 2 – С.41.

2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М: Республика, 1994. – С. 211.

3. Гражданская служба: нравственная основа, профессиональная этика. Учебное пособие / Под общ. ред. В. М. Соколова и А. И. Турчинова. – М.: Статут, 2006. – С. 16 – 18.

4. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – С. 31.

5. Каган М. С. О духовном, опыт категориального анализа.// Вопросы философии, 1985. № 9 – С. 93 – 95.

6. Кант И. Основоположения к метафизике нравов. пер. Л.П.Д. под ред. В.М. Хвостова. – М.: 1912. – С.55.

7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; под редакцией А. П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РГ-Пресс, 2012. – 493 с.

8. Серов А. П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности. Автореферат диссертации канд. филос. наук. СПб, 1994. – С. 12.

9. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. – Л., 1968. – С. 19.

10. Философский словарь: – 7-е изд., перераб. и доп. / под редакцией И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – С.119.

11. Шелер М. Положение человека в космосе / Проблемы человека в западной философии: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988. – С. 31-95

12. Шердаков В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. / В. Н. Шердаков //Вопросы философии, 1996. № 2 – С. 27.

13. Шумихина Л. Н. Духовность как способ человеческого бытия // Л. Н. Шумихина– М.: Полигнозис., 1999. № 4.

Литература

1. Public Administration Reform: On Access to Information. Tacic. 2003. – P. 17-18.

2. Анатомия мудрости: 106 философов: жизнь, судьба, учение / под ред. П. С. Таранова. – Симферополь: Таврия, 1995. – С. 159.

3. Антикоррупционная политика: учеб. пособие/ под ред. Г. А. Сатарова. М.: РА СПАС, 2004. – С. 3.

4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / серия философское наследие. – М.: Мысль, 1976 – 1983. т. 4. – С. 548.

5. Вебер М.Избранные произведения / под ред. Ю. Н. Давыдова. – М.: Прогресс 1990. – С. 690.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. в 4 т. СПб., 1882. – 2800 с.

7. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие./ А. И. Ионова. – М.: РАГС, 2003. – С. 66.

8. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политики, планирование карьеры и противодействие коррупции. Учебное пособие / С. Ю. Кабашов. Академия нар. хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2009. – С 121.

9. Кант И.Критика практического разума //Соч. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965. – С. 270.

10. Новиков А. А. Вера философская // Новая философская энциклопедия в 4-х т. – М., Мысль, 2010, т. 1. – С. 381.

11. Нравственные основы государственной службы России: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова. – М.: РАГС, 2003. – 266 с.

12. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента РФ от 12 авг. 2002 г. № 885. Последняя редакция от 16 июля 2009 г. № 814 // рос. газ. – 2009. – 17 июля; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 29. – Ст. 3658.

13. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79 – ФЗ. Последняя редакция от 28 дек. 2013 г. №396-ФЗ, // Рос. газ. – 2013. – 31 июля; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6961.

14. О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13 апр. 2010 г. № 460. Последняя редакция от 19 марта 2013 г. № 211 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 12. – Ст. 1245.

15. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273 – ФЗ. Последняя редакция от 28 дек. 2013 г. № – 396 ФЗ, // рос. газ. – 2013. – 30 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. № – 52 (часть 1). – Ст. 6961.

16. Осипова И. Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: Форум, 2011. – С.51.

17. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, 1993. – С. 339.

18. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. (в 4 кн.). – М.: Мысль, 1968—1973. т. 3.ч. 2. – С 349.

19. Социологический энциклопедический словарь / Редактор Г.В. Осипов. – М.: НОРМА, 2000. – С. 162–163.

20. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. – С. 292.

21. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: ООО Буколика, 2008. – С. 378.

3. Современные требования к служебному поведению
государственного и муниципального служащего

Литература

1. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Основы этики: учебник / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.

2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г., Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – 480 с.

3. Даминдарова Ф. В., Исмагилова Г. Ш. Нравственная культура гражданского служащего : учеб.-метод. Пособие / Ф. В. Даминдарова, Г. Ш. Исмагилова. – Уфа: БАГСУ, 2008. – 71 с.

4. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. – 285 с.

5. Зарайченко В. Е. Этикет государственного служащего: учеб.пособие. - 4-е изд., перер. и доп. ВУЗ / В. Е. Зарайченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 445 с.

6. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие / А. И. Ионова; под общ. ред. Г. В. Атаманчука; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 175 с.

7. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008 – 368 с.

8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. – М.: Проспект, 2011. – 9 с.

