Риган с протомой в виде грифона. Ниса

Риган с протомой в виде грифона. Ниса - student2.ru

ролировалась. Социальную верхушку общества образовывал царский род Аршакидов, владевший обширными землями, и парфянская знать, экономическая самостоятельность которой во многом обусловила ее значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала в полной мере этим задачам. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического общественного уклада. Так, царская власть рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали два совета — племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат умершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и о смещении царей советом знати. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые

царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией. В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.

Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части всего государства в целом. Формирование некоторых общих черт было вызвано активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в III—I вв. до н. э., влияние греческих кано­нов было очень сильным, и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллинолюбивыми (филэллинами). Эллинизация широко охватила придворные круга и парфянскую знать. Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе, неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной отечественными археологами. Здесь отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта. Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастрийский календарь ясно указывают на глубокие местные корни. Вместе с тем в архитектурном декоре широко используются пышные капители ко­ринфского ордера, в царской сокровищнице бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов. Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том числе изображения двенадцати олимпийских божеств.

С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на монетах появляются надписи на парфян-

ском языке, постепенно вытесняющие греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными. В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны помещений — айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня. Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие

статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом.

Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III

Для различных областей Ирана и Средней Азии характерна неравномерность исторического развития: в то время как в одной части региона уже сложилось раннеклассовое общество и государство, в других областях древние племена жили еще в условиях первобытнообщиного строя. С течением времени эта неравномерность развития постепенно сглаживалась.

Переход к земледелию и скотоводству произошел в Иране и Средней Азии сравнительно рано, почти одновременно с Месопотамией. В VI—V тысячелетиях до н. э. оседлые племена освоили благоприятные для земледелия оазисы Иранского плато и юга Средней Азии. В IV тысячелетии значительного развития достигла группа племен на юго-западе Ирана, в области, носящей название Элам. Здесь быстро развиваются поливное земледелие, ремесла, складываются поселения городского типа с монументальной архитектурой; к началу III тысячелетия до н. э. формируется раннеклассовое общество и государство, возникает оригинальная письменность.

В III тысячелетии до н. э. на территории Элама существовало несколько небольших государств (Сузы, Аншан и др.), лишь постепенно и порой временно объединявшихся в единое государство. Иногда Элам находился в зависимости от государств Месопотамии (Аккада, III династии Ура), порой эламские цари распространяли свою власть на Южное Двуречье.

На остальной территории Ирана и на юге Средней Азии, где поливное земледелие использовало ограниченные водные ресурсы небольших речек и ручьев, выделение ремесел и формирование поселений городского типа приходится на III тысячелетие до н. э. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на юге Средней Азии складывается раннеклассовое общество Алтын-депе с четкими признаками социальной дифференциации. Аналогичные процессы наблюдались и в ряде других областей, но к середине II тысячелетия до н. э. большинство таких центров приходит в упадок.

Важным событием древней истории Ирана и Средней Азии было расселение племен индоиранской языковой ветви, и прежде всего ираноязычных племен (вторая половина II тысячелетия — первая треть I тысячелетия до н. э.). Повсюду смешиваясь с местным населением, эти племена передавали ему свой язык. К 673 г. до н. э. относится создание в Северо-Западном Иране крупного объединения ираноязычных мидийцев, возглавленных Каштарити. При царе Киаксаре (625—585 гг. до н. э.) Мидия, разгромив Ассирию, превратилась в крупнейшую державу, простиравшуюся от Лидии до южных областей Средней Азии. В оазисах Средней Азии среди оседлых ираноязычных племен также шло образование политических объединений (например, Бактрийское царство).

Мидийцам не удалось создать прочную централизованную державу, и в 550 г. до н. э. они уступили ведущую роль персам, до этого входившим в состав Мидийского государства. Царь персов Кир II и его сын Камбиз завоевали весь Ближний Восток и создали огромную, «мировую» державу, которая стала крупнейшим военно-административным объединением на Древнем Востоке. В определенной мере она способствовала оживлению экономики, обогащению верхушки господствующего класса, особенно связанной с торговлей.

