Вопрос №1: Парламентская республика.

Вопросы по ТГП

Вопрос №1: Парламентская республика. 3

Вопрос №2: Функции современного государства: понятие, классификация. 4

Вопрос №3: Формы осуществления функций государства. 5

Вопрос №4: Унитарное государство. 6

Вопрос №5: Федеративное и конфедеративное государство. 7

Федеративное государство. 7

Конфедеративное государство. 9

Вопрос №6: Функции теории государства и права. 10

Вопрос №7: Методы познания, применяемые теорией государства и права. 11

Вопрос №8: Президентская республика. 13

Вопрос №9: Тоталитарный и авторитарный политические режимы. 14

Вопрос №10: Предмет теории государства и права. 15

Вопрос №11: Теория разделения властей. 16

Вопрос №12: Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. 17

Вопрос №11: Монархия как форма правления. 18

Вопрос №14: Демократический политический режим. 19

Вопрос №15: Государство в политической системе общества. 20

Вопрос №16: Государство и личность. 21

Вопрос №17: Механизм государства. 22

Вопрос №18: Орган государства: понятие, признаки, виды. 24

Вопрос №19: Понятие государства, его сущность и признаки. 25

Вопрос №20: Социальное государство и его функции. 26

Вопрос №21: Политические партии в политической системе общества. 27

Вопрос №22: Теория правового государства. 28

Вопрос №23: Понятие и структура политической системы общества. 29

Вопрос №24: Теории происхождения государства. 30

Вопрос №25: Отличительные черты государственной власти как вида социальной власти. 32

Вопрос №26: Типология государств. 34

Вопрос №27: Гражданское общество: понятие, взаимодействие с государством. 36

Вопрос №28: Форма государства. 37

Вопрос №29: Внутригосударственное и международное право. 38

Вопрос №30: Правовая система. 40

Вопрос №31: Право и мораль. 42

Вопрос №32: Пробелы в праве, способы их восполнения. 43

Вопрос №33: Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. 44

Вопрос №34: Правомерное поведение: понятие, виды. 45

Вопрос №35: Функции права. 46

Вопрос №36: Основания юридической ответственности. 47

Вопрос №37: Юридический факт: понятие, виды. Фактический состав. 49

Вопрос №38: Юридические аксиомы, презумпции и фикции. 51

Вопрос №39: Понятие правотворчества и его виды. 52

Вопрос №40: Правовая норма: понятие, структура и виды. 53

Вопрос №41: Понятие и способы реализации права. 56

Вопрос №42: Источники права: понятие и виды. 57

Вопрос №43: Действие правовых актов в пространстве. 57

Вопрос №44: Действие нормативных актов по кругу лиц. 58

Вопрос №45: Действие нормативных актов во времени. 59

Вопрос №46: Толкование права: понятие, способы, виды. 59

Вопрос №47: Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание. 60

Вопрос №48: Понятие и виды юридической ответственности. 62

Вопрос №49: Правовая культура. 63

Вопрос №50: Правовой нигилизм. 64

Вопрос №51: Механизм правового регулирования. 65

Вопрос №52: Систематизация законодательства. 66

Вопрос №53: Правонарушение: понятие, признаки, виды. 67

Вопрос №54: Правосознание: понятие, сущность, структура, виды. 69

Вопрос №55: Понятие системы права. 70

Вопрос 56: Юридическая техника. 71

Вопрос №57: Применение права: субъекты, стадии, акты применения. 72

Вопрос №58: Нормативно-правовые акты и их классификация. 73

Вопрос №59: Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения. 75

Вопрос №60: Юридические коллизии: понятие и пути разрешения. 76

Вопрос №61: Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 77

Вопрос №62: Правовое воспитание: необходимость, формы и методы. 77

Вопрос №63: Стадии юридического процесса. 78

Вопрос №64: Льготы, привилегии и иммунитеты в праве. 79

Вопрос №65: Понятие правового института и отрасли права. 80

Вопрос №66: Правовые системы современного мира. 82

Вопрос №5: Федеративное и конфедеративное государство.

Федеративное государство.

Федерация – сложное союзное государство, форма устройства территории, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Признаки федеративного государства:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов;

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы;

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.

Принципы образования и функционирования федерации:

1. Добровольность объединения субъектов государства;

2. Равноправие субъектов федерации в отношениях с федерацией;

3. Плюрализм и демократизм в отношениях между собой;

4. Законность и конституционность;

5. Разграничение сфер деятельности и компетенции;

6. Запрет выхода субъектов федерации из ее состава.

Принципы разграничения полномочий федерации и ее субъектов:

· Выделение предметов исключительного ведения федерации (ст. 71 КРФ);

· Выделение предметов совместного ведения федерации и субъектов (ст. 72 КРФ);

· Выделение предметов ведения субъектов федерации (ст. 73 КРФ).

Виды федераций:

1. По статусу субъектов федерации:

a. Симметричные (США – все субъекты являются штатами);

b. Ассиметричные (РФ – различные субъекты: края, области, республики, автономные округа и т.д.).

2. По правовым основаниям возникновения:

a. Договорные (в основе лежит федеральный договор);

b. Конституционные;

c. Конституционно-договорные.