9. О государственном языке Российской Федерации: федер. закон от 04.06.2005 № 53 – ФЗ. Последняя редакция от 02 июля 2013 г. № – 185 ФЗ, // рос. газ. – 2013. – 10 июля; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. № – 27. – Ст. 3477.

10. Омельченко Н. А. Этика государственной и муниципальной службы / Н. А. Омельченко. – М: Юрайт, 2013. – 407 с.

11. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. уч.-практ. Пособие / Н. Н. Шувалова. – Ростов-на-Дону Феникс, 2006. – 380 с.

Заключение

Духовно-нравственные основы придают деятельности института государственной и муниципальной службы новое содержание. От того, кто находится на государственной и муниципальной службе, каковы нравственные ориентиры чиновников, их моральный облик, во многом зависит и состояние общества.

Не секрет, что именно нравственность государственных и муниципальных служащих во многом определяет авторитет и прочность государственной и муниципальной власти. Более того, чаще всего не внешний контроль, а внутренняя мотивация, совесть, высокий моральный облик государственного и муниципального служащего и общественное мнение оказывается лучшей гарантией против злоупотребления властью и иных служебно-этических нарушений. Именно они являются ведущим стимулом в моральном выборе служащего между личными интересами и интересами общества.

В данном учебном пособии нами были сформулированы нравственные требования, составляющие структуру административной морали государственных и муниципальных служащих. Наиболее важным из перечисленных духовно-нравственных качеств ответственных работников государственного аппарата, безусловно, является доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям.

Государственный и муниципальный служащий никогда не должен забывать, что его главная задача и предназначение – служить людям, заботиться об их благе. Со способностью быть внимательным к людям непосредственно, связана такая норма, как корректность в обращении, которая в свою очередь, является выражением таких важных личностных свойств, как самообладание, уравновешенность, выдержка. Как показывает многолетний опыт работы, в самых различных ситуациях корректность в обществе, вежливость и уважительное отношение к человеку не только помогает достижению лучшего взаимопонимания и лучшего контакта с людьми, но и сокращают отчуждение человека от власти, усиливают доверие людей к ней. Следует отметить и то, что люди выше всего ставят такие профессиональные качества государственных и муниципальных служащих, как четкость в работе, оперативность в принятии решений, строгость и простоту в общении. Точно так же значение таких качеств государственного и муниципального служащего, как честность и правдивость во взаимоотношениях с людьми, коллегами и подчиненными объясняется не только тем, что служащий должен проявить заботу о своей личной репутации. Государственный и муниципальный служащий должен помнить о том, что любое его неправдивое слово, невыполненное обещание, равно как и любая сделка с совестью наносит непоправимый ущерб авторитету государства и государственной власти в целом.

Отрадно отметить то, что начинают внедряться в практическую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления нравственные принципы, выработанные на основе обобщения опыта отечественного и зарубежного институтов государственной и муниципальной службы. В частности, знание государственными и муниципальными служащими основных положений кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих в полной мере учитывается в ходе его аттестации, влияя на дальнейший карьерный рост.

В дальнейшем укрепление духовно-нравственных основ государственной и муниципальной службы особое значение должен иметь контроль гражданского общества над государственным аппаратом. Самым действенным инструментом формирования норм высокой морали в институтах власти является создание в обществе нетерпимой атмосферы к аморальным явлениям в органах государственной и муниципальной власти.

Приложение 1

Глоссарий

Авторитет (от лат. autoritas – власть, влияние) – отличительные особенности отдельного лица, группы или организации, благодаря которым они обладают доверием и в силу этого могут оказывать влияние и побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей. В более узком значении А. – одна из форм осуществления власти. А. является одним из факторов поддержания общественной дисциплины и преемственности в развитии общества прежде всего в силу ограниченности возможностей человека рационально оценивать многие явления и проблемы. В то же время отношение к А. может принимать крайние формы авторитаризма, основанного на провозглашении безусловной веры непогрешимость носителя А. и слепом повиновении ему, что порождает идеологию «вождизма» и «нигилизма» (как отрицания значения всякого, в том числе морального авторитета в жизни общества).

Административная этика – вид профессиональной этики (профессиональной морали), связанный с проблемами государственного и муниципального управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных и муниципальных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности служащих и должностных лиц, А. э. предписывает определенный тип нравственных отношении которые представляются оптимальными с точки зрении отправления работниками государственного аппарата своей профессиональной службы.

Беспристрастность служащего– внутреннее свойство личности служащего, предполагающее справедливое, чуждое предвзятости исполнение должностных обязанностей, основанное на высоких морально-нравственных принципах и идеалах, является одним из важнейших условий надлежащего исполнения служебного долга.

