ТГП как наука. Методология и методы ТГП

Методы ТГП – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получение научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Виды методов ТГП:

1) общефилософские– методы, используемые в течение всего процесса познания

а) метафизика – Г и П воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека,

б) диалектика - государство и право рассматриваются в их развитии

i) идеализм

(1) объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования Г и П с божественной силой либо Мировым или объективным разумом,

(2) субъективный идеализм – с сознанием человека, с волей людей

ii) материалистическая диалектика - рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики госу­дарство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов,

2) общенаучные методы,используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) исторический– метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

б) системный– восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе;

в) индукции«от частного к общему» и дедукции«от общего к частному»;

г) анализа– разделения объекта на частии синтеза– соединения в единое целое ранее разделенных частей

д) функциональный– определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния;

Специальные юридические методы

4) формальный (формально-юридический) – позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

5) метод государственного и правового моделирования – государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

6) сравнительно-правовой – сопоставление государственно-правовых явлений с аналогичными, но только в других отраслях, регионах или странах;

7) конкретно-социологический метод позволяет выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.

Теория государства и права в системе общественных (гуманитарных) и юридических наук.

Марксистско – ленинское учение Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение по­лучило марксистско-ленинское представление о государстве. Эта теория нашла свое отражение в таких трудах как работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и револю­ция», «О государстве».

Основные постулаты

1) Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

3) Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата - особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся.

4) В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения. После совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии:

а) Этап существования государства диктатуры пролетариата,

б) этап функционирования собственно социалистического государства

в) этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. Этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.

5) Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Что же касается формы государственного устройства, то предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.

6) В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

7) Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование. Процесс их отмирания - естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной.

Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно поиному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически

находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

Теория марксизма-ленинизма – в целом была последовательна и объективна в своем изложении, но жили исследователи в эпоху революций, переворотов, когда разница между сверх богатыми и очень бедными была колоссальной, поэтому появилась необходимость теории нужной массам и этот социальный заказ воздействует на исследователя таким образом, что он ради удовлетворения потребностей, этого «заказа» он поступается научными принципами, методами и начинает отходить от истины.

Г и П является продуктом массовых противоречий, которые появляются в связи с появлением частной собственности, этот продукт классовых противоречий социально не справедлив, государство машина для подавления одного класса другим, право возведенное в закон более господствующим классом. Далее формационный подход и как венец всего при переходе к социализму уничтожается классовое неравенство, у нас наступает коммунизм, а Г и П – орудие классовой борьбы, следовательно они становятся не нужны и поэтому они отомрут как чуждые обществу элементы, другими словами общество вернется к родовому обществу. Т.е. получается не поступательное развитие, а возврат к прошлому. Развитие не может идти таким путем. Не может общество существовать без государства и права. Если его лишить этого, то неизменно общество начинает их формировать заново.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

- Симметричные- субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки)

- Aсимметричные- конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

- Территориальные - используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия)

- национальные— по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия).

смешанные (комбинированные)- формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).

Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

- договорные - образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

- конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

степень централизации:

централизованные (Аргентина, Германия, Россия)

децентрализованные (Швейцария)

Виды органов государства.

1) По принципу разделения властей:

а) Законодательные,

б) Исполнительные,

в) Судебные,

2) По способу возникновения

а) Пер­вичные - ника­кими другими органами не создаются, возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо изби­раются на основе избирательного права по установленной про­цедуре (представительные органы) и получают властные пол­номочия от избирателей (народа).

б) Производные - созда­ются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядитель­ные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д.

3) По широте компетенции

а) органы общей компетенции - правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

б) органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятель­ности (министерства финансов).

4) По способу формирования

а) выборные

б) назначаемые.

5) По особенностям деятельности и порядку принятия реше­ний органы

а) коллегиальные

б) единоличные.

6) По объему властных полномочий

а) высшие,

б) местные,

7) По административно-территориальному делению

а) Центральные (федеральные)

б) Региональные (штаты, республики),

в) Местные (графства, округа, про­винция и др) – ОМСУ к гос. органам не относятся!!!

Государственные органы в РФ Судебный   Высший арбитражный суд       Президент не относится ни к одной ветви власти Прокуратура тоже
         
  Конституционный суд      
         
  Верховный суд      
           
Исполнительный   Правительство   Министры  
     
  Заместитель председателя  
     
  Председатель  
           
Законодательный   Федеральное собрание   Совет Федерации Валентина Матвиенко
     
  Гос. Дума Сергей Нарышкин

Формы демократии.

