Согласных, безударных гласных и парных согласных в корне

Цель: учить обнаруживать в речи слова с непроизносимы­ми согласными, отличать их от слов-«ловушек»;

формировать орфографический навык;

развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

На доске записаны слова:

Тесный, чудесный, прелесный, часный.

— Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

— Что объединяет написанные слова между собой?

— Какое слово лишнее и почему?

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроизносимых согласных в корне слов?

— Всегда ли в слове есть непроизносимый согласный и как это проверить? (Ответы.)

Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

стн стл рдц здн лнц

Продолжите этот ряд до конца строки.

IV. Актуализация знаний.

Грамматическая загадка.

КРОСС + ВОРЫ - Ы + Д = ? (Кроссворд.)

    6.              
          13.  
1. 2.   5.     8. 9.   11.      
          7.              
                        14.
                  10.   12.    
      4.                    
    3.               '      
                           
                       
                         
                 
                   

— Ответив на вопросы, заполните пустые окошки и прочитайте слово, которое еще раз напомнит о коварной орфограмме.

На столе учителя лежат карточки с вопросами. Один ученик выходит к доске, вытягивает любую карточку, дает ответ и за­писывает отгаданное слово в кроссворд. Остальные дети запи­сывают слова в тетради, выделяют орфограммы, рядом припи­сывают проверочное слово.

1. Как называется растущее возле воды растение? (Тростник.)

2. Что обогревает и освещает землю? (Солнце.)

3. Антоним к слову «рано». (Поздно.)

4. Гневно, сердито. (Яростно.)

5. Когда нам очень нравится кушанье, мы говорим... (Вкусно.)

6. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница.)

7. Этот билет покупают для проезда в транспорте в течение месяца. (Проездной.)

8. Антоним к слову «радостно». (Грустно.)

9. Она бывает сельской и даже городской, ровной и холмистой. (Мест­ность.)

10. Как называется ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница.)

11. Как называют того, кто принес весть? (Вестник.)

12. Резец для работы по стеклу. (Алмазный.)

13. Печальный человек. (Грустный.)

14. Отличное, прекрасное утро. (Чудесное.)

— Какое слово можем прочитать по горизонтали? (Непроиз­носимые.)

— Что вы знаете о правописании непроизносимых соглас­ных?

V. Закрепление изученного.

1 человек работает у доски, остальные на местах.

— Прочитайте. Напишите цепочки слов, исключив из них лишние и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.

Праз..ник, грус.ный, поз..но, сер.ще.

Звез..ный, местность, окрес.ность, прекрасно.

Чудесно, опасно, капусный, прекрасно.

Ярос.ный, счасливый, тросник, лес.ница.

Свиснул, поса..ка, весник, косный.

Самостоятельная работа (на выбор).

1. Составьте три цепочки слов в соответствии с изученными орфограммами. Напишите их, вставляя пропущенные буквы.

Усный, нахо.,ка, хлеский, сво..ка, снева, вкусный, сстрица, свя..ка, небесный, сроватый, спе..ка, ярос.ный, ло..кий, св..ча, с.нливый.

2. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Под­черкните их.

Кувшинка

В луч..х со..нца прелесная кувш..нка нежилась на в..де. Она чувство­вала себя очень счас.ливой. Ноч..ю кувш..нка закрывала белые лепес.ки и ныряла с г..л..вой в в..ду. В ненас.ную п.году кр.савица весь день спала под в..дой.

3. Найдите ошибки. Исправьте их.

Радосный сережа свиснул грусному Щенку шарику. Поздним вечиром стаяла ненасная пагода. Чилавека охватило радосное чуство, когда он по-сматрел на звезное небо.

VІ. Подведение итогов. Рефлексия.

Завершите фразу:

Ø Мне больше всего удалось…

Ø Я могу себя похвалить…

Ø Я почувствовал, что…

Ø Я хочу дать совет себе…

VII. Домашнее задание.
Упражнение 104, с. 53.

Русский язык Дата

ТЕМА: Повторение и обобщение правил правописания гласных и согласных в корне слов

Цель: повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных соглас­ных в корне;

развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент.

* * *

Дом со всех сторон открыт. Заходи в зеленый дом —

Он резною крышей крыт. Чудеса увидишь в нем!

— Догадались, о каком доме идет речь? (О лесе.)

II. Актуализация знаний.

— Какие слова называются однокоренными?

— Подберите однокоренные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесочек, лесной, пролесок, лесничий, лесник, лесовик.)

— Запишите эти слова, разберите их по составу.

Наши рекомендации