Тема 13. СССР во второй половине 60-х начале 80-х годов: от реформ к кризису.

Вид семинара:тематический

Время: 2 часа.

Вопросы к семинару:

1.Экономические реформы 60-х годов и их результаты.

2.Особенности развития промышленности и сельского хозяйства в 70-х начале 80-х годов.

3.Общественно-политическая жизнь в СССР.

4.Достижения и просчеты в советской внешней политике.

Образовательная цель:показать почему реформы в экономической и социальной сферах были ограничены и малоэффективны, почему данный период получил название «застой» и «время упущенных возможностей».

Воспитательная цель: воспитание уважительного отношения к прошлому своей страны;

Задачи семинарского занятия:

- охарактеризовать сущность, причины, особенности и этапы косыгинской экономической реформы;

- показать как личность Л.И.Брежнева повлияла на особенности политического и экономического курса СССР;

- проверить уровень усвоения программного материала и оценить знания слушателей по изучаемой теме.

Методические указания на самостоятельную работу

При подготовке по первомуучебному вопросу

изучить:

- как шел процесс реформ в сельском хозяйстве и в промышленности?

При подготовке по второму учебному вопросу

обратить особое внимание:

- на такое понятие как «застой» и что под ним понимается;

При подготовке по третьему учебному вопросу

изучить:

- приоритетные направления советской внешней политики.

Контрольные вопросы для проверки уяснения

учебного материала:

1. В чем проявлялись застойные и кризисные явления в социально-экономическом развитии страны в конце 60-х начале 80-х годов?

2. Расскажите о конституции 1977 года?

3. Назовите наиболее ярких представителей диссидентского движения?

4. Дайте оценку Общеевропейского совещания в городе Хельсинки в 1975 году?

Методические указания по выполнению контрольных работ

Написание контрольных работ слушателями заочного отделения является необходимым элементом учебного плана. Ее выполнение предполагает демонстрацию слушателями умения обобщать и самостоятельно излагать, сведения и знания, полученные из научной литературы. Слушатели должны показать не только глубокое знание материала по теме контрольной работы, но и умение логично и грамотно изложить содержание вопросов, увязать их с профилем профессиональной подготовки специалиста ОВД, спецификой своей деятельности.

Контрольная работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения содержания рассматриваемой темы, заключения и списка используемой литературы. Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи работы. Заключение должно представлять собой выводы по проделанной работе.

Оформление работы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

- на титульном листе указываются название дисциплины, номер варианта, название темы, данные исполнителя контрольной работы;

- на втором листе указывается план контрольной работы, включающий в себя вопросы, раскрывающие ее содержание;

- в тексте вопросы темы должны быть выделены курсивом;

- страницы текста должны быть пронумерованы;

- цитаты, взятые из научной литературы, должны быть выделены кавычками. После цитаты в скобках или сносках внизу страницы указываются фамилия и инициалы автора, название работы, ее выходные данные (место и год издания), страница.

Общий объем контрольной работы должен составлять 20- 25 листов формата А 4 (кегль - 14, междустрочный интервал – одинарный). По теме контрольной работы слушатель обязан подготовить краткое выступление. Защита контрольной работы является обязательным элементом зачета (одним из вопросов, на который отвечает слушатель).

Тематика контрольных работ

1. Образование древнерусского государства. Норманнская теория.

2.Русско-византийские связи. Принятие христианства на Руси.

3. Новгородская земля в период феодальной раздробленности.

4. Борьба народов России против иноземных завоевателей в 13 веке.

5.Установление монголо-татарского ига над русскими землями. Сущность ига и его последствия для Руси.

6.Основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы.

7.Иван Ш.Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

8.Иван Грозный : исторический портрет.

9.Кризис российского государства на рубеже 16-17 веков. »Смута»: причины, последствия, итоги.

10.Петр первый: предпосылки реформ, реформы, значение.

11.Внешняя политика Петра первого. Северная война.

12.Екатерина вторая. Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

13.Александр первый его внутренняя и внешняя политика.

14.Отечественная война 1812 года.

15.Присоединение Кавказа к России.

16.Общественно-политическое движение в России в первой половине 19 века.

17.Александр второй. Эпоха «великих реформ».

18.Александр третий и его политика «контрреформ».

19.Общественно-политическое движение России во второй половине 19 века.

20. Николай второй: особенности внутренней и внешней политики.

21.Русско-японская война.

22. Первая мировая война. Участие России.

23.Столыпинские реформы.

24.Россия на этапе перехода от февраля к октябрю. Приход к власти большевиков.

25.Осуществление индустриализации и коллективизации в СССР.

26.Внешняя политика СССР в 30-е годы. Попытки создания системы коллективной безопасности.

27.Причины неудач Красной армии на первом этапе Великой Отечественной войны.

28.Сталинградская битва: историческое значение.

29.Цена победы и уроки второй мировой войны.

30.Н.С.Хрущев – реформатор советского типа.

31.Л.И.Брежнев и период «застоя».

32.Карибский кризис.

33.М. Горбачев и политика «перестройки».

34.М.Горбачев и политика «нового политического мышления».

35.Распад СССР.

36.Российская федерация в 90-е годы: особенности внутренней и внешней политики.

Наши рекомендации