1) Прямая (непосредственная) демократия - форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.). Прямая демократия существовала в античные времена в Афи­нах, Древнем Риме, средневековом Новгороде и ряде других горо­дов-республик. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования. Разновидностью является:

а) Плебисцитарная демократия - возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой..

2) Представительная демократия - народ избирает своих пред­ставителей, и они от его имени управляют государством или ка­ким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой наро­довластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Любая демократия имеет свои ограничения, и нередко свобода одних социальных групп существенно ограничивает жизненное про­странство других. Поэтому существуют различные концепции демо­кратии,

Концепция элитарной демократии. В соответствии с ней власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа в управлении государством ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находя­щейся у власти элите.

Концепция либеральной демократии. Пред­полагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свободу частной собст­венности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эф­фективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

Концепция коллективистской демократии. Противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и пони­мания прав и свобод; приоритет государства и общества над лич­ностью; всеобщую политическую мобилизацию и участие всех граж­дан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуаль­ной жизнедеятельности. Разновидностью коллективистской демократии является социа­листическая демократия, имевшая место, например, в СССР.

Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унас­ледовала от либеральной такие основополагающие ценности, как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Вместе с тем плюралистическая демократия в значительной степе­ни корректирует некоторые принципы либеральной и коллективи­стской концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является ре­зультатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничива­ется групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социаль­ных меньшинств; власть рассредоточивается по различным инсти­тутам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.

Плюралистической демократии отдают предпочтение большин­ство наиболее развитых стран мира.

Вопросы Теории права

Основные теории права

1) В зависимости от ис­точника правообразования:

а) Естественно-правовая теория права (Де­мокрит, Сократ, Платон) и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Закон стре­мится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их соб­ственной добродетели.

i) Позитивное значение естественно-правовой теории:

(1) она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

(2) благодаря этой тео­рии стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

(3) концептуально соединяет право и нрав­ственность.

ii) Критическое замечание - не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

б) Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делеги­рует субъективные права и устанавливает юридические обязан­ности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

2) В зависимости от основы права.

а) Нормативистская теория (Кельзен) основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Юридичес­кая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоя­щей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

i) Позитивное значение - такой подход

(1) позволяет создавать и совершенствовать систему закон одатс л ьства;

(2) обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;

(3) содействует формированию «нормативного» пред­ставления о праве как формально-логической основе правосоз­нания граждан;

(4) обеспечивает формальную определенность пра­ва, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъек­тов, фиксировать меры и средства государственного принужде­ния;

(5) позволяет абстрагироваться от классово-политичес­ких характеристик права, что особенно важно при правоприме­нении.

ii) Негативная сторона отрицание обусловленности права потребностями обществен­ного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

б) Психологическая теория (Л. И. Петражицкий) - право – конкретная пси­хическая реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государ­ством; переживание интуитивного, личного права. Интуитив­ное право и выступает регулятором поведения человека и пото­му рассматривается как реальное, действительное право.

i) Положительная сторона - обращает вни­мание на одну из важнейших сторон правовой системы — пси­хологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особеннос­ти индивида.

ii) Негативная сторона - односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, невозмож­ность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

в) Социологическая теория права(Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Право как эмпиричес­кое явление, его следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, за­щищенное государством. Нормы закона, правосознание не от­рицаются, но и не признаются правом. Они являются призна­ками права, а само право — это порядок в общественных отно­шениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призва­ны судебные или административные органы.

i) Положительная сторона:

(1) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

(2) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отно­шений;

(3) учение подчеркивает роль права как средства социаль­ного контроля и достижения социального равновесия, возвы­шает роль судебной власти.

ii) Негативная сторона отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом.

Содержание права

Непосредственное содержание права (т.е. его субстанция, плоть, "вещество", из которого оно состоит) складывается из норм – правил поведения общего характера.

Если же конкретизировать это общее положение и исходить из особенностей права как институционного образования, из "двойной" его надстроечной природы, то освещение его содержания должно быть дополнено указанием на наличие в нем интеллектуальной и волевой сторон[1].

Интеллектуальное в содержании права выражает его принадлежность к общественному сознанию. Образующие право нормы представляют собой нормативные обобщения, деонтические суждения, идеально-ценностное отражение общественных отношений в виде общих программ, моделей, образцов этих отношений[2]. Волевая же сторона содержания права, прямо отражая его статус как особой части надстройки, отличной от общественного сознания, характеризует активно-государственное, повелительное (авторитарное) начало в юридических нормах, заложенную в них заданность на практическое, реальное воплощение в жизнь нормативных программ, моделей, образцов поведения участников общественных отношений.

