ТГП как наука. Методология и методы ТГП
Методы ТГП – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получение научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.
Виды методов ТГП:
1) общефилософские– методы, используемые в течение всего процесса познания
а) метафизика – Г и П воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека,
б) диалектика - государство и право рассматриваются в их развитии
i) идеализм
(1) объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования Г и П с божественной силой либо Мировым или объективным разумом,
(2) субъективный идеализм – с сознанием человека, с волей людей
ii) материалистическая диалектика - рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов,
2) общенаучные методы,используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:
а) исторический– метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
б) системный– восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе;
в) индукции«от частного к общему» и дедукции«от общего к частному»;
г) анализа– разделения объекта на частии синтеза– соединения в единое целое ранее разделенных частей
д) функциональный– определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния;
Специальные юридические методы
4) формальный (формально-юридический) – позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.
5) метод государственного и правового моделирования – государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;
6) сравнительно-правовой – сопоставление государственно-правовых явлений с аналогичными, но только в других отраслях, регионах или странах;
7) конкретно-социологический метод позволяет выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
Теория государства и права в системе общественных (гуманитарных) и юридических наук.
Марксистско – ленинское учение Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.
Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. Эта теория нашла свое отражение в таких трудах как работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и революция», «О государстве».
Основные постулаты
1) Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.
2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.
3) Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата - особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся.
4) В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения. После совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии:
а) Этап существования государства диктатуры пролетариата,
б) этап функционирования собственно социалистического государства
в) этап развития общенародного государства.
Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. Этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.
5) Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Что же касается формы государственного устройства, то предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.
6) В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.
7) Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование. Процесс их отмирания - естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права.
Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной.
Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно поиному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.
Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически
находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.
Теория марксизма-ленинизма – в целом была последовательна и объективна в своем изложении, но жили исследователи в эпоху революций, переворотов, когда разница между сверх богатыми и очень бедными была колоссальной, поэтому появилась необходимость теории нужной массам и этот социальный заказ воздействует на исследователя таким образом, что он ради удовлетворения потребностей, этого «заказа» он поступается научными принципами, методами и начинает отходить от истины.
Г и П является продуктом массовых противоречий, которые появляются в связи с появлением частной собственности, этот продукт классовых противоречий социально не справедлив, государство машина для подавления одного класса другим, право возведенное в закон более господствующим классом. Далее формационный подход и как венец всего при переходе к социализму уничтожается классовое неравенство, у нас наступает коммунизм, а Г и П – орудие классовой борьбы, следовательно они становятся не нужны и поэтому они отомрут как чуждые обществу элементы, другими словами общество вернется к родовому обществу. Т.е. получается не поступательное развитие, а возврат к прошлому. Развитие не может идти таким путем. Не может общество существовать без государства и права. Если его лишить этого, то неизменно общество начинает их формировать заново.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
- Симметричные- субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки)
- Aсимметричные- конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
По особенностям формирования федерации выделяют:
- Территориальные - используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия)
- национальные— по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия).
смешанные (комбинированные)- формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).
Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
- договорные - образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.
- конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
степень централизации:
централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
децентрализованные (Швейцария)
Виды органов государства.
1) По принципу разделения властей:
а) Законодательные,
б) Исполнительные,
в) Судебные,
2) По способу возникновения
а) Первичные - никакими другими органами не создаются, возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права по установленной процедуре (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа).
б) Производные - создаются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д.
3) По широте компетенции
а) органы общей компетенции - правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства.
б) органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности (министерства финансов).
4) По способу формирования
а) выборные
б) назначаемые.
5) По особенностям деятельности и порядку принятия решений органы
а) коллегиальные
б) единоличные.
6) По объему властных полномочий
а) высшие,
б) местные,
7) По административно-территориальному делению
а) Центральные (федеральные)
б) Региональные (штаты, республики),
в) Местные (графства, округа, провинция и др) – ОМСУ к гос. органам не относятся!!!
