Принципы и гарантии законности.
Под законностью понимают строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
Принципы законности — это основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых делает законность эффективной и действительной.
Рассмотрим следующие принципы или требования законности.
Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества, издания подзаконных актов следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили закону, издавались в соответствии с законом. Если же в процессе реализации права, применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.
Принцип приоритета (первенства) международного права перед внутригосударственным правом. Этот принцип зафиксирован в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в ходе
правотворчества не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ. В процессе же применения права при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам и договорам предпочтение должно отдаваться последним.
Принцип равенства перед закономсостоит в том, что в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать законы и в равной степени нести ответственность
перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное,социальное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т. д. не освобождают от соблюдения законов и от ответствен-ности за их нарушение.
Иногда называется еще принцип всеобщности законности или обязательности законности для всех без исключения.Думается, что это лишь другие названия принципа равенства
всех перед законом, ибо он и предполагает обязательность закона для всех.
Принцип единства законности требует единообразного понимания и применения законов на всей территории страны.Законность будет единой лишь тогда, когда по аналогичным,
типичным делам принимаются одинаковые, типичные решения. Это предполагает вынесение решений по одинаковым, типичным делам на основе одних и тех же норм, их одинаковое толкование, одинаковую юридическую квалификацию.
Иногда единство законности понимают как единство законов.
Единство законов — это лишь предпосылка единства законности, она не ведет автоматически к единству законности, единообразному применению законов. Единство законности может быть нарушено даже в случаях, когда решения выносятся в рамках закона, если закон предусматривает последствия относительно определенно или альтернативно.
Принцип недопустимости отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступить от требования закона по тем мотивам,
что применение закона, строгое следование закону в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно или даже вредно.
Во-первых, следует учитывать, что с точки зрения интересов всего общества, да и каждого отдельного гражданина, отступление от законов в конечном счете нецелесообразно,
вредно, так как подрывает законность. Выгода отступления от законности для конкретного случая перекрывается огромным вредом расшатывания законности.
Гарантии законности — это условия и средства, способы обеспечения законности. К условиям относятсясоциально-экономические, политические, идеологические гарантии,
к средствам и способам — юридические или специальные.
К социально-экономическим гарантиям раньше относили социалистическую собственность и систему хозяйства, теперь относят многообразие форм собственности, хозяйственную самостоятельность, рыночную экономику. Однако представляется, что ни то, ни другое не следует относить к гарантиям.
Любая собственность сама нуждается в гарантиях, и сама по себе любая форма собственности не обеспечивает законности,а может быть, даже порождает нарушение законности. К социально-экономическим гарантиям следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально-экономической системы, поступательность ее развития, рост общенационального дохода и на этой основе рост материальной обес-
печенности людей. Между последним фактором и законностью существует прямая связь.
Политические гарантии сводятся к политической стабильности общества, к политической воле власть имущих укреплять законность, к развитию и функционированию демократии. Политическая нестабильность, политическая борьба, выходящая за рамки законов, борьба партий, центральных и местных элит за власть, в недалеком прошлом борьба суверенитетов и законов отнюдь не способствовали укреплению законности, а зачастую эта борьба прямо носила правонарушающий характер и осуществлялась путем принятия неправомерных актов.
Важным фактором является политическая воля правящих Элит, направленная на укрепление законности. Отсутствие ееили недостаточность, порождаемая разными обстоятельствами, ведет к ослаблению законности.
Выше речь шла о связи законности и демократии. Развитие и укрепление демократии, функционирование институтов демократии также относятся к числу важных политических
гарантий. Например, одной из причин коррупции в государственном исполнительном аппарате является отсутствие контроля за ним со стороны представительных органов.
Идеологические гарантии — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества, и прежде всего должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Отметим здесь в первую очередь состояние правовой культуры, предполагающей знание
законов и уважительное к ним отношение. Это — очевидное условие крепкой законности.
Не менее важно и состояние нравственности в обществе.
Человек высоконравственный, соблюдающий общепризнанные нормы нравственности, соблюдает и нормы права. Для него нарушения закона- зло, а .соблюдение- добро. Отсюда вытекает, что для укрепления законности весьма важны правовое и нравственное воспитание членов общества, повышение уровня правовой культуры работников го-
сударственного аппарата.
Юридические гарантии — это специальные средства и методы, направлению на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом.
Среди таких гарантий следует отметить прежде всего юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
Основной целью, функцией юридической ответственности как раз и являются общее предупреждение, направленное в адрес потенциальных правонарушителей, и частное предупреждение (превенция) самого правонарушителя.
Заметим, что страх перед возможным принуждением, осуществляемым в рамках юридической ответственности, является важным сдерживающим фактором для неустойчивых субъектов.
К юридической ответственности примыкают и другие меры, призванные обеспечить реальную ответственность-правонарушителей. К ним относятся выявление правонарушений, дознание, расследование, меры пресечения (задержание,
арест) и др. К мерам ответственности примыкают и меры процессуальной защиты прав задержанных, обвиняемых, подсудимых (право на защиту, обжалование в суде ареста и т. д.).
Защитно-восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Эти меры осуществляются, как правило, по инициативе самих субъектов нарушенных прав, по их жалобам и заявлениям. Эти меры состоят: в устранении препятствий к осуществлению прав (решений о переносе забора при самовольном захвате чужого участка земли; отмена незаконного решения, препятствующего осуществлению права); в восстановлении прежнего состояния, существовавшего до нарушения права (например, восстановление незаконно уволенного на работе);
К мерам надзора и контроля прежде всего следует отнести контроль за соблюдением Конституции РФ, осуществляемый согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционным Судом Российской Федерации.
Контроль за законностью актов государственных органов и их должностных лиц, а также общественных объединений осуществляют арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Указанные способы защиты прав субъектов —это, с одной стороны, и меры защиты, осуществляемые по инициативе субъектов, чьи права нарушены, и одновременно меры судебного контроля.
В ряду рассматриваемых мер следует назвать и прокурорский надзор за соблюдением законности (надзор за дознанием и следствием, местами заключения, общий надзор за законностью актов органов управления, администрации предприятий и организаций), государственный контроль, осуществляемый государственными инспекциями, ведомственный контроль,