Государства «правящих идеологий».

Концепции государств «правящих идеологий». К такому типу следует отнести государства, созданные во имя реализации наднациональной идеи или ею руководствующиеся, исповедующие панисламизм, арабский национализм, сионизм и т.д., не считая стран, избравших в качестве государственной идеологии догматизированный и вульгаризированный марксизм (об этом речь пойдет ниже).

В результате революции 1978-1979гг. была образована Исламская Республика Иран. Основные идеи, которыми она руководствуется, это выдвинутая лидером исламской революции Рухоллой Хомейни в 1971 г. концепция «велаят-е факих» — «правление мудрого мусульманского законоведа», который должен вести общество по предначертанному Аллахом пути к идеалу — «государству ислама», не знающему ни социального, ни экономического, ни национального неравенства. Согласно этой концепции в отсутствие имама* руководство общиной возлагается на богословов, которым как бы передоверяется способность правильного толкования Корана. Вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках образцового богослова – факиха, который в качестве высшей инстанции обладает высокими личными качествами и совершенным знанием. Конституция, парламент призваны лишь оформлять соответствующее толкование положений шариата, а исполнительные органы – следить за выполнением вытекающих из толкования предписаний. Следовательно, исламское правление фактически персонифицировано.

Иллюстрация Файл 25.1.Хомейни Имам Рухолла Хомейни, духовный лидер и глава Ирана с 1979 г. по 1989 г.

Воплощением индостанской концепции мусульманского национализма, отталкивающегося от представления о мусульманах Индии как полнокровной нации, имеющейправо на государственность, стал П а к и с т а н. Доминантами его официальной идеологии в момент образования государства (1947 г,) были: исламское правительство, исламское государство, исламская конституция, хотя, похоже никто толком не знал, что это такое. Однако, как и в других подобных государствах, политика строилась на прагматизме, направленном на укрепление национального единства, модернизацию и т.д. В «Резолюции о целях», которая легла в основу конституции Пакистана, говорится, что суверенитет во Вселенной принадлежит Богу, а верховная власть передана им государству через народ. В период правления Зия уль-Хака (1977—1988) был принят документ «Идеология Пакистана». В него, в частности, включены следующие положения: ислам — государственная религия, национальный язык-урду, Кашмир — неотъемлемая часть Пакистана, гарант целостности и процветания страны — сильная армия.



Иллюстрация Файл 25.2.Зия уль-Хак Зия уль-Хак, глава Пакистана (1977-1988)

К государствам «правящих идеологий» относится Сирия и относился Ирак до американской оккупации. Их идеология «баасизма» (правящей партии «Арабского социалистического возрождения») провозглашает цели: арабское единство, свобода, социализм во имя возрождения арабской нации.

C момента своего образования в 1948г. Израиль существует под знаменем сионизма — националистической идеологии, стержнем которого является представление о мировом еврействе как едином народе, воссоединенном на «земле обетованной». Здесь должно быть создано социалистическое общество с «нормальной» общественной пирамидой, в основе которой располагаются рабочие и крестьяне (ныне интеллигенция, коммерсанты, люди свободных профессий составляют непомерно большую долю израильтян).

Иллюстрация Файл 25.3.Декларация Декларация о создании государства Израиль, подписанная 14 мая 1948 года представителями еврейской общины и зарубежного сионистского движения.
Иллюстрация Файл 25.4.Сионизм Израильский флаг с сионистской символикой.

К государствам «правящих идеологий» примыкают страны, избравшие «особый», «третий» путь развития (об этом ниже).

Общие ориентиры концепций государств «правящих идеологий». По-видимому, можно говорить о существовании общих для всех государственных идеологий и программ основных политических, экономических и социальных ориентиров: государственно-политическая интеграция, упрочение независимости и суверенитета. А поэтому, как будет показано ниже, на первый план национальной жизни обычно выдвигаются задачи укрепления стабильности в условиях политического мира и общественного согласия, лояльности населения к государственной власти как главной национальной ценности, формирования национально-государственного сознания, ликвидации отсталости, достижения экономического роста в русле модернизации и на этой основе и в этой связи — установление социальной справедливости.

Неустойчивость официальных национальных идеологий. Вместе с тем перечисленные задачи типологически различны, приоритеты национальной политики и средства достижения цели, определяются местной спецификой. Важно подчеркнуть очевидное, а именно: национальные идеологии есть величины непостоянные, они, повторяю, меняются с переменой обстоятельств, часто со сменой стоящих у власти социальных и политических сил. И тогда старая идеология перестает быть одним из полюсов общественной мысли, а новую официальную идеологию формулируют сначала оппозиционные силы. Так, с крахом светского либерально-национального режима шаха в Иране (1979) утвердилось «государство ислама»; насеровский путь социалистической ориентации сменился садатовской политикой «открытых дверей» (1976); секулярный режим Не Вина в Бирме заменил религиозно ориентированный режим У Ну (1958); повсеместно наблюдается быстрая политическая и экономическая либерализация коммунистических режимов. С приходом к власти в Индонезии генерала Сухарто (1965 г.) началось «радикальное и тотальное исправление всех искривлений и извращений, допущенных в предыдущий период».

Иллюстрация Файл 25.5.Сухарто Сухарто, президент Индонезии с 1967 г. по 1998 г.

Официальная идеология, которой придерживалась пришедшая к власти в Бангладеш после убийства Муджибура Рахмана (1975) оппозиционная ему Национальная партия, выражала отказ от социалистического выбора и бенгальского национализма в пользу бангладешского, от секуляризма в пользу исламизма.

Показательна динамика перемен в Пакистане. Политические лидеры страны, начиная с «отца нации» Мухаммада Джинны (1876-1948), придерживаются курса на формирование сплоченного общества в современном интегрированном унитарном государстве, но у каждого было свое видение возможностей и средств достижения цели. В различные периоды короткой истории страны у власти находились силы, которые придерживались разных идейных позиций — буржуазно-демократической или авторитарной формы государственности, социалистической или капиталистической ориентации. Но всегда эти позиции объяснялись соответствующими духу Корана.

Иллюстрация Файл 25.6.Джинна Мухаммад Джинна, первый глава Пакистана.

Упор на политические проблемы, который делал демократ-секулярист Мухаммед Али Джинна, сменился на преимущественное внимание его преемника Мухаммада Айюб-хана к вопросам экономического роста и технического прогресса, потом на популистскую демагогию Зульфикара Бхутто (казнен в 1979 г.), стоявшую на трех китах: демократия — наша политика, ислам — наша религия и социализм — наша экономика, затем на военные диктатуры Зия уль-Хака (погиб в 1988 г.), проводившего политику форсированной исламизации страны.

Контрольные вопросы:

  1. Какие существовали государства «правящих идеологий» на Востоке в XX в.?
  2. Каковы общие ориентиры концепций государств «правящих идеологий»?
  3. В чем причины неустойчивости официальных национальных идеологий?
  4. Приведите примеры смены официальных национальных идеологий в странах Востока.

Наши рекомендации