Государственные органы в РФ | Судебный | Высший арбитражный суд | Президент не относится ни к одной ветви власти Прокуратура тоже | ||||
Конституционный суд | |||||||
Верховный суд | |||||||
Исполнительный | Правительство | Министры | |||||
Заместитель председателя | |||||||
Председатель | |||||||
Законодательный | Федеральное собрание | Совет Федерации | Валентина Матвиенко | ||||
Гос. Дума | Сергей Нарышкин |
Формы демократии.
1) Прямая (непосредственная) демократия - форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.). Прямая демократия существовала в античные времена в Афинах, Древнем Риме, средневековом Новгороде и ряде других городов-республик. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования. Разновидностью является:
а) Плебисцитарная демократия - возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой..
2) Представительная демократия - народ избирает своих представителей, и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
Любая демократия имеет свои ограничения, и нередко свобода одних социальных групп существенно ограничивает жизненное пространство других. Поэтому существуют различные концепции демократии,
Концепция элитарной демократии. В соответствии с ней власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа в управлении государством ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находящейся у власти элите.
Концепция либеральной демократии. Предполагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свободу частной собственности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством.
Концепция коллективистской демократии. Противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и понимания прав и свобод; приоритет государства и общества над личностью; всеобщую политическую мобилизацию и участие всех граждан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуальной жизнедеятельности. Разновидностью коллективистской демократии является социалистическая демократия, имевшая место, например, в СССР.
Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унаследовала от либеральной такие основополагающие ценности, как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Вместе с тем плюралистическая демократия в значительной степени корректирует некоторые принципы либеральной и коллективистской концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является результатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничивается групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социальных меньшинств; власть рассредоточивается по различным институтам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.
Плюралистической демократии отдают предпочтение большинство наиболее развитых стран мира.
Вопросы Теории права
Основные теории права
1) В зависимости от источника правообразования:
а) Естественно-правовая теория права (Демокрит, Сократ, Платон) и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Закон стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели.
i) Позитивное значение естественно-правовой теории:
(1) она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;
(2) благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;
(3) концептуально соединяет право и нравственность.
ii) Критическое замечание - не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.
б) Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
i) Положительная сторона - возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
2) В зависимости от основы права.
а) Нормативистская теория (Кельзен) основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.
i) Позитивное значение - такой подход
(1) позволяет создавать и совершенствовать систему закон одатс л ьства;
(2) обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
(3) содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
(4) обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
(5) позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.
ii) Негативная сторона отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.
б) Психологическая теория (Л. И. Петражицкий) - право – конкретная психическая реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.
i) Положительная сторона - обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.
ii) Негативная сторона - односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.
в) Социологическая теория права(Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Право как эмпирическое явление, его следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
i) Положительная сторона:
(1) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
(2) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
(3) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.
ii) Негативная сторона отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом.
Содержание права
Непосредственное содержание права (т.е. его субстанция, плоть, "вещество", из которого оно состоит) складывается из норм – правил поведения общего характера.
Если же конкретизировать это общее положение и исходить из особенностей права как институционного образования, из "двойной" его надстроечной природы, то освещение его содержания должно быть дополнено указанием на наличие в нем интеллектуальной и волевой сторон[1].
Интеллектуальное в содержании права выражает его принадлежность к общественному сознанию. Образующие право нормы представляют собой нормативные обобщения, деонтические суждения, идеально-ценностное отражение общественных отношений в виде общих программ, моделей, образцов этих отношений[2]. Волевая же сторона содержания права, прямо отражая его статус как особой части надстройки, отличной от общественного сознания, характеризует активно-государственное, повелительное (авторитарное) начало в юридических нормах, заложенную в них заданность на практическое, реальное воплощение в жизнь нормативных программ, моделей, образцов поведения участников общественных отношений.
Именно эта, волевая сторона – определяющая в содержании права как особого институционного образования.
