Процесс применения права и его стадии.

Правоприменение - сложная последовательная деятель­ность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими про­цедурными нормами (уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными, административно-процессуальными и ины­ми), которые устанавливают определенный порядок правопри­менения и обеспечивают его логическую завершенность.

Первая ста­дия - установление фактических обстоятельств юридического дела. При совершении преступления - это лицо, совершившее пре­ступление, время, место, способ совершения преступления, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполне­ния, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоя­тельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому пра­воприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и немате­риальными следами прошлого, зафиксированными в докумен­тах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоко­лах осмотра места происшествия и т. д.).

Вторая ста­дия - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пре­делы действия во времени, в пространстве и подругу лиц, уяс­няет смысл и содержание юридических предписаний, квали­фицирует деяние. Этот выбор происходит путем сравнения фактичес­ких обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Вы­ясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Анализ, толкование избранной нормы права предполагают обращение к официальному тексту соответствующего норматив­ного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изме­нениями его первоначальной редакции, а также с официальны­ми разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Третья ста­дия - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствует­ся требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в 2х аспектах.

1) это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юри­дической квалификации и в определении для сторон или ви­новного юридических последствий - прав и обязанностей сто­рон, меры ответственности виновного.

2) решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат ум­ственной деятельности по решению юридического дела. Офи­циально фиксируются юридические последствия для конкрет­ных лиц.

Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.

Возможность принудительного исполнения актов примене­ния права обусловливают их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Акты применения права - это правовые акты компетент­ного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязаннос­ти или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Требования к актам применения права

1) Требование обоснованности:

а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

2) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматрива­ющим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;

б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирую­щих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;

в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с пред­писаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3) Требование целесообразности. Предписания диспо­зиции (санкции), как правило, допускают известную свободу пра­воприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета ма­териального положения сторон, индивидуализации ответственно­сти и др. Нецелесообразность решения о мере ответственнос­ти может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.

38 Акты применения права: понятие, виды, требования, предъявляемые к правоприменительным актам

Акты применения права - это правовые акты компетент­ного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязаннос­ти или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки.

1) принимаются компетентными органами или должностными лицами (органы государства и их должностные лица, ОМСУ, для гражданских споров по соглашению сторон - третейский суд).

2) строго индивидуаль­ны, т. с. адресованы поименно определенным лицам.

3) направлены на реализа­цию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меры юридической ответственности.

4) реализация правоприменительных актов обес­печена государственным принуждением. При этом акт приме­нения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудитель­ных мер.

Классификация.

1) По субъектам принятия

а) акты органов госу­дарственной власти,

б) органов государственного управления,

в) кон­трольно-надзорных органов,

г) судебных органов,

д) органов мест­ного самоуправления.

2) По значению в правоприменительном процессе

а) вспомогательные (например, определение суда о назначении экспертизы)

б) основные (решение суда по гражданскому делу и т. д.).

3) По форме

а) имеющие вид отдель­ного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому)

б) резолюция на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы, утверждение прокурором обвинитель­ного заключения).

4) по функциям права

а) регулятивные (приказ о повы­шении по службе)

б) охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

5) по предмету правового регулирования

а) акты уго­ловно-правовые,

б) гражданско-правовые и т. п.;

6) по характеру

а) материальные

б) процессуальные.

Требования к актам применения права

4) Требование обоснованности:

а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

5) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматрива­ющим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;

б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирую­щих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;

в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с пред­писаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

6) Требование целесообразности. Предписания диспо­зиции (санкции), как правило, допускают известную свободу пра­воприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета ма­териального положения сторон, индивидуализации ответственно­сти и др. Нецелесообразность решения о мере ответственнос­ти может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.

Структура правоприменительных актов:

1) Вводная часть содержит наименование акта (приговор, ре­шение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наиме­нование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

2) Описательная часть - описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при ка­ких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

3) Мотивировочная часть включает анализ доказательств, под­тверждающих наличие или отсутствие фактических обстоя­тельств, их.юридическую квалификацию и ее обоснование, ука­зание на процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4) Резолютивная часть - фиксируется решение по делу (о юри­дической квалификации действий, о правах и обязанностях сто­рон, об избранной мере юридической ответственности винов­ным лицам и др.).

Наши рекомендации