Бюрократизм – проявление негативных качеств бюрократии (чиновничества) как особого статусного слоя в государстве. Это объективное состояние чиновника, обусловленное политическими, социальными, экономическими, организационно-служебными факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократические отношения являются формой проявления противоречий (конфликтов) между государством, обществом, гражданами. Поскольку чиновник объективно включен в систему государственно-властных отношений, то есть имеет непосредственное отношение к власти, то отмеченные противоречия (конфликты), он трактует с позиций интересов, ложно понятых и выраженных интересов одной стороной конфликта – государства. Обладая двойственной природой (представителя государства и гражданина) чиновник часто отождествляет личные интересы и интересы государства, стараясь извлечь из своего статусного положения личную выгоду. Таким образом, позитивное качество чиновника – профессиональное управление государственными делами неизбежно перерастает в качество негативное – удовлетворение личных потребностей, использование служебного места в собственных интересах в ущерб государственным.

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой и привычным способом обращения к окружающим. В. – элементарное требование культуры поведения, включающее: внимательность; внешнее проявление доброжелательности ко всем; готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; деликатность; такт. Противоположностью В. является грубость, высокомерие и пренебрежительное отношение к людям.

Взятка – получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Выделяют 4 вида действия, которые могут быть совершены за взятку: а) действия в пределах непосредственной компетенции должностного лица; б) действия, связанные с использованием авторитета, влияния должностного лица; в) общее покровительство; г) попустительство.

Взяточничество – торговля должностным лицом своей должностью, с превращением им своего должностного положения в источник неосновательного обогащения.

Виды предпочтений служебного поведения: 1) стремление к творческой самореализации (получения удовлетворения от работы и профессионального роста); 2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов); 3) прагматическая ориентация (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток); 4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Внеслужебная деятельность государственного и муниципального служащего – согласно Федеральному закону «Организации противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273 – ФЗ, разрешается только при условиях: 1) соблюдения установленных законом ограничений и запретов; 2) отсутствия конфликта интересов; 3) уведомления представителя нанимателя организации выполнении иной оплачиваемой работы. Государственный и муниципальный служащий способен заниматься внеслужебной деятельностью или иной оплачиваемой работой в часы, свободные от основной работы. Внеслужебная деятельность не должна требовать от служащего раскрытия либо не вынуждать его к раскрытию служебной информации, полученной им при выполнении служебных обязанностей.

Вред – нарушение имущественных интересов юридического лица или гражданина (имущественный ущерб), или принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона нематериальных благ (жизнь, здоровья, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушение личных неимущественных прав (право на пользование своим именем, право авторства и других неимущественных прав в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) (моральный вред), влекущее причинение ущерба.

Гарантия– средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работником прав в области социально-трудовых отношений.

Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – широко применявшийся в истории этической мысли способ обо­снования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – получению наслаждения и избежанию стра­даний. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

Государственная служба– профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Г. считает благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости – желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманистическая этика – направление в западной философии морали, получившее распространение в США начиная с 1920-х гг. его главные представители – У. Файт, И. Бэбит, К. Гарнет и И. Левин. Большой вклад в развитие идей Г. Э. внесли представители экзистенциализма и неофрейдизма, в том числе Э. Фромм, обосновывающий идею определяющей роли человеческой личности в вопросах морали. Только человек – «мера всех вещей» и только он может переделить критерий добродетели и греха, а не внешний по отношению к нему авторитет.

Двойственность статуса чиновника – как личности и как представителя государства или муниципального образования ведет и к разделению интересов, поскольку чиновник обязан действовать, руководствуясь исключительно интересами представляемого (государства). При этом у служащего, безусловно, сохраняются свои собственные интересы, поэтому потенциальный конфликт между собственными интересами гражданского и муниципального служащего и интересами государства всегда возможен.

Деловой этикет – нормы поведения человека, используемые заранее в конкретных, оговоренных ситуациях. Д.Э. оформляет внешнюю сторону деловых отношений и поведения.

Деонтология (от греч. deon – должное и logos учет к наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

Дипломатический протокол – совокупность правил традиций и условностей, соблюдаемых правительствами ведомствами иностранных дел, другими государственными учреждениями и дипломатическими представительствами, а также официальными и частными лицами в международном общении.

Добродетель– понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устой­чивых моральных качеств личности и указывающее на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает, во-первых деятельную форму усвоения добра (добродеять – делать добро) в противоположность простому знанию моральных принципов, которое не делает человека добродетельным, во-вторых, роль отдельного человека как активного носи­теля той или иной нравственности.

