Лекция I.Древнерусское государство (Днепровская Русь).
Лекции 2014г.
Лекция I.Древнерусское государство (Днепровская Русь).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают овенедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.
1.2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавиновиантов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.
1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с вавилонским столпотворением, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их рассеиванию по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - волохов, вытеснивших славян с прародины.
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.
РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся;
2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;
4)дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;
5) полочане- в бассейне р. Полоты;
6)кривичи - в верховьях Волги и Днепра;
7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода ляхов (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который пришел и сел на р. Соже( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;
9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;
10) бужане или дулебы(с X в. они называлисьволынянами) в верховьях Буга;
11) белые хорваты - в Прикарпатье;
12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.
Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.
ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
3.1. Земледелие.Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено былоподсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. Необходимо отметить,что при подсеке урожай ржи мог достигать 150-200 пудов с га.(2457-3276 кг.) Большим считался урожай в 120сам
С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.
3.2. Другие виды деятельности.Наряду со скотоводствомславяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаясякак на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути из варяг в греки, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
4.1. Военная демократия.Сложнее реставрируются общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет:
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - военных предводителей. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.
4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.
4.3. Племенные княжения.Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственныеобразования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.
5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу -богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили такжеВелес илиВолос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями,
5.3.Волхвы. Нет точных данных о языческих жрецах. Некоторые историки (Р.Скрынников), считают,что у Восточных славян не было ни жрецов , ни храмов; но были, упоминающиеся в летописях волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. русалками, лешими и пр.
5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.
6. Выводы
6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых земляхприводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.
6.2. Основой хозяйственнойдеятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.
6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой. Другими словами,формы родоплеменной организации пришли в противоречие с элементами вечевого строя.
6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.
Итак, славяне VI-сер. IХ вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства. К моменту создания Древнерусского (Днепровского) государства, численность населения составляла 4,5-5млн.чел.
ЛИТЕРАТУРА
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.
История России с древнейших времен до 1861 г. / Под. ред. Н.И. Павленко) М., 1996.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.
Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.
Духовные предпосылки.
Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом.Все это приводило к сакрализации обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
1.4. Внешнеполитические предпосылки.К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи – хазары, и викинги (берсеркеры)
1.4.1. С одной стороны, стремление недругов славянского мира взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
1.4.2. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.
1.4.3. Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению зародыша государственности.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних причин недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошёл в славянском мире в 1Х-Х вв.
Литература
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М., 1999. Лекции 4-5.
- Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля?// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ -нач. ХХв. М.,1991.
- Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М., 1993. - 1-6.
- Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.
- Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. Гл.1.
- Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, 2.
- Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.
- Рыбаков Б.А. Мир истории. М.,1984.
- Седов В.В. Русский каганат IХ века. // Отечественная история. 1998. 4.
- Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, 6.
- Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХУII века. М.,1994. с.11-37.
(тезисы) /краткое подведение итогов/
1. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, язычество, как религиозная система, оказалась не способной идеологически обосновать происходящие перемены в государстве и объединить общество (4млн. чел.и протяж. территории в периметре-7тыс.км.) Западные страны - это номократия (номос - закон), то есть государства, которые, как считают сами западные учёные, зиждутся на власти закона. Восточные - этократия (этос - нрав, обычай), то есть государства, которые опираются, прежде всего, на власть традиции. Россия - это идеократия, страна, которой управляют идеи.
- Крещение стало результатом активного стремления правящих слоёв древнерусского общества найти в византийских пределах христианского мировосприятия те ценности, которые помогли бы находить ответ на волнующие их вопросы. Христианство на идеологическом уровне обосновало происходившие в обществе перемены; помогло объединить и консолидировать страну. Христианская вера стала мощным интегратором и регулятором общественных отношений, а христианские институты придали государственной власти элементы сакральности(богоустановленности); изменили статус князя (повысили его престиж) и снизили роль институтов федеративного управления.
- Молодое государство нуждалось в проверенных формах государственного управлени. Княжеская власть находила их в формах управления церковью.Такова, например, десятичная система принятая в правление ВладимираI(Святого). Благодаря этой административно-территориальной реформе, которая предполагала военно-архаичное деление населения городов на десятки,сотни и тысячи, всё население Руси стало регулярно контактировать с княжеской(государственной) властью, причём - круглый год. При этом русский город,(террит.~2га.),становился правительственной колонией. Население в новые населённые пункты должно было собираться из разных мест. Это делалось для того, чтобы новый состав городов лучше принимал новые общественные формы. Для пришельцев были характерны новые правительственные отношения, новая общественная и социально-экономическая связь. Быстрым результатом данного преобразования, стало ослабление и, даже, падением родового быта. Необходимо отметить, что подобные отношения переходили из городов в сельскую местность, затрагивая, таким образом, территориювсего государства.
