Образцы политических идеологий национального прагматизма.
«Государственный национализм». В основе официальной идеологии Индии после обретения ею независимости лежал курс, намеченный Дж. Неру (1889—1964) «государственный национализм». Это означало решающую роль государства в определении основных направлений развития во имя достижения национальных целей: образования единой нации в федеративном секулярном государстве с парламентской демократией со смешанной экономикой, с опорой на собственные силы; предусматривается преобладание государственного сектора в жизненно важных областях экономики и социалистическая перспектива в духе принципов, заложенных в конституции. После смерти Дж. Неру постепенно возобладала тенденция к либерализации экономической жизни.
Иллюстрация Файл 24.1.Неру и Ганди | Джавахарлал Неру и Махатма Ганди. |
«Кемализм». «Кемализм» - официальная национально-либеральная идеология Турции, сформулированная первым президентом республики Кемалем Ататюрком (1881—1938) на базе шести принципов: республиканизм, национализм, народность (неприятие идеи классовой разделенности общества), этатизм (государственное планирование и контроль за проектами развития), лаицизм и революционность. Руководящая идея – национальное государство европейского типа. Все турецкие правящие режимы клянутся в верности, курсу Ататюрка, хотя и меняют его в соответствии с требованиями времени. Уже в 1950-е годы Турция отказалась от государственного патернализма по отношению к обществу, от чрезмерной централизации в проведении реформ, был сделан выбор в пользу свободных рыночных отношений, хотя борьба между государственниками и рыночниками не прекращается.
Иллюстрация Файл 24.2.Кемаль Ататюрк | Мустафа Кемаль Ататюрк. |
«Панча сила». В И н д о н е з и и целью революции было независимое процветающее государство и справедливое общество, отвечающее принципу «всё для всех» («панча сила»), на основе модернизации страны. Кредо было сформулировано ее первым президентом Сукарно еще в 1945 г. в форме пяти принципов: национализм во имя сплочения населения в едином государстве; интернационализм как форма гуманизма, предполагающая равноправие и братство между народами; международное сотрудничество, демократия как суверенитет народа, принятие решений на традиционной основе согласований и компромисса — консенсуса его представителей (индонезийская специфика); процветание в духе идеи социальной справедливости, предусматривающей равенство и в политическом и в экономическом отношении; вера в единого Бога, что позволяло в известной мере обеспечивать и мирное сосуществование конфессий, и проведение секулярной политики. Эти принципы лежат в основе государственной идеологии вот уже полстолетия на всех поворотах истории Индонезии, хотя с изменением политического режима менялись приоритеты элементов формулы «панча сила», да и само их понимание.
Иллюстрация Файл 24.3.Сукарно | Сукарно – первый президент Индонезии (1945-1967 гг.), автор «панча силы». |
«Культ нации». Официальная идеология на Филиппинах в годы правления Фердинанда Маркоса была подчинена идее филиппинского национализма – «культа нации», государства с акцентом на своеобразие национального пути развития, преодоления отсталости через ускорение экономического роста на базе рыночной экономики. Эта идеология изложена в работах Маркоса и принята в 1972г. в качестве государственной программы построения «нового общества». Определяя национальные перспективы на 2000г., Ф. Маркос назвал их в такой очередности: политическая стабильность, самообеспечение в области базовых потребностей, высокая степень индустриализации, развитие села и районов, достаточность ресурсов и развитие.
«Рукуннегара». Малайзия исповедует идеологию «Рукуннегары». Рукуннегара («основы государственности») как официальная доктрина провозглашена в 1970г. Главной заботой государства названа задача формирования единой малайзийской нации – единства всех народов страны. Своеобразие страны состоит в том, что малайцы составляют менее половины населения, а наиболее состоятельная и активно предпринимательская его часть — это китайцы и индийцы. Доктрина утверждает примат национальных интересов, ставит целью поддержание демократического образа жизни, построение прогрессивного общества на базе современной науки и техники. Объявляется намерение создать общество равных возможностей без эксплуатации человека человеком, обеспечивающее социальную защиту граждан и справедливое распределение национального богатства. В ней говорится о стремлении к непредвзятому отношению к культурным ценностям всех народов Малайзии.Короче, речь идет о модернизации при сохранении национальных особенностей. К 2020 г. предполагается выровнять социально-экономическое положение всех демографических фракций малайзийского общества, после чего будут отменены льготы, которыми пользуются малайцы как наименее обеспеченная часть народа.
