Государства «правящих идеологий».
Концепции государств «правящих идеологий». К такому типу следует отнести государства, созданные во имя реализации наднациональной идеи или ею руководствующиеся, исповедующие панисламизм, арабский национализм, сионизм и т.д., не считая стран, избравших в качестве государственной идеологии догматизированный и вульгаризированный марксизм (об этом речь пойдет ниже).
В результате революции 1978-1979гг. была образована Исламская Республика Иран. Основные идеи, которыми она руководствуется, это выдвинутая лидером исламской революции Рухоллой Хомейни в 1971 г. концепция «велаят-е факих» — «правление мудрого мусульманского законоведа», который должен вести общество по предначертанному Аллахом пути к идеалу — «государству ислама», не знающему ни социального, ни экономического, ни национального неравенства. Согласно этой концепции в отсутствие имама* руководство общиной возлагается на богословов, которым как бы передоверяется способность правильного толкования Корана. Вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках образцового богослова – факиха, который в качестве высшей инстанции обладает высокими личными качествами и совершенным знанием. Конституция, парламент призваны лишь оформлять соответствующее толкование положений шариата, а исполнительные органы – следить за выполнением вытекающих из толкования предписаний. Следовательно, исламское правление фактически персонифицировано.
Иллюстрация Файл 25.1.Хомейни | Имам Рухолла Хомейни, духовный лидер и глава Ирана с 1979 г. по 1989 г. |
Воплощением индостанской концепции мусульманского национализма, отталкивающегося от представления о мусульманах Индии как полнокровной нации, имеющейправо на государственность, стал П а к и с т а н. Доминантами его официальной идеологии в момент образования государства (1947 г,) были: исламское правительство, исламское государство, исламская конституция, хотя, похоже никто толком не знал, что это такое. Однако, как и в других подобных государствах, политика строилась на прагматизме, направленном на укрепление национального единства, модернизацию и т.д. В «Резолюции о целях», которая легла в основу конституции Пакистана, говорится, что суверенитет во Вселенной принадлежит Богу, а верховная власть передана им государству через народ. В период правления Зия уль-Хака (1977—1988) был принят документ «Идеология Пакистана». В него, в частности, включены следующие положения: ислам — государственная религия, национальный язык-урду, Кашмир — неотъемлемая часть Пакистана, гарант целостности и процветания страны — сильная армия.
Иллюстрация Файл 25.2.Зия уль-Хак | Зия уль-Хак, глава Пакистана (1977-1988) |
К государствам «правящих идеологий» относится Сирия и относился Ирак до американской оккупации. Их идеология «баасизма» (правящей партии «Арабского социалистического возрождения») провозглашает цели: арабское единство, свобода, социализм во имя возрождения арабской нации.
C момента своего образования в 1948г. Израиль существует под знаменем сионизма — националистической идеологии, стержнем которого является представление о мировом еврействе как едином народе, воссоединенном на «земле обетованной». Здесь должно быть создано социалистическое общество с «нормальной» общественной пирамидой, в основе которой располагаются рабочие и крестьяне (ныне интеллигенция, коммерсанты, люди свободных профессий составляют непомерно большую долю израильтян).
Иллюстрация Файл 25.3.Декларация | Декларация о создании государства Израиль, подписанная 14 мая 1948 года представителями еврейской общины и зарубежного сионистского движения. |
Иллюстрация Файл 25.4.Сионизм | Израильский флаг с сионистской символикой. |
К государствам «правящих идеологий» примыкают страны, избравшие «особый», «третий» путь развития (об этом ниже).
Общие ориентиры концепций государств «правящих идеологий». По-видимому, можно говорить о существовании общих для всех государственных идеологий и программ основных политических, экономических и социальных ориентиров: государственно-политическая интеграция, упрочение независимости и суверенитета. А поэтому, как будет показано ниже, на первый план национальной жизни обычно выдвигаются задачи укрепления стабильности в условиях политического мира и общественного согласия, лояльности населения к государственной власти как главной национальной ценности, формирования национально-государственного сознания, ликвидации отсталости, достижения экономического роста в русле модернизации и на этой основе и в этой связи — установление социальной справедливости.
Неустойчивость официальных национальных идеологий. Вместе с тем перечисленные задачи типологически различны, приоритеты национальной политики и средства достижения цели, определяются местной спецификой. Важно подчеркнуть очевидное, а именно: национальные идеологии есть величины непостоянные, они, повторяю, меняются с переменой обстоятельств, часто со сменой стоящих у власти социальных и политических сил. И тогда старая идеология перестает быть одним из полюсов общественной мысли, а новую официальную идеологию формулируют сначала оппозиционные силы. Так, с крахом светского либерально-национального режима шаха в Иране (1979) утвердилось «государство ислама»; насеровский путь социалистической ориентации сменился садатовской политикой «открытых дверей» (1976); секулярный режим Не Вина в Бирме заменил религиозно ориентированный режим У Ну (1958); повсеместно наблюдается быстрая политическая и экономическая либерализация коммунистических режимов. С приходом к власти в Индонезии генерала Сухарто (1965 г.) началось «радикальное и тотальное исправление всех искривлений и извращений, допущенных в предыдущий период».
Иллюстрация Файл 25.5.Сухарто | Сухарто, президент Индонезии с 1967 г. по 1998 г. |
Официальная идеология, которой придерживалась пришедшая к власти в Бангладеш после убийства Муджибура Рахмана (1975) оппозиционная ему Национальная партия, выражала отказ от социалистического выбора и бенгальского национализма в пользу бангладешского, от секуляризма в пользу исламизма.
Показательна динамика перемен в Пакистане. Политические лидеры страны, начиная с «отца нации» Мухаммада Джинны (1876-1948), придерживаются курса на формирование сплоченного общества в современном интегрированном унитарном государстве, но у каждого было свое видение возможностей и средств достижения цели. В различные периоды короткой истории страны у власти находились силы, которые придерживались разных идейных позиций — буржуазно-демократической или авторитарной формы государственности, социалистической или капиталистической ориентации. Но всегда эти позиции объяснялись соответствующими духу Корана.
Иллюстрация Файл 25.6.Джинна | Мухаммад Джинна, первый глава Пакистана. |
Упор на политические проблемы, который делал демократ-секулярист Мухаммед Али Джинна, сменился на преимущественное внимание его преемника Мухаммада Айюб-хана к вопросам экономического роста и технического прогресса, потом на популистскую демагогию Зульфикара Бхутто (казнен в 1979 г.), стоявшую на трех китах: демократия — наша политика, ислам — наша религия и социализм — наша экономика, затем на военные диктатуры Зия уль-Хака (погиб в 1988 г.), проводившего политику форсированной исламизации страны.
Контрольные вопросы:
- Какие существовали государства «правящих идеологий» на Востоке в XX в.?
- Каковы общие ориентиры концепций государств «правящих идеологий»?
- В чем причины неустойчивости официальных национальных идеологий?
- Приведите примеры смены официальных национальных идеологий в странах Востока.