Определите, какое место занимает церковь в украинском государстве и как она влияет на функционирование политической системы.

На протяжении столетий слово "демократия" с греческого языка вошло во все языки мира и получило множество значений. Оно стало одним из наиболее часто употребляемых слов не только в речах политических деятелей, но и в повседневных разговорах сотен миллионов людей. Особенно часто звучит оно теперь в нашей стране, которая переживает переломный момент своей многострадальной истории.

Демократия (др.-греч — «власть народа) — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

2. Народ является единственно легитимным источником власти

3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Основные принципы демократии:

1) политическая свобода — свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение — на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан — означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений,

пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения — предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей — означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства — означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве — этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм — означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм — множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными профаммами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

10. В современной политологической литературе достаточное внимание уделяется идентитарной и конкурентной демократиям. Идентитарная демократия построена на основе социального единства, характеризуется господством единой, общенародной государственной воли. Из этого следует, что идентитарная демократия отвергает автономность отдельного человека, его возможность обладать личными интересами и вступать в социальный конфликт и в то же время устанавливает общую волю народа, его интересы. Такая демократия может привести к тирании, постепенному уничтожению демократических основ вообще. Все известные диктаторы XX в. выступали от имени народа и как бы по его поручению, при этом обязательно подавлялась часть населения, не согласная с диктаторским режимом. Поэтому нельзя исключать возможность, что идентитарная демократия со временем может перерасти в политический режим, далекий от демократии.

Если идентитарная демократия основана на марксистской теории, то конкурентная демократия лежит в основе современных западных представлений о демократии. Одним из показателей конкурентной демократии является характер партийных систем. Дело в том, что в ней отсутствуют запреты на какие-либо партии. Главной идеей конкурентной демократии является приоритет личности, индивида над обществом, государством, а не наоборот. Личность здесь рассматривается как основа гражданского общества и государства.

Конкурентная демократия может быть как представительной, так и непосредственной, в зависимости от государства, его культуры, традиций, экономического развития и т.д. В отличие от идентитарной в конкурентной демократии отдельно взятая личность может вступать в социальный конфликт, здесь важна воля не только государства, но и отдельного гражданина. Более того, из личных интересов каждого гражданина рождаются интересы государства. При таком понимании демократии личность наименее ограничена в выборе своего поведения. Однако, несмотря на такое количество положительных черт, данная демократия должна «оберегаться», регулироваться, так как увлечение либеральными свободами способно привести к анархии, безвластию в государстве. Итак, идентитарная демократия - это полное осуществление власти самого народа, воплощение его единой воли в политике государства. Конкурентная же демократия - это свободное соперничество политических сил с неопределенными результатами. Подлинная демократия предполагает такое устройство социально-политических отношений, при котором правительство избирается народом и в случае необходимости устраняется по воле народа, без насилия.

Определите, какое место занимает церковь в украинском государстве и как она влияет на функционирование политической системы.

Украинское государство, последовательно придерживаясь общепризнанных и зафиксированных отечественным законодательством принципов отделения церкви от государства и невмешательства во внутренние дела религиозных организаций, всячески способствует , проработке эффективных механизмов сотрудничества государства и церкви в гуманитарной сфере. Результатом такого сотрудничества стало укрепление общественного понимания, преодоление межрелигиозных противостояний, обеспечение защиты прав верующих и религиозных организаций.

Принимая во внимание важность вопроса институционального обеспечения развития государственно-конфессиональных отношений, чрезвычайно актуальным становится вопрос функционирования государственного органа Украины по делам религий, существование которого предусмотрено Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях". Как известно, Указом Президента Украины "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" № 1085/2010 от 09.12.2010 г. был ликвидирован Государственный комитет по делам Украины национальностей и религий, функции по реализации государственной политики в сфере религии возложены на Министерство культуры Украины, а функции в сфере регистрации религиозных организаций – на Государственную регистрационную службу Украины.

В то же время, в обращениях Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, в состав которого входит 19 ведущих православных, католических и протестантских церквей, а также иудейское и мусульманские религиозные объединения, которые представляют 95 процентов религиозной сети Украины, и который, соответственно, является наиболее презентативным и авторитетным межцерковным органом, неоднократно указывалась нецелесообразность внесения изменений на нынешнем этапе в действующий Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", учитывая возможность ухудшения в результате таких изменений религиозной ситуации в Украине.

Вместе с реализацией стратегических задач обеспечения права граждан на свободу совести, гармонизации государственно-церковных и межцерковных отношений, государственный орган по делам религий и структурные подразделения по делам религий областных (городских) государственных администраций выполняют ряд важных функций: изучают и анализируют тенденции религиозных процессов, разрабатывают текущие и долгосрочные прогнозы из отмеченных вопросов, готовят предложения относительно формирования и реализации государственной политики в соответствующих сферах; способствуют деятельности религиозных организаций, решению вопросов, связанных с передачей в пользование и возвращение в собственность религиозных организаций культового имущества; оказывают соответствующую организационно-методическую и консультационную помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления; ведут учет религиозных организаций.