- Новая система управлением Ярослава Владимировича(Мудрого)- дворцово-вотчинная, отражала появление в стране таких многополярных явлений, как,например,княжеский домен, мирского и духовного обществ, экономического и сословного неравенства.Она стала покрывать старую десятичную систему.Сущность её состояла в том,что отделы управления княжеского двора одновременно становились и отделами управления всего государства. Во главе отделов становились особые должностные лица назначаемые князем – наместники (княжеские агенты); одновременно оформлялась система местной власти,подчинённая непосредственно князю(волостели,посадники и т.д.). Содержание наместников складывалось от отчисления княжеских доходов и корма. В их руках сосредотачивались финансовые ресурсы, судебные, административные, полицейские и военные функции. Главна задача центральной власти-ликвидация всякого рода самоуправных действий. В том числе и поэтому появляются княжеские постановления для единого государства, где разрешались те вопросы, которые были поставлены общим ходом развития. ("Русская правда"~ 1036г). Церковь поддержала Великого князя в его стремлении соответствовать объемам и функциям власти самых передовых монархий того времени (Феопемт 1039 -митрополит единого государства).
- Христианство позволило более быстро выстраивать экономическую структуру общества (частная собственность на землю, монастырские хозяйства): результат хорошо виден из "Русской правды"; христианская церковь охватывала уже все стороны общественного устройства, в определенной степени подчиняя себе политическую деятельность князей и частную жизнь каждой семьи.
- После объединения Руси 1036 г., Великий князь киевский (Ярослав) приступил к выполнению грандиознвых проектов, призванных возвеличить его власть (к ним относятся строительство новых городов, церквей, укреп районов, навигатационных сооружений и конечно же перестройка столицы Руси- Киева, по образу и подобию Царьграда).
- В следствии мероприятий Владимира и Ярослава территория русского государства перестает быть неясной и расплывчатой. По свое й сплоченности и внутренней организованности Древняя Русь(Днепровская Русь) соответствовала качественным характеристикам ведущих монархий того времени, а по многим социально-экономическим и культурно-просветительским параметрам их опережала.
- Весь характер данной эпохи рождает мысль о глубоко продуманной и уравновешанной созидательной деятельности князей. Мощь государства ярко выразлась в 1036 году (разгром печенгов).
- Культура Древней Руси: Собор св. Софии в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в столице, ценнейшие фрески и мозаики, более сотни новых городов. Наконец, богатое литературное творчество эпохи (библиотеки, избы-читальни, школы). Проникновенное "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита Иллариона 1046 г.и восходящие непосредственно к эпохе Ярослава элементы киевских и новгородских летописей, показавших первообраз Великой Руси.
- Перед смертью 1054 г. Ярослав Мудрый завещал Русь только одному князю- старшему сыну Изяславу. При этом, земельные вледения его братьев превращались в своеобразные аналоги условных держаний (данных феодалов), которые в любой момент могли быть у них отобраны или заменены на другие. Известно, что по некоторым причинам, перед самой кончиной, Ярослав Владимирович был вынужден изменить завещание, что и вызвало междуусобную братоубийственную войну, которая сковала возможности ещё более быстрого развития Руси.
- Необходимо отметить, что потомки Ярослава установили т.н. очередной порядок княжеского владения Русью; они становились "подвижными владельцами", т.к. были вынуждены передвигаться из волости в волость по известной очереди (старшинства). Всего было две лествицы (лестницы): генеологическая и территориальная. Порядок княжеского владения (очередной) основывался на точном соответсвтии старшинства обеих этих лествиц.
- По мере развития др Русского государства развивается его налоговая система. По мимо постоянных прямых налогов возникают чрезвычайные и косвенные сборы (в отличие от дани (прямого налога)) имели не регулярный характер. От 4 кун до 18 гривен. Податная единица: соха делилась на сельскую и торговую. Сельская – 40-45 десятин пахотной земли, торговая – 40 дворов. Дань делилась на две части подать и корм. Деньги: гривна кун серебряный меновый знак равнялась трети фунта. Разделялась на части: мелкие ходячие монеты: нагата, куна, рязана, векша. Куна кусок серебра, ровнявшейся меху куницы. Отношение серебра к золоту 200 гривен серебра равнялись 12 гривен золота. 200:12=16 2/3, примено 1 к 16, в Риме 1 к 14, в начале 20 века 1 к 15.