3. По принципу образования:

a. Территориальные;

b. Национальные;

c. Национально-территориальные.

Территориальные федерации. В основу положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).

Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Симметричная федерация. Симметричной является федерация, в основу устройства которой положено полное равноправие субъектов федерации, однородных по природе и равных по статусу. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (земли, республики), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса. Примером такого рода федерации являются США (штаты) и Германия (земли).

Ассиметричные федерации. Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. Асимметричными федерациями являются Индия, Танзания, Бразилия, Канада — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своего состава собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).

Имитация федерализма. Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашение унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии - это право свободного выхода из союза независимых государств (конфедерации) по собственные воли без согласования с координационными органами конфедерации.

Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР).

ЭТО МОЖНО ПРОСТО В УХО ПРОЧИТАТЬ, как-то сделать небольшие пометки. Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Суверенных Республик) также будет «мягкой федерацией».

Вопрос №31: Право и мораль.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Право – это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Мораль – есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей

Нормы права – это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.

Нормы морали – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма непростое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

Ø Единства;

Ø Взаимодействия;

Ø Различия;

Ø Противоречия.

Право и мораль объединяют:

1. Единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.;

2. Нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:

a. Единый объект регулирования – общественные отношения;

b. Достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества;

c. Фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

Ø Право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

Ø Правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

Ø Право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

Ø Взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

Ø Право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

Ø Правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

Ø Мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Различия между ними заключаются в:

Ø Разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);

Ø Характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);

Ø Формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);

Ø Методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);

Ø Требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости).

Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.

Противоречие между правом и моралью может выражаться:

Ø В несовпадении интересов общества и государства;

Ø В различных методах регулирования;

Ø В разнице критериев оценки поведения;

Ø В расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;

Ø В неравномерном развитии норм морали и норм права и т.д.

Вопрос №35: Функции права.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

Ø По направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;

Ø По основным субъектам право применения: законодательная, исполнительная, судебная;

Ø По социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

Ø В зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права: направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложении на субъекты права юридических обязанностей.

Содержанием регулятивной функции охватывается:

1. Закрепление посредствам норм права право- и дееспособности граждан;

2. Закрепление и изменение правового статуса граждан;

3. Определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц.

Охранительная функция права: суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

Юридические факты

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По характеру порождаемых юридических последствий:

a. Правообразующие;

b. Правоизменяющие;

c. Правопрекращающие.

2. По характеру действия:

a. Факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба);

b. Факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности).

3. По характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения:

a. Юридические деяния (действия и бездействие);

b. Юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно дан­ного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования - юридическим событием;

4. С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на:

a. Правомерные;

b. Неправомерные:

i. Преступления;

ii. Проступки.

5. В зависимости от волевой направленности правомерные действия делятся на:

a. Индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия);

b. Юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния);

c. Результативные действия (правовые послед­ствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

6. В зависимости от степени сложности юридические факты делятся на:

a. Единичные юридические факты;

b. Фактические составы (системы юридических фактов).

Фактический состав

Фактический (юридический) состав – это совокупность юридических фактов, с которыми связано наступление юридических последствий. Для многих правоотношений достаточно одного из обстоятельств, указанных в законе, чтобы возникло (прекратилось) правоотношение. Так, для прекращения залога требуется перевод на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом. Для целого же ряда правоотношений требуется наступление не одного, а нескольких юридических фактов. Так, по трудовому законодательству для некоторых категорий работников основанием возникновения трудового правоотношения является сложный состав юридических фактов, в частности, трудовой договор (контракт) и избрание по конкурсу (профессорско-преподавательский состав вузов); для 15-ти летних лиц дополнительным (специальным) условием является согласие профкома на их прием; для 14-тилетних учащихся — согласие одного из родителей и т.д. Можно выделить два вида фактических составов.

Простые составы – это комплексы фактов, между которыми существует «свободная», нежесткая связь. В таком составе факты могут накапливаться в любом порядке. В других случаях фактические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Фактические составы указанного вида именуются в теории права простыми.

Сложные (связанные) – это системы фактов, между которыми существует взаимообусловленность, жесткая зависимость. Факты должны накапливаться в жестком, строго определенном порядке. В одних случаях фактические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих юридических фактов, разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В теории права такие фактические составы именуются сложными.

Смешанные – это системы фактов, связь между которыми является частично «свободной», а частично - жесткой, «связанной».

Деление по степени определенности составов различает:

a. Определенные – это составы, все элементы которых являются в строгом смысле юридическими фактами, и все они целиком предусмотрены гипотезами норм права.

b. Бланкетные (относительно определенные) – это составы, которые не полностью предусмотрены в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Следовательно, бланкетные составы характеризуются тем, что они складываются из предпосылок индивидуальных актов и обстоятельства, указанные в норме, порождают последствия только посредством акта юрисдикционного органа.