Деятельность Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете Министров Украины.

На сегодня в мире уже накоплен богатый опыт успешного сочетания сохранения сакральных памятников истории и культуры и их использования именно как культовых объектов. Важным является ознакомление с указанным опытом. В этом контексте стоит отметить проведение в течении ноября 2010 года международного семинара "Роль религиозных общин в управлении объектами всемирного наследия", который состоялся в Киево-Печерской Лавре под эгидой ЮНЕСКО и патронатом Президента Украины, и украинско-французского музейного семинара "Сакральные памятники или культурное наследие?", состоявшийся в Софии Киевской.

Так, свою работу активно продолжает Общественный совет по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями при Министерстве образования и науки Украины, в состав которой, кроме специалистов Минобразования входят представители разных конфессий, делегированные заинтересованными членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. В центре внимания Общественного совета - вопрос содействия введения преподавания предметов духовно-морального устремления в общеобразовательных учебных заведениях разного уровня проработка государственного стандарта из богословия, уравнения в правах студентов и преподавателей духовных учебных заведений со студентами и преподавателями государственных и частных учебных заведений и т.п.

12. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность.

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати.

Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Психологическая теория. Государство появляется особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей.

Ирригационную теорию Возникновение государства объясняется необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

13. Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

Понятие Государство имеет два основных применения:

1. В качестве слова – названия объективно существующего предмета, определяемого лексически и обладающего различными свойствами (качествами) и способностью взаимодействия;

2. В качестве термина – не совсем понятного объекта, определяемого происхождением и являющегося предметом исследования.

В лексическом определении (в качестве общедоступного, разговорного слова):
Государство — это однозначное аксиоматическое обозначение фундаментального понятия (одного из оснований географии), формулировка которого определяет мировоззрение человека в быту и отдельных отраслях общественной науки. В простом и интуитивно очевидном понимании предмета, Государство представляет собой неделимую совокупность четырех неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних взаимоотношений:

· географической территории,

· владельца (владельцев) этой территории,

· населения этой территории и

· органов управления совокупным хозяйством населения (в том числе и владельца территории).

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются:

· по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

· по значению: на основные и неосновные,

· по видимости: на явные и латентные,

· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

· Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

· Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

· деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

14. Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

Признаки государства

· Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

o конституция,

o военная доктрина,

o законодательство.

· Наличие руководства (аппарат управления):

o президент (правительство),

o парламент,

o суд.

· Управление и планирование:

o нормирование жизни общества (система права),

o государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

o хозяйственная деятельность (экономика),

§ собственная денежная система,

§ налоговые сборы.

· Собственность (ресурсы):

o территория,

o население,

o государственная казна,

o границы и т. д.

· Наличие подчиненных организаций:

o охрана правопорядка,

o вооружённые силы,

o периферийные административные организации.

· Наличие государственного языка (языков).

· Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).

· Публичная власть.

· Гражданство.

· Государственные символы.

15. Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в го­сударстве.

По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по на­следству, независимо от воли избирателей.

Монархии делятся на абсолютные и кон­ституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

Монархия как форма правления сохраняется сегодня в 1/3 стран мира.

В республике источником власти является народное большинство, и высшие орга­ны власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.В парламентской республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).

Президент:а) является номинальным гла­вой государства (т.е. его пол­номочия ограничены предста­вительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, пар­ламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

Парламент:а) формирует правительство;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и ис­полнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

Президентская республика. В президентской республике члены правительства назна­чаются президентом и подот­четны только ему (т.е. правительство форми­руется президентом).

Президент:а) является одновременно главой госу­дарства и главой исполнитель­ной власти;

б) избирается народом;

в) политической ответственно­сти перед парламентом не не­сет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку).

Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»:

1) президенту нужна поддержка пар­ламента в вопросах бюджета;

2) он не может распустить пар­ламент.

Парламент:а) решает вопросы бюджета;

б) имеет право вето на должностные назначения президента;

в) вправе начать процесс им­пичмента против президента.

Сутью президентской республики является сотрудничество законо­дательной (в лице парламен­та) и исполнительной (в лице президента) власти.

Полупрезидентская республика.

В полупрезидентской республике правительство:а) формируется совместно пре­зидентом и главой правитель­ства;

б) несет двойственную ответст­венность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

Президент:а) избирается народом;

б) имеет право распустить пар­ламент;

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного по­ложения, но на это время ут­рачивает право роспуска пар­ламента.

Парламент:а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парла­ментской и президентской рес­публик.

Наши рекомендации