- Русские князья на пртяжении 11-12 веков пытались землевладением обособить и привязать к государственной власти правящий класс (дружину и боярство). Для этого они формировали система частного (боярского) землевладения. При этом, правительственная должность – привязывала к князю политически, земелевладение (вотчина) – экономически, к месту. Поэтому новому положению, правительственный класс становился обязанным службой и пожалованной землёй лично князю, а не роду.
- Переворот структуре княжеской власти 1078-1093гг. Всеволод Ярославович. Нужна была новая система княжеских отношений. Являясь главой государства Всеволод Ярославлвич попытался свести вледния ядром древней Руси к владеню одной семьи с исключением других боковых ветвей. Великий Киевский князь присвоил себе такую функцию как распределение княжений. Таким образом, Всеволод Ярославлвич (младший сын Ярослава Мудрого и отец Владимира Мономаха) отходил от нераздельно-поочередного порядка наследия. Роль и значение киевского князя окрепла и возрасла. При слабовыраженном правовом характере новых княжеских отношений, единым реальным источником власти становилась военная и материальная сила, поэтому Всеволод Ярославлвич легко сосредоточил власть в одних руках Такое определение порядка старшинства у современных историков называется юридическимилиусловным соглашением.
- Мысль о политическом подданстве. Новое перераспределение не имело четкой правовой базы, так как права и обязанности синьора и вассала на Руси не были наследственными и четко не регламентировались. Законодательно попытались решить этот пробел в Любече 1097 г Владимир Мономах и его сторонники. Съезд русских князей официально признал семейный принцип наследования на равне с родовым. Семейные владения были выделены из общеродовых, вместе с тем официально было признано право старейших князей наделять младших землями. Это была более современная и передовая форма государственной власти,чем, скажем, феодальный бенефиций, характерный для Европы. Однако, для её утверждения и успешного развития требовались определённые условия и факторы, которых тогда не было на Руси.
- Усиление материальной силы князей. Земледелие и огромные земельные просторы (больше всего было у Всеволодовичей: доход боярина Всеволода 200 гривен серебром, это примерно 70 фунтов серебра, 1 фунт 0,4 кг).
- Взойдя на Киевский стол, 1113г. Владимир Мономах возложил на себя священную миссию спасителя Отечества.
а) публично декларировал концепцию преобразований: в продолжении к основному Закону появляются новые дополнения, известные как - "Пространная правда"( например, в "Уставе о холопах", "Уставе о резах",в социально-экономических новеллах);
б) большую роль в своей концепции Мономах уделил церкви – она должна была цементировать надсройку государства; идеологически обосновывать власть рода Мономаха ("Ипатьевская летопись", своды и хроники). За это церквь получала полую автономию и становилась как бы параллельным обществом;
в) одним из оснований благополучий и порядка во всех сферах жизнедеятельности на Руси при мономаховом самовластии являлась общественная раскладка, когда с простых людей собиралось налогов на сумму равную 4 куннам, а с зажиточных и богатых жителей государства по 18 гривен (не менее). Это означало, что при Монамахе уже существовал прототип прогрессивного налогооблажения, когда высшее группы и слои русского общества были обложенны в 112 раз тяжелее сравнительно с простыми людьми. Между прочим в "Русской правде" за убийство просто человека определялась вира в 10 гривен серебра, тогда как другие штрафы высчитывались на гривны кун. При Мономахе наполнение одной гривны составляло полуфунт, что по меркам того времени считалось очень высоким и почётным торгово-экономическим значением.
- Причины разъединения государственной территории в середине 12 в. Несколько версий:
Кризис Киевской власти. Исчерпанность государственной роли Киева.Считается,что это был естественный ход событий. Не даром Монамах разделил перед смертью Русь на несколько секторов между своими детьми(по образцу его деда), особо выделев Залесскую Русь.
Традиции родового гнезда, заложенные Ярославом Мудрым были нарушены усобицей в доме мономаховичей.
Князья своими владельческими отношениями отторгли власть от народа; усугубили общественные противоречия.
19. Благоприятные условия для нового порядка(государственного устройства вне старой Руси (Киевщины-Днепровщины). Поиски "лучшего" места были и до этого – пример Святослав. Против первенства Днепровской Руси стали даже изменивщиеся климатические условия, так назваемый "второй ледниковый период" и ухудшение экономических условий. Интересно, что если на Киевщене вес гривны кун в середине 12 в упал до 24 золотников, те ¼ фунта, то в Залесской Руси и Новгородской земле древнерусская денежная еденица оставалась полуфунтовой.
