Изучение истории Древней Аравии.
Оно началось с путешествий, в ходе которых накапливался эпиграфический материал, собирались этнологические и картографические данные, зарисовывались руины и памятники.
Исследование древней истории Аравии с XIX в. развивается в нескольких направлениях. Одно из важнейших — сбор, публикация и изучение эпиграфического материала. Другое направление — археологическое исследование памятников Древней Аравии, которое пока еще не достигло значительного развития. Изучены памятники Заиорданья, Южной Палестины и Северо-Западной Аравии, преимущественно набатейские. В 50—60-е годы XX в. в Южной Аравии проводился цикл археологических работ американской экспедицией: раскопки столицы Сабы Мариба, окрестных памятников и столицы Катабана Тимны. В 70—80-е годы значительные археологические раскопки были проведены итальянской и французской миссиями в Восточной Аравии и Хадрамауте.
Первые сводные труды по истории Аравии появились в конце XIX в. XX век привел к значительному развитию отраслей науки, занимающейся изучением древней истории Аравии (семитологии, арабистики, сабе-истики, название которой происходит от наименования одного из крупных государств Южной Аравии — Сабы). Были созданы и продолжают создаваться труды, посвященные древней истории арабов в целом, отдельным государствам и народам Аравии, а также наиболее важным проблемам: исторической географии, экономике, политическому строю, культуре и религии, хронологии, ономастике и др. В Бельгии, Франции, Австрии, США сложились научные школы сабеистов.
Описания русских путешественников (купцов, паломников, дипломатов, ученых), побывавших в Аравии, издание в России сочинений зарубежных путешественников положили начало знакомству с ее древностями и их изучению в нашей стране в XIX — начале XX в.
В советское время такие крупнейшие ученые, как И.Ю. Крачковский и Н.В- Пигулевская, заложили капитальные основы отечественной арабистики и сабеистики. В 60—90-е годы эта отрасль исторической науки достигла высокого развития. Ученые нашей страны успешно занимаются разработкой проблем социально-экономических отношений в южноаравийском обществе, в ходе которой сделан важный вывод о ран-нерабовладельческом характере этого общества, отмечены сохранившиеся в нем традиции родоплеменного строя, выявлены общие и особенные черты общества Южной Аравии в сравнении с другими обществами Древнего Востока и античного мира. Большое внимание уделяется проблемам политического строя государств Южной Аравии, культуре и религии народов, населявших ее в древности, весьма сложной и еще не решенной окончательно проблеме хронологии Аравии. Издаются надписи и изучается язык южноаравийской письменности. В 80-е годы советские ученые в составе советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) стали вести археологические и этнологические исследования на территории Южного Йемена в районе Хадрамаута и на острове Сокотра.
2. Североаравийские племена и государственные образования
На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности рядом племен — ариби, кедреи, набатеи, самуд и другие, — ведших кочевой образ жизни.
Главным занятием населения было скотоводство. Разводили лошадей, ослов, крупный и мелкий рогатый скот (в том числе курдючных овец), но в первую очередь верблюдов. Верблюд давал кочевнику все: его мясо и молоко шли в пищу, из верблюжьей шерсти изготовляли ткани, из шкур — кожевенные изделия, навоз употреблялся как топливо. Верблюды рассматривались в качестве эквивалента стоимости. «Верблюд — корабль пустыни» был идеальным средством передвижения.
Режим кочевого хозяйства и образа жизни зависел от природных условий. Зимой, во влажный период года, когда выпадали дожди, кочевники уходили со своими
стадами в глубь пустыни, где имелась сочная зелень и русла «вади» наполнялись водой. С наступлением весны, в апреле — мае, когда исчезал зеленый покров и пересыхали «вади», люди откочевывали на весенние пастбища, где имелись искусственные водохранилища: цистерны, колодцы, водоемы, остатки которых обнаружены археологами на территории Сирийской пустыни и Северной Аравии. В июле — августе наступало самое жаркое время года, источники пересыхали, и кочевники отходили на окраины пустыни, приближаясь к рекам и побережьям, выходя в земледельческие зоны с постоянными источниками воды.
У этих народов господствующими все еще были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие государства. Возможно, некоторые из них можно назвать княжествами, например Набатею. Их правители в ассирийских документах обычно именовались «царями», видимо, по аналогии с правителями других государств, но более правомерно было бы называть их «шейхами». Иногда вместо «царей» во главе племенных союзов стояли «царицы», что, вероятно, говорит о сохранении пережитков матриархата.
У арабских племен и княжеств постепенно складывалась своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии — все взрослые мужчины племени были воинами, да и женщины нередко принимали участие в походах. Сражались воины на верблюдах, на каждом — обычно по двое: один погонял верблюда, другой стрелял из лука или действовал копьем. Арабы-кочевники выработали и свою тактику ведения военных действий: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне.
Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами — Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав и к тому же враждовавшими друг с другом, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени, что особенно характерно для IX—VII вв. до н. э., когда
Ассирийское государство начало целенаправленное наступление на Восточносредиземноморское побережье.
Одно из первых столкновений Ассирии с арабами относится к середине IX в. до н. э.: в 853 г. в битве при Каркаре в Сирии Салманасар III разбил войска обширной коалиции, в состав которой входили и арабы. В дальнейшем Тиглатпаласар III, Саргон II, Синаххериб усилили ассирийское продвижение на запад, что неминуемо привело к учащению столкновений с арабскими племенами и княжествами, в ходе которых против них предпринимались карательные экспедиции, взималась дань (золотом, скотом, особенно верблюдами, благовониями и пряностями), разорялись занимаемые ими территории, крепости, водные источники и т. д. В правление Асархаддона арабские племена и княжества оказались преградой для Ассирии на пути к завоеванию Египта. Однако ему удалось подчинить некоторые из них, заставить пропустить ассирийское войско через свои земли и дать верблюдов для перехода по пустыне к границам Египта, что способствовало его покорению в 671 г. до н. э. Ашшурбанапал вел наиболее крупные войны с арабами в связи с тем, что они не только все больше сплачивались между собой, но и вступали в союзы с другими государствами против Ассирии: с Египтом, Вавилоном и др. В 40-х годах VII в. до н. э. он после нескольких походов добился полного покорения мятежных арабских княжеств и племен, но власть Ассирии над ними была номинальной.
Кратковременное господство Нововавилонского царства на международной арене сопровождалось и его попыткой закрепиться в Аравии. Набонид захватил один из главных центров Северной Аравии — город Тейму и на несколько лет сделал ее своей резиденцией, покорил ряд других аравийских городов и оазисов, что позволило сосредоточить в руках Вавилона важнейшие торговые пути.
Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова. По-видимому, Оман (Маган) включался вместе с частью противолежащего южного Ирана
в соименную ахеменидскую область Мака. По договору с арабами персидский царь Камбиз во время похода на Египет в 525 г. до н. э. получил право прохода через земли арабов-набатеев и согласие на снабжение водой персидского войска на все время пути через пустыню. В надписях персидских царей, в частности Дария I, Аравия названа в числе их владений, однако, по словам Геродота, «арабы никогда не были под игом персов», хотя и приносили ежегодные дары в виде 1000 талантов (более 30 т) ладана и во время походов включались в состав персидской армии. Они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (V в. до н. э.), оказывали ожесточенное сопротивление греко-македонским войскам во время похода Александра на Восток (IV в. до н. э.), особенно в боях за город Газу. Уже завершив восточный поход, Александр собирался воевать с арабами, не приславшими ему посольства с выражением покорности, но смерть помешала этим планам.