Серебряная монета Диодота II. III в. до н.э.

Серебряная монета Диодота II. III в. до н.э. - student2.ru

ных правителей Греко-Бактрии, власть его была непродолжительной: между 140 и 130 гг. до н. э. вторгшиеся с севера кочевые племена покончили с Греко-Бактрией как с крупной державой. Отдельные мелкие правители с греческими именами, хотя и чеканили монеты, практически большой власти не имели.

Падение Греко-Бактрии под напором кочевых племен отнюдь не было случайным событием, завершившим череду внутренних междоусобиц и неурядиц. В III—I вв. до н. э. древние кочевники Азии вступают в новый этап своего развития: складываются мощные объединения государственного типа. Одним из таких политических образований было объединение сюнну, ставшее грозным противником государств Древнего Китая. На севере Средней Азии и на юго-востоке Казахстана во многом близким сюнну политическим образованием было объединение усуней. Усуни могли выставить до 30 тыс. конницы, во главе объединения стоял правитель с титулом гуньмо. Судя по сообщениям древних авторов, в объединениях древних кочевников имелся и примитивный государственный аппарат. Военные столкновения между подобными объединениями происходили постоянно. Так, в ходе столкновений между усунями и кочевниками, названными в китайских источниках юечжами, последние были оттеснены на юг и, пройдя оседлые оазисы Согда, обрушились на Бактрию. В этих передвижениях участвовали и другие группы племен, в том числе носившие наименование саков. Периоды военных столкновений с оседлыми жителями оазисов сменялись сравнительно мирной полосой, когда налаживались торговые отношения. Таким образом, в падении Греко-Бактрии как бы объединились два процесса — экспансии древнекочевнических объединений и внутренней слабости этого государства.

В целом греко-бактрийский период был временем интенсивного развития городской жизни. Античные историки называли Греко-Бактрию страной тысячи городов, что безусловно является своего рода гиперболой, но сам факт значительного увеличения количества городских поселений несомненен. Новым городам присваивались имена греко-бактрийских правителей (Евкратидея, Деметрия). Увеличивались в размерах ранее существовавшие городские центры, превращались в города небольшие поселки. Новые города, как правило, строились в форме четкого квадрата или прямоугольника, окруженного крепостными стенами с прямоугольными башнями. Они были важными центрами торгово-ремесленной деятельности. О развитии торговли свидетельствует и обилие греко-бактрийских монет. Именно в греко-бактрийский период началось превращение Бактрии из богатой земледельческой области с отдельными городскими центрами в страну с вы­соким уровнем торгово-ремесленного развития.

Одновременно идет дальнейшее распространение греческой культуры, охватившее в первую очередь городские центры. В архитектуре это проявляется в планировке воздвигаемых строений, в широком исполь­зовании камня, прежде всего каменных колонн, в популярности коринфского ордера, отличавшегося пышными растительными капителями. На оборотной стороне греко-бактрийских монет помещаются изображения греческих богов (Зевса, Посейдона, Аполлона, Артемиды) и героев (Геракла и др.). Даже в бытовой посуде широкое распространение получают изделия специфически греческих форм, считавшихся нормой и эталоном, иногда лишь незначительно изменяемые на местный лад. Происходило и слияние образов античной и восточной мифологии. Геракл отождествлялся с воин-

ственным индоиранским божеством Вертрагной, Аполлон — с богом солнца Митрой. Не случайно государство, образованное Диодотом, получило название Греко-Бактрии: им было положено начало слиянию культурных достижений Востока и Запада.

Кушанская держава

Политическая история.

На развалинах Греко-Бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших политических объединений древнего мира — Кушанская держава. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов. Однако история этой мировой державы плохо известна и лишь в последние годы стала привлекать пристальное внимание исследователей.

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии. Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры. Гробницы представителей знати открыты советскими археологами на поселении Тилля-тепе в Северном Афганистане. Среди найденных здесь многочисленных изделий из золота и серебра были предметы, связанные с миром степей, и вещи, несущие явный отпечаток художественной культуры Греко-Бактрии.

В I в. до н. э. на территории Бактрии повсеместно проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные принципы греко-бактрийского периода. Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всадника, символизирующего тесную связь с кочевым миром. Еще более интересно этническое название этого правителя — он именует себя кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.

Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бакт-рия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царя царей». Эти события приходятся предположительно на I в. до н. э. Новая держава направила свои устремления по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры.

Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства — Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно, вплоть до Варанаси. В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского бога Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II в. н. э. При нем произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону ин­дийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар. Более всего Канишка известен как покровитель буддизма. Однако в покровительстве популярной религии скорее всего следует видеть трезвый расчет опытного политика. На монетах Канишки действительно имеются


Наши рекомендации