Иллюстрация Файл 24.4.Китайцы | Этнические китайцы составляют значительную часть многонационального населения Малайзии. |
«Чучхесон». В Южной Корее господствует идеология «чучхесон» («сам себе хозяин»), опоры на собственные силы. Теоретики чучхесон подчеркивают исключительность южнокорейского пути развития, выделяя в качестве факторов, определяющих эту исключительность, национальный дух, национальное единство, уникальность национальной культуры. Бывший президент Южной Кореи Пак Чжон Хи толкует принцип чучхесон как основу корейской формы демократии и народной революции. Это предполагает примат единовластия (характерного для конфуцианской доктрины), идеи национализма с опорой на национальные культурные ценности и революционное преобразование человека в интересах национального сплочения, сильного государства, опирающегося на самобытность и бескомпромиссный суверенитет.
Иллюстрация Файл 24.5.Пак Чжон Хи | Пак Чжон Хи, президент Южной Кореи (1961-1979 гг.) |
Концепция «экономического роста». Для Японии до начала 1990-х годов была характерна концепция «экономического роста», идея «общества благоденствия японского типа» на национал-либеральной основе. Страна прошла путь от шовинизма военного времени, обожествления государственности к политическому либерализму и открытости по отношению к Западу (1945—1960). После поражения во второй мировой войне у японцев возникло чувство неполноценности, азиатской отсталости национальной культуры. Последовавший феноменальный экономический рост сопровождался нарастанием националистических и антиамериканских настроений. В конце 1970-х годов японское правительство конструирует идеологическую платформу национального единства. Возрождается стремление к лидерству в мировом сообществе, и даже появляется идея сделать Японию центром мировой цивилизации, создав образец высокоэффективного общества благосостояния. Все влиятельные политические силы разделяли основные положения официальной идеологии, естественно, расходясь в оценке приоритетов, средств достижения национальных целей.
Иллюстрация Файл 24.6.Японские солдаты | Японские солдаты складывают оружие. |
Иллюстрация Файл 24.7.Деловой центр | Деловой центр Токио. |
Другие примеры политических идеологий национального прагматизма. В современных монархиях — Брунее и Таиланде, Камбодже и Марокко, так же как в Иране, — государственная идеология зиждется на триаде «родина (нация)-вера-монарх».
Иллюстрация Файл 24.8.Ниязов | Сапармурад Ниязов – первый президент Туркменистана. |
В прагматическом ключе решается проблема формирования национальных программ в центральноазиатских странах — бывших советских республиках, в частности в Туркмении и Казахстане. Президент Туркмении С. Ниязов формулирует конечную цель так: построить на родной земле «светское, демократическое, правовое государство и в ближайшие годы войти в число самых передовых стран». Главная задача на данном этапе — «сохранение единства и спокойствия народа, недопущение хаоса и потрясений», «мир и согласие любой ценой», «созидательный труд на благо будущих поколений… (в условиях) рыночных отношений», которые «освобождают личность от всяких пут и догм, дают возможность проявить себя». И еще: «Думаю, что решение государственных вопросов должно базироваться на прагматизме». Президент Казахстана Н. Назарбаев утверждал: «Казахстанский суверенитет зиждется на трех опорах — национальная независимость, социально ориентированная экономика и межнациональное согласие».
Иллюстрация Файл 24.9.Б.Ельцин и Н.Назарбаев | Два президента: Б.Ельцин и Н.Назарбаев. |
Контрольные вопросы:
- Какие существуют образцы политических идеологий национального прагматизма? Какие можно выделить объединяющие их принципы?
- В чем заключается специфика каждого из представленных в параграфе образцов политических идеологий национального прагматизма?
- Какая главная задача решается на современном этапе в центральноазиатских странах — бывших советских республиках?