Долг– одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме; в какой они выступают перед определенной личностью. Истолкование природы и происхождения Д. составляет одну из самых трудных проблем в истории этики. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг гражданский – это выполнение конституционных обязанностей гражданина.

Долг моральный – внутренне приемлемое личностью (добровольно) моральное обязательство.

Долг профессиональный (служебный) – моральный ориентир, составляющий стержень личности служащего. Долг служащего состоит в безусловном выполнении закрепленных законами и профессионально-этическими нормами службы обязанностей по обеспечению охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Профессиональный долг предписывает государственному и муниципальному служащему безотлагательно докладывать непосредственному руководителю организации всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Должностная структура – модель формально установленных отношений между предписанными социальными ролями (должностями), задачами и функциями персонала для организации согласованных действий.

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Единство слова и дела – общественный и моральный принцип, выражающийся в требовании честности, порядочности, стойкости в исполнении долга. Е. с. и д. особенно важно для служащих государственного аппарата, чья деятельность непосредственно связана с осуществлением государственной власти. Разрыв С. и д. выражается в нере­шительности или умышленном отказе правдиво освещать развивающиеся в обществе процессы, в неспособности реализовать в политике публично заявленные цели и программы. Утверждение принципа Е. с. и д. в общественных и политических нравах предполагает демократический характер политической, экономической и культурной жизни общества, подотчетность власти на всех ее уровнях, открытость и прозрачность деятельности всех институтов и органов государства.

Злоупотребление полномочиями– использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий в целях извлечения выгод и преимущества для себя или других лиц (конфликт интересов) либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Идентичность– психологическое представление человека организации своего Я, характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-то лица явления, предмета), выделяющий определенные целостные характеристики, призванные оказать эмоционально-психологическое воздействие.

Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Карьеризм (от фр. carriere – бег) – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и лич­ность человека, который подчиняет свою общественную деятельность цели продвижения по службе, готов выпол­нять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его официального положения.

Категории этики – основные понятия этики, отража­ющие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Кодекс этический (от лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В совре­менных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в Этических кодексах. Выде­ляют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К. э. Государственная и муниципальная служба в большинстве стран также имеет свой этический (мораль­ный) кодекс поведения государственных и муниципальных служащих. По мнению специалистов, значение этического кодекса государственной и муниципальной службы определяется тем, что он, во-первых, заключает в себе в систематизированном виде основные нравственные требования к государственным и муниципальным служащим и тем самым служит важным критерием для определения поведения работника государственного и муниципального учреждения в сложных нравственных ситуациях; во-вторых, является важнейшим механизмом, способствующим повышению этического уровня государственного аппарата и его работников.

Компетентность – продемонстрированная служащим способность использовать знания и навыки для надлежащего выполнения должностных обязанностей.

Конфликт (моральный) – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует противоречие в своем сознании: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

Коррупционный ресурс должностного лица – возможности чиновника оказывать определенные услуги либо обеспечивать получение таких услуг для неосновательного обогащения других лиц.

Коррупция– а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу третьими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Корысть– выгода, материальная польза, а также страсть к приобретению, к наживе, жадность к деньгам, к богатству.

Культура – (от лат. cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. В их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органичное единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения, даже в нестандартной ситуации.

Культура речи – это владение языковыми нормами в области произношения, словоупотребления, грамматики, а также умение пользоваться выразительными средствами языка с учетом этики общения и в соответствии с целями высказывания.

Личная заинтересованность – возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения).

Лоббизм – (от англ. lobby – кулуары) – институт поли­тической системы, представляющий собой процесс по про­движению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббист­ских фирм и общественных организаций) в органах госу­дарственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. В более широком пони­мании лоббизм – деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

Международный этикет – совокупность общепринятых правил и норм поведения как в официальной, так и в неофи­циальной обстановке.

Ментальность, менталитет – (от франц. mentalite – мироощущение, мировосприятие) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями. Определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций

Мораль – это нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добровольный характер.

Моральная ответственность– проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным.

Моральное сознание– это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, которое является обоснованием моральных отношений и поведения.

Муниципальная служба– профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления, исполняемая в рамках их полномочий, не являющаяся выборной. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, считаются муниципальными служащими, замещающими определенную муниципальную должность.

Нравственная культура – это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов, это и уровень нравственного развития человека и общества.

Нравственная свобода – проявляется

Наши рекомендации