Для III в. до н. э.— IV в. н. э. характерны дальнейшее развитие внутренней и международной торговли, интенсификация денежных отношений, подъем городской жизни, творческий синтез восточных и греческих традиций, особенно заметный в сфере культуры. Складываются две крупные дер­жавы: Парфия (250 г. до н. э.— 224 г. н. э.), включавшая в лору своего расцвета юго-запад Средней Азии, Иран и Месопотамию, и Кушанское государство (I—IV вв. н. э.) с главными центрами в Бактрии и Северо-За­падной Индии. С I в. до н. э. Парфия втягивается в войны с Римом, ограничившие восточную экспансию Рима районами Месопотамии. Кушаны сдерживают проникновение в Восточный Туркестан ханьского Китая. На последних этапах существования древнего общества Ирана и Средней Азии отмечается стремление создать более гибкие формы эксплуатации, повысить производительность труда рабов, заинтересовать их в результате своей работы. Это было одним из проявлений кризиса традиционной системы, с которым во многом связаны постепенный упадок Парфии, а затем и Кушанского государства.

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

Элам

Начало III тысячелетия до н. э.— Возникновение раннегосударственных образований. Начало XXII в. до н. э.— Создание единого независимого государства с центром в Сузах. XII в. до н. э.— Походы в Двуречье, захват Вавилона. VIII—VII вв. до н. э.— Борьба Элама с Ассирийской державой.

549 г. до н. э.— Захват Элама персами.

Иран и Средняя Азия

Конец III — начало II тысячелетия до н. э.— Культура Алтын-депе.

Конец II тысячелетия до н. э.— Расселение ираноязычных племен на территории Ирана и Средней Азии.

VII—VI вв. до н. э.— Формирование раннеклассовых государств в оазисах Бактрии и Маргианы.

673—672 гг. до н. э.— Образование независимого Мидийского царства.

625—584 гг. до н. э.— Правление Киаксара и создание крупной Мидийской державы.

558—530 гг. до н. э.— Правление Кира II, основателя Персидской державы Ахеменидов.

550 г. до н. э.— Захват Мидии.
547 г. до н. э.— Захват Лидии.
545—539 гг. до н. э.— Завоевания в Средней Азии.
539 г. до н. э.— Покорение Вавилона.

530—522 гг. до н. э.— Правление Камбиза II, завоевание Египта. 522—486 гг. до н. э.— Правление Дария I, административно-финансовые реформы. 499—449 гг. до н. э.— Восстания ионийских греков и греко-персидские войны. 411—401 гг. до н. э.— Восстания против персидского господства в Малой Азии, Мидии и Египте. 334—329 гг. до н. э.— Греко-македонский поход на Восток и крушение державы Ахеменидов. 329—327 гг. до н. э.— Покорение Средней Азии Александром Македонским. 305 — около 250 г. до н. э.— Средняя Азия в составе эллинистической державы Селевкидов. Около 250 г. — вторая половина II в. до н. э.— Греко-Бактрийское царство. Около 250 г. до н. э.—III в. н. э. — Прафянское царство. I—IV вв. н. э. — Кушанская держава.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы особенности природных условий Иранского нагорья и Средней Азии и их влияние на развитие экономики этого региона?

2. В чем заключаются отличительные черты эламского общества и государства по сравнению с государствами долины Тигра и Евфрата?

3. Каковы важнейшие достижения эламской культуры и сфера ее влияния?

4. Когда и как происходило расселение ираноязычных племен в Иране и Средней Азии?

5. Какую роль сыграли кочевые племена киммерийцев и скифов в судьбах ближневосточных государств?

6. Каково значение Мидийской державы в изменении политической и международной обстановки в Передней Азии в последней четверти VII—первой половине VI в. до н. э.?

7. Какие исторические условия способствовали формированию «мировой» Персидской державы?

8. В чем заключались предпосылки и как осуществлялась централизация Персидской державы при Дарии I?

9. Каковы причины и формы проявления греко-персидских противоречий в V—IV вв. до н. э.?

10. В чем заключается историческая роль греко-македонского похода на Восток в последней трети IV в. до н. э.?

11. Каковы особенности экономики, социальной структуры, политического управления и культурно-религиозных
процессов в Персидской державе Ахеменидов?

12. В чем состоят основные мировоззренческие и этические установления зороастризма, его роль в жизни народов Ирана и Средней Азии и его отличия от известных вам религиозных систем Древнего Востока?

13. Определите важнейшие этапы исторического развития Средней Азии в III — первой половине I тысячелетия до н. э.

14. В чем проявлялись черты взаимодействия греческих и местных восточных элементов в развитии Греко-Бактрийского, Кушанского и Парфянского царств?

ИРАН В ДРЕВНОСТИ

Риган с протомой в виде грифона. Ниса - student2.ru

Наши рекомендации