Именно эта, волевая сторона – определяющая в содержании права как особого институционного образования.

Еще более емкий, рельефный, предметный характер приобретает содержание права, если, не ограничиваясь особенностями его надстроечной природы, исходить из главного в содержании – сущности права. Именно тогда содержание права раскрывается как объективированная в государственно-властных нормативных предписаниях государственная воля[3]; именно тогда в содержании права можно разграничить несколько уровней и, прежде всего, выделить в нем социально-политическое и специально-юридическое содержание.

Социально-политическое содержание – это наиболее глубокий слой, прямо выражающий экономическую основу и классовую сущность права – орудия классового, политического господства (в классово-антагонистических обществах), инструмента общесоциального регулирования.

Необходимо обратить внимание на то, что единое социально-политическое содержание свойственно не только собственно праву, но и всей правовой системе; оно в зависимости от конкретных социально-классовых условий может в различной степени проявляться через те или иные ее компоненты, но всегда так, что в конечном итоге осуществляется выраженная в праве классово-господствующая воля, содержание которой детерминировано материальными условиями жизни господствующего класса.

Специально-юридическое содержание характеризует субстанцию права как специфического институционного образования.

В нем тоже могут быть выделены две основные стороны: во-первых, собственно специально-юридическое содержание и, во-вторых, технико-юридическое содержание.

Первое – это, так сказать, глубинно правовое, то, что имел в виду К. Маркс, когда писал, что в борьбе с необузданными, алчными интересами отдельных индивидов нужно "уделять... главное внимание правовому содержанию, чтобы у нас, в конце концов, не осталась одна только пустая маска"[4]. Здесь раскрывается важная грань марксистской формулы о том, что право есть классово-господствующая государственная воля, возведенная в закон. Иными словами, такая воля, которая выражена в виде институционного нормативного образования и которая притом именно возведена, приподнята, перемещена в специфическую плоскость закона в его глубоком, философском смысле. Такая воля, которая оснащена свойствами, характерными для закона, воплощена в субъективных правах, существующих и функционирующих в единстве с юридическими обязанностями, и с данной стороны призвана конституировать и обеспечивать юридическую свободу поведения участников общественных отношений, соответствующую потребностям конкретного, определенного классового общества.

Весьма существенна и та сторона специально-юридического содержания права, которая относится к его технико-юридическому, конструктивному построению. Эта сторона выражает институционность права, юридическое оформление государственной воли, использование здесь особого юридического инструментария, в частности самое нормативное построение государственной воли, воплощение ее в специфических правовых конструкциях, в тех или иных видах юридических установлений и правовых связей и т.д. – во всем том, что охватывается условным выражением "догма права".

Теория естественного права.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о

божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Значение принципов

1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования право­вых норм.

2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивиду­альных юридических решений.

3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.

4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Виды принципов:

1) свойственные праву в целом (общеправовые)

а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность пра­ва, стремление к поиску компромисса между участниками пра­вовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть со­размерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмеще­ние, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.

б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права чело­века составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.

в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

г) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.

д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке.

е) За многовековую историю развития права постепенно сло­жились правовые аксиомы:

i) закон обратной силы не имеет;

ii) все, что законом не запрещено, дозволено;

iii) никто не может быть судьей в собственном деле;

iv) нельзя осуждать дваж­ды за одно и то же правонарушение.

2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)

3) группе смежных отраслей, а также круп­ным правовым институтам (межотраслевые).

Виды норм права.

1) По субъектам правотворчества

а) исхо­дящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент)

б) исхо­дящие непосредственно от гражданского об­щества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системе

а) учредительные (нормы-принци­пы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества.

б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей

i) управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий);

ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий);

iii) запрещающие (устанавливаю­щие запрет на совершение действий и поступков, которые оп­ределены законом как правонарушения)

в) охранитель­ные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов

г) обеспечительные (нормы-га­рантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе пра­вового регулирования

д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления

е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)

ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями

з) опера­тивные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3) По предмету правового регулирования

а) материальные правила поведения субъектов

i) нормы конституционного,

ii) гражданского,

iii) уголовного,

iv) административ­ного,

v) трудового и иных отраслей права.

б) процессуальные содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил

4) По методу правового регулирования

а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях ре­зервное правило.

в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5) По сфере действия

а) федеральные функционируют на всей территории государства;

б) субъектов федерации на территории субъекта;

в) местного самоуправления - МО;

г) локальные действуют в рамках от­дельных государственных, общественных или частных структур.

6) по времени (по­стоянные и временные),

7) по кругу лиц

а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;

б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;

Наши рекомендации