По своему объему фактические составы подразделяются на:

a. Завершенные – это составы, в которых закончен процесс накопления юридических составов. Они порождают конечные юридические последствия, т.е. происходит возникновение, развитие и прекращение правоотношений. Моментом, свидетельствующим о завершенности фактического состава, является возникновение субъективного права (обязанности).

b. Незавершенные – это составы, в которых процесс накопления юридических фактов не закончен. Они могут порождать лишь промежуточные правовые последствия. Выполнив свою временную миссию, они как бы сходят со сцены, уступая место конечным правовым последствиям, порождаемым фактическим составом в целом.

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Вопросы по ТГП

Вопрос №1: Парламентская республика. 3

Вопрос №2: Функции современного государства: понятие, классификация. 4

Вопрос №3: Формы осуществления функций государства. 5

Вопрос №4: Унитарное государство. 6

Вопрос №5: Федеративное и конфедеративное государство. 7

Федеративное государство. 7

Конфедеративное государство. 9

Вопрос №6: Функции теории государства и права. 10

Вопрос №7: Методы познания, применяемые теорией государства и права. 11

Вопрос №8: Президентская республика. 13

Вопрос №9: Тоталитарный и авторитарный политические режимы. 14

Вопрос №10: Предмет теории государства и права. 15

Вопрос №11: Теория разделения властей. 16

Вопрос №12: Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. 17

Вопрос №11: Монархия как форма правления. 18

Вопрос №14: Демократический политический режим. 19

Вопрос №15: Государство в политической системе общества. 20

Вопрос №16: Государство и личность. 21

Вопрос №17: Механизм государства. 22

Вопрос №18: Орган государства: понятие, признаки, виды. 24

Вопрос №19: Понятие государства, его сущность и признаки. 25

Вопрос №20: Социальное государство и его функции. 26

Вопрос №21: Политические партии в политической системе общества. 27

Вопрос №22: Теория правового государства. 28

Вопрос №23: Понятие и структура политической системы общества. 29

Вопрос №24: Теории происхождения государства. 30

Вопрос №25: Отличительные черты государственной власти как вида социальной власти. 32

Вопрос №26: Типология государств. 34

Вопрос №27: Гражданское общество: понятие, взаимодействие с государством. 36

Вопрос №28: Форма государства. 37

Вопрос №29: Внутригосударственное и международное право. 38

Вопрос №30: Правовая система. 40

Вопрос №31: Право и мораль. 42

Вопрос №32: Пробелы в праве, способы их восполнения. 43

Вопрос №33: Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. 44

Вопрос №34: Правомерное поведение: понятие, виды. 45

Вопрос №35: Функции права. 46

Вопрос №36: Основания юридической ответственности. 47

Вопрос №37: Юридический факт: понятие, виды. Фактический состав. 49

Вопрос №38: Юридические аксиомы, презумпции и фикции. 51

Вопрос №39: Понятие правотворчества и его виды. 52

Вопрос №40: Правовая норма: понятие, структура и виды. 53

Вопрос №41: Понятие и способы реализации права. 56

Вопрос №42: Источники права: понятие и виды. 57

Вопрос №43: Действие правовых актов в пространстве. 57

Вопрос №44: Действие нормативных актов по кругу лиц. 58

Вопрос №45: Действие нормативных актов во времени. 59

Вопрос №46: Толкование права: понятие, способы, виды. 59

Вопрос №47: Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание. 60

Вопрос №48: Понятие и виды юридической ответственности. 62

Вопрос №49: Правовая культура. 63

Вопрос №50: Правовой нигилизм. 64

Вопрос №51: Механизм правового регулирования. 65

Вопрос №52: Систематизация законодательства. 66

Вопрос №53: Правонарушение: понятие, признаки, виды. 67

Вопрос №54: Правосознание: понятие, сущность, структура, виды. 69

Вопрос №55: Понятие системы права. 70

Вопрос 56: Юридическая техника. 71

Вопрос №57: Применение права: субъекты, стадии, акты применения. 72

Вопрос №58: Нормативно-правовые акты и их классификация. 73

Вопрос №59: Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения. 75

Вопрос №60: Юридические коллизии: понятие и пути разрешения. 76

Вопрос №61: Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 77

Вопрос №62: Правовое воспитание: необходимость, формы и методы. 77

Вопрос №63: Стадии юридического процесса. 78

Вопрос №64: Льготы, привилегии и иммунитеты в праве. 79

Вопрос №65: Понятие правового института и отрасли права. 80

Вопрос №66: Правовые системы современного мира. 82

Вопрос №1: Парламентская республика.

Парламентарная республика – форма правления при которой значительная роль в государственной жизни принадлежит парламенту (примеры – Германия, Италия, Индия, Австрия, Израиль и др.).

Признаки парламентской республики:

· верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением страны;

· правительство формируется парламентским путем из числа лидеров партии получивших большинство голосов в парламенте по итогам выборов;

· возглавляет правительство премьер-министр, который, как правило, является лидером партии, победившей на выборах в парламент;

· правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом;

· члены правительства находятся у власти до тех пор, пока их поддерживает большинство в парламенте;

· при вынесении вотума недоверия правительство должно уйти в отставку;

· допускается существование должности президента, который избирается парламентом;

· президент (если есть) реальными правами не обладает.

В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Парламентская республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом – премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Наши рекомендации