20. Новое государственное устройство. Княжеское самовластие.В результате междукняжеской и социальной борьбы (восстание русских колонистов 1176 г Всеволод Большое Гнездо) Суздальская, Ростовская, Владимирская Залесская Русь приобрела значение первенствующей (первая в Русском мире "Великорусская Земля"). На северо-восток в Великороуссию переместились не только людские, но и экономические и политические ресурсы, а также великоцерковная жизнь. На новом месте начали складыватья группы населения соориентированные на государев двор и лично великокняжескую власть (великокняжескую семью). Начал проявляться служебный принцип. В Залесской Руси с этого момента устанваливается наследственность княжеского вледения, княжеской власти в нисходящей линии от отца к сыну (удельный порядок владения). В Великороссии власть (в лице вел. кн., создает условия заинтересованности в новых, интеграционных процессах (военно-политическая централизация Руси). Именно во Владимирской (Залесской) Руси осознаётся необходимость в надобности более крупных(в том числе территориально) политических структурах; появляется заинтересованность в больших масштабах государства и единстве.
Мысли и мнения.
Русь в XIII веке.
XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов - шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников - монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники - печенеги и половцы.
Важно знать, что нашествие Батыя не повлекло за собой уничтожения древнерусской народности и цивилизации.
Начало ига
Походы Батыя на русские земли в 1257-1241 гг. не повлекли за собой немедленного установления чужеземного господства. Но летом 1242 г. вернувшиеся с берегов "последнего" - Адриатического моря монголы в низовьях Волги образовали в составе Монгольской империи новое государство - «Золотую» Орду (улус Джучи). Оно охватило огромную территорию, включая земли волжских болгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм. Столицей стал Сарай, или Сарай-Бату, основанный неподалеку от нынешней Астрахани. В древнерусскне земли были направлены послы, потребовавшие от князей явки к Батыю с изъявлением покорности. Первым в Орду в 1243 г. поехал оставшийся старшим среди владимиро-суздальских князей Ярослав Всеволодович. В течение следующего десятилетия русские князья совершили не менее 19 поездок к монголо-татарам, в том числе четыре раза в столицу Монголии - Каракорум. В Орде князья, обычно привозившие богатые дары и дани, получали подтверждение своих прав на свои княжества и на "великое княжение Владимирское" - "ярлык". Монголы, пользуясь этим и извлекая для себя выгоды, зачастую разжигали между русскими князьями соперничество, приводившее к распрям и кровопролитию. В конце 50-х годов XIII в. на Руси вводится система повсеместного и регулярного взимания дани ("ордынский выход") - подворное обложение (для чего была проведена перепись - "число"), а также воинская повинность. Одновременно создается институт ханских наместников - баскаков, осуществлявший экономический и политико-военный контроль в русских землях (просуществовал до начала XIV в.). "Великий баскак" имел резиденцию во Владимире, который становится в это время крупнейшим политическим центром. Наряду с этим не прекращались и новые вторжения монголо-татар. Первый после Батыя поход состоялся в 1252 г. Это была "Неврюева рать", разгромившая Суздальскую землю. В 1292 г. на Русь обрушилась "Дюденева рать", которая "градов взяша 14, и всю землю пусту сътвориша". Многие города разрушались вновь и вновь: Переяславль-Залесский - 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань - 3 раза, Владимир - 2 раза, в то время как в первые 50 лет ига на Руси не было построено ни одного города. В целом в последние 25 лет XIII в. Орда предприняла до 15 крупных походов. Иногда их последствия были не менее трагическими, чем Батыево нашествие.
О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Рукописные книги принадлежали частным лицам различных категорий, в том числе простым горожанам и крестьянам.
3. Социально-экономическая сфера России в XVII в.
Соборное Уложение 1649 г.
Процессы, происходящие в обществе, отразили принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича - свод государственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян - тем самым отменялись "урочные лета". Подтверждался и запрет перехода крестьян в "Юрьев день". Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения. В частности, еще в большей степени наметилась тенденция сближения вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного.
Первые главы Соборного Уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие перестало теперь нуждаться в поддержке со стороны сословно-представительного органа - Земского собора (последний собор полного состава был проведен в 1654 г.). Однако царь еще был вынужден считаться с Боярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами и представителями приказной бюрократии. Исполнительн