Еще более емкий, рельефный, предметный характер приобретает содержание права, если, не ограничиваясь особенностями его надстроечной природы, исходить из главного в содержании – сущности права. Именно тогда содержание права раскрывается как объективированная в государственно-властных нормативных предписаниях государственная воля[3]; именно тогда в содержании права можно разграничить несколько уровней и, прежде всего, выделить в нем социально-политическое и специально-юридическое содержание.
Социально-политическое содержание – это наиболее глубокий слой, прямо выражающий экономическую основу и классовую сущность права – орудия классового, политического господства (в классово-антагонистических обществах), инструмента общесоциального регулирования.
Необходимо обратить внимание на то, что единое социально-политическое содержание свойственно не только собственно праву, но и всей правовой системе; оно в зависимости от конкретных социально-классовых условий может в различной степени проявляться через те или иные ее компоненты, но всегда так, что в конечном итоге осуществляется выраженная в праве классово-господствующая воля, содержание которой детерминировано материальными условиями жизни господствующего класса.
Специально-юридическое содержание характеризует субстанцию права как специфического институционного образования.
В нем тоже могут быть выделены две основные стороны: во-первых, собственно специально-юридическое содержание и, во-вторых, технико-юридическое содержание.
Первое – это, так сказать, глубинно правовое, то, что имел в виду К. Маркс, когда писал, что в борьбе с необузданными, алчными интересами отдельных индивидов нужно "уделять... главное внимание правовому содержанию, чтобы у нас, в конце концов, не осталась одна только пустая маска"[4]. Здесь раскрывается важная грань марксистской формулы о том, что право есть классово-господствующая государственная воля, возведенная в закон. Иными словами, такая воля, которая выражена в виде институционного нормативного образования и которая притом именно возведена, приподнята, перемещена в специфическую плоскость закона в его глубоком, философском смысле. Такая воля, которая оснащена свойствами, характерными для закона, воплощена в субъективных правах, существующих и функционирующих в единстве с юридическими обязанностями, и с данной стороны призвана конституировать и обеспечивать юридическую свободу поведения участников общественных отношений, соответствующую потребностям конкретного, определенного классового общества.
Весьма существенна и та сторона специально-юридического содержания права, которая относится к его технико-юридическому, конструктивному построению. Эта сторона выражает институционность права, юридическое оформление государственной воли, использование здесь особого юридического инструментария, в частности самое нормативное построение государственной воли, воплощение ее в специфических правовых конструкциях, в тех или иных видах юридических установлений и правовых связей и т.д. – во всем том, что охватывается условным выражением "догма права".
Теория естественного права.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о
божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Значение принципов
1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм.
2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений.
3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.
4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Виды принципов:
1) свойственные праву в целом (общеправовые)
а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.
б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.
в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.
г) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, нормативные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.
д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.
е) За многовековую историю развития права постепенно сложились правовые аксиомы:
i) закон обратной силы не имеет;
ii) все, что законом не запрещено, дозволено;
iii) никто не может быть судьей в собственном деле;
iv) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)
3) группе смежных отраслей, а также крупным правовым институтам (межотраслевые).
Виды норм права.
1) По субъектам правотворчества
а) исходящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент)
б) исходящие непосредственно от гражданского общества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).
2) По социальному назначению и роли в правовой системе
а) учредительные (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.
б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей
i) управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);
iii) запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения)
в) охранительные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов
г) обеспечительные (нормы-гарантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования
д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления
е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)
ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями
з) оперативные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3) По предмету правового регулирования
а) материальные правила поведения субъектов
i) нормы конституционного,
ii) гражданского,
iii) уголовного,
iv) административного,
v) трудового и иных отраслей права.
б) процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил
4) По методу правового регулирования
а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.
б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.
в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
5) По сфере действия
а) федеральные функционируют на всей территории государства;
б) субъектов федерации на территории субъекта;
в) местного самоуправления - МО;
г) локальные действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6) по времени (постоянные и временные),
7) по кругу